Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 мая 2018 г. N 633

 

Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта, Е.А. Шмыгиной, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Медик" на действия государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "На право поставки дезинфицирующих средств для нужд КГБУЗ "Красноярское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы" в 2018 году" (далее - электронный аукцион), установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России 18.05.2018 поступила жалоба ООО "Медик" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319200043018000060.

Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.

В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.

Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.

На заседаниях Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшихся 24.05.2018 в 16 часов 30 минут (время местное), после окончания объявленного перерыва 25.05.2018 в 14 часов 40 минут (время местное), присутствовала представитель заказчика Леснова Е.Ю. (доверенность N 986/62 от 22.05.2018, удостоверение личности).

Явку своего представителя на вышеуказанные заседания Комиссии податель жалобы не обеспечил.

Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки по позиции N 4, в отношении которой заказчиком установлены показатели дезинфицирующего средства таким образом, что они влекут ограничение количества участников закупки. Податель жалобы отмечает, что характеристикам дезинфицирующего средства по позиции N4 описания объекта закупки соответствует средство "ТриМакс-Актив" (производство ООО "Синтеко"), которое находится в "закрытой" продаже.

Податель жалобы отмечает, что по форме выпуска "ампула не менее 4 мл, в упаковке не менее 30 ампул", по срокам рабочего раствора отсутствуют эквивалентные дезинфицирующие средства.

В описании объекта закупки по позиции N 4 заказчиком допущено указание о том, что закупаемое дезинфицирующее средство должно содержать в своем составе не менее 3-х действующих веществ (группа ДВ: ЧАС+Гуанидин), при этом заказчик не указывает какое именно третье действующее вещество должно быть. Также по СанПиН 2.1.3.2630-10 для стерилизации подходят те дезсредства, в которых в составе содержится Альдегиды или кислородосодержащие средства. По мнению подателя жалобы, в данном случае средство с таким составом не подлежит к стерилизации, т.к. опровергает требования по СанПиН 2.1.3.2630-10.

Также, по мнению подателя жалобы, не принципиально приобретать такие дорогостоящие препараты, с широким спектром действия в таких формах выпуска, т.к. в данных учреждениях основываются на предотвращении распространения туберкулезной палочки. В противном случае, податель жалобы просит данную позицию разместить по 223-ФЗ отдельным лотом.

На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме возражения, в которых заказчик сообщил о том, что обжалуемые положения аукционной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, поскольку при подготовке аукционной документации заказчик руководствовался своей потребностью. Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, поставить товар, соответствующий требованиям описания объекта закупки, может любое лицо. При формировании требований к средству по позиции N4 описания объекта закупки заказчик руководствовался потребностью в поставке высокоэффективного дезинфекционного средства, обладающего широким спектром применения.

Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседаниях Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.

В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств для нужд заказчика в 2018 году (извещение о проведении электронного аукциона от 15.05.2018 N0319200043018000060).

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Пунктами 1.7 и 2.4 раздела "Информационная карта о проведении электронного аукциона" аукционной документации определено, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товаров, являющихся объектом закупки, изложены заказчиком в Приложении N1 к указанному разделу аукционной документации (далее - Описание объекта закупки).

Заказчиком в Описании объекта закупки были определены при необходимости следующие характеристики объекта закупки:

N п/п

Наименование товара

Функциональные, технические и качественные характеристики товара

Ед. изм.

Кол-во

1

2

3

4

5

4.

Дезинфицирующее средство

Средство должно представлять собой прозрачную жидкость от бесцветного до желтого цвета со слабым характерным запахом.

Концентрация средства по действующим веществам должна составлять не менее 40%.

Средство должно содержать в своем составе не менее 3-х действующих веществ. Группа ДВ: ЧАС + Гуанидин. Средство не должно содержать в своём составе активного хлора, фенолов, перекисных соединений, спиртов, хлоргексидина, аминов и альдегидов.

Срок годности средства - не менее 5 лет.

Срок годности рабочих растворов - не менее 40 суток.

Средство должно обладать антимикробной активностью в отношении грамотрицательных и грамположительных (включая микобактерии туберкулеза (тестировано на культуре тест-штамма Mycobacteriumterrae) микроорганизмов, вирусов (в отношении всех известных вирусов-патогенов человека), особо опасных инфекций - чумы, холеры, туляремии, легионеллеза, грибов рода Кандида, Трихофитон и плесневых грибов, возбудителей внутрибольничных инфекций, анаэробной инфекции; средство должно обладать спороцидной активностью; средство должно обладать овоцидными свойствами в отношении возбудителей паразитарных болезней (цист и ооцист простейших, яиц и личинок гельминтов, остриций).

