Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 мая 2018 г. N 03/ВК-2782

 

Резолютивная часть объявлена 28.05.2018 г.Ханты-Мансийск

Изготовлено в полном объеме 31.05.2018

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

Председателя комиссии:

- Демкин А.В. - Руководитель Управления;

Членов комиссии:

- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;

- Воросцова Е.Е. - Эксперт отдела Управления.

от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;

от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом,

 

рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (ИНН 6317115266, ОГРН 1166313145327) от 21.05.2018 N721-ж на действия Заказчика - Администрация городского поселения Советский при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по ремонту дорог (извещение N0187300002818000051) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

Установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении электронного аукциона. В доводах жалобы Заявитель указал следующее.

Гражданский кодекс Российской Федерации дает четкое определении такому понятию как существенные условия контракта. Так, пункт 1 статьи 432 ГК