Средство должно иметь хорошие моющие и дезодорирующие свойства, не портить обрабатываемые объекты, не обесцвечивать ткани, не фиксировать органические загрязнения, не вызывать коррозии металлов.

Средство должно сохранять свои свойства после замерзания и последующего оттаивания.

Средство по параметрам острой токсичности должно относится к 4 классу малоопасных веществ при нанесении на кожу.

Средство предназначено для:

- ДЕЗИНФЕКЦИИ И МЫТЬЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ (выход рабочего раствора из одной ампулы/дозы средства для дезинфекции поверхностей в отношении бактерий должен составлять не менее 10 л при времени экспозиции не более 15 мин.; выход рабочего раствора из одной ампулы/дозы средства для дезинфекции поверхностей при вирусных инфекциях должен составлять не менее 10л при экспозиции не более 60 мин; выход рабочего раствора из одной ампулы/дозы средства для дезинфекции поверхностей в отношении туберкулеза должен составлять не менее 10 л при времени экспозиции не более 60 мин;

- ДЕЗИНФЕКЦИИ КУВЕЗОВ и приспособлений к ним, комплектующих деталей наркозно-дыхательной и ингаляционной аппаратуры, анестезиологического оборудования;

- ДЕЗИНФЕКЦИИ МЕД.ОТХОДОВ, в том числе жидких отходов (кровь, сыворотка, смывные воды и т.п.)

- ДЕЗИНФЕКЦИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ОТТИСКОВ из альгинатных, силиконовых материалов, полиэфирной смолы, зубопротезных заготовок из металлов, керамики, пластмасс и других материалов, отсасывающих систем стоматологических установок, слюноотсосов и плевательниц;

- ДЕЗИНФЕКЦИИ ИМН;

- ДЕЗИНФЕКЦИИ ИМН, СОВМЕЩЕННОЙ С ПСО;

- ПРЕДСТРЕРИЛИЗАЦИОННОЙ ИЛИ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ОЧИСТКИ ЭНДОСКОПОВ;

- СТЕРИЛИЗАЦИИ ИМН;

- ПРОВЕДЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНЫХ УБОРОК (выход рабочего раствора из одной ампулы/дозы средства для проведения генеральных уборок в соматическом отделении ЛПУ (кроме процедурного кабинета) должен составлять не менее 10л при времени экспозиции не более 15 мин.;

- БОРЬБЫ С ПЛЕСЕНЬЮ;

- ДЕЗИНФЕКЦИИ ВОЗДУХА;

- ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ (ДЕЗИНВАЗИИ) ПОЧВЫ;

- ДЕЗИНФЕКЦИИ ПОВЕРХНОСТИ СКОРЛУПЫ СЫРЫХ И ВАРЕННЫХ ЯИЦ.

Форма выпуска пластиковая ампула не более 4 мл. Упаковка не менее 30 ампул.

Упаковка

25

Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.

Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым работам.

Согласно пояснениям заказчика при формировании функциональных, технических и качественных характеристик товара, указанного в позиции N4 Описания объекта закупки, заказчик руководствовался фактической потребностью в целях обеспечения безопасности сотрудников в поставке дезинфицирующего средства с широким спектром его применения, который соответствует специфике деятельности заказчика, обусловленной тем обстоятельством, что все поступающие трупы считаются потенциально опасными (ВИЧ-инфекции, гепатит В, С). Дезинфицирующее средство "ТриМакс-Актив" ранее успешно прошло апробацию сотрудниками заказчика в целях эффективной борьбы с микробами, вирусами, особо опасными инфекциями, плесневыми грибами, возбудителями паразитарных болезней, форма выпуска "пластиковая ампула не более 4 мл, упаковка не менее 30 ампул" обеспечивает удобство использования и эффективное расходование дезинфицирующего средства.

Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).

Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.

Учитывая вышеизложенное, обжалуемые подателем жалобы действия заказчика по формированию им требований к дезинфицирующему средству, указанному в позиции N4 Описания объекта закупки, которым соответствует средство "ТриМакс-Актив", само по себе не может рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о контрактной системе, поскольку, во-первых, такие действия корреспондируют целям эффективного использования источников финансирования, ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупки, во-вторых, такие действия обусловлены фактической необходимостью в целях обеспечения безопасности сотрудников в поставке дезинфицирующего средства с широким спектром его применения, который соответствует специфике деятельности заказчика, обусловленной тем обстоятельством, что все поступающие трупы считаются потенциально опасными. При этом в ходе проведения заседаний Комиссии по рассмотрению жалобы по существу подателем жалобы не было представлено доказательств того, что потребность заказчика в поставке дезинфицирующего средства, обладающего одновременно комплексом характеристик, указанных в позиции N4 Описания объекта закупки, возможно обеспечить путем поставки иных дезинфицирующих средств.

Таким образом, в отсутствие доказательств обратного Комиссия пришла к выводу о том, что характеристики дезинфицирующего средства, указанного в позиции N4 Описания объекта закупки, были определены с учетом вышеуказанных особенностей, необходимых и имеющих значимость для заказчика в целях обеспечения безопасности сотрудников заказчика.

В отношении довода подателя жалобы о том, что, исходя из Описания объекта закупки, закупаемое дезинфицирующее средство должно содержать в своем составе не менее 3-х действующих веществ (группа ДВ: ЧАС+Гуанидин), при этом заказчик не указывает какое именно третье действующее вещество должно быть, Комиссия отмечает следующее.

Согласно пояснениям заказчика потребностью заказчика является поставка дезинфицирующего средства, в том числе, содержащего своем составе не менее 3-х действующих веществ. Группа ДВ: ЧАС + Гуанидин, при этом средство не должно содержать в своём составе активного хлора, фенолов, перекисных соединений, спиртов, хлоргексидина, аминов и альдегидов.

При описании объекта закупки заказчик учитывал, что к одной группе - ЧАС (Четвертично-аммониевые соединения) относятся два действующих вещества: алкилдиметилбензиламмониум хлорид и N,N-дидецил-N,N-диметиламмониум хлорид, а ко второй группе относится действующее вещество - Гуанидин. Таким образом, в Описании объекта закупки были указаны две группы действующих веществ, т.к. в одну групп (ЧАС) входят одновременно два действующих вещества.

Учитывая вышеизложенное, при установлении имеющих значение для заказчика характеристик действующих веществ дезинфицирующего средства заказчиком были установлены показатели, позволяющие определить потребность заказчика, что не противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе. Также установление в позиции N4 Описания объекта закупки требования заказчика об отсутствии в составе дезинфицирующего средства альдегидов свидетельствует о том, что указанный показатель является значимым для заказчика по причинам указанным выше в настоящем решении, что не подлежит признанию нарушающим требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Из Приложения N 2 к информационной карте аукционной документации следует, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта было выполнено заказчиком на основании осуществленного им анализа рынка путем направления соответствующих запросов хозяйствующим субъектам на предмет уточнения стоимости товаров, являющиеся объектом закупки, в соответствии с Описанием объекта закупки. На указанные запросы в адрес заказчика поступили 3 (три) коммерческих предложения, содержащих ценовые предложения поставки товаров, являющихся объектом закупки, в объеме, предусмотренном Описанием объекта закупки.

Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что объектом закупки является поставка дезинфицирующих средств, а не их изготовление, в связи с чем, поставщиком товаров может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров. При этом ссылка подателя жалобы на содержание скриншотов, приложенных к жалобе в качестве доказательств невозможности получения ценового предложения и отгрузки товара по позиции N4 Описания объекта закупки от официального дилера, не принимается Комиссией в качестве таковых доказательств, поскольку из содержания таких скриншотов однозначно не следует отсутствие возможности у подателя жалобы в поставке дезинфицирующего средства, соответствующего потребности заказчика по позиции N4 Описания объекта закупки.

Также Комиссия отмечает, что в соответствии с положениями статьи 24 Закона о контрактной системе решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается заказчиком и при проведении закупки заказчик вправе, а не обязан выделять отдельные лоты. Из системного толкования норм Закона о контрактной системе следует, что при формировании объекта закупки заказчиком устанавливаются требования к закупаемым товарам, прежде всего, исходя из собственных потребностей и целей, ради которых закупаются товары. Указанная позиция находит свое подтверждение в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017. В данном случае закупаемые товары, включенные в состав Описания объекта закупки, в том числе позиция N4, необходимы заказчику для достижения единого результата - обеспечения безопасности сотрудников путем проведения дезинфекционных мероприятий с использованием комплекса дезинфицирующих средств, включенных в объект закупки, что корреспондируют целям эффективного использования источников финансирования, ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупки.

Таким образом, вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что доводы подателя жалобы о формировании заказчиком Описания объекта закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, наличии в Описании объекта закупки требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не нашли своего подтверждения в ходе проведения заседаний Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.

На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Медик" необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии

О.П. Харченко

 

 

Члены Комиссии

Е.М. Хоменко

 

 

Е.А. Шмыгина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 мая 2018 г. N 633


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2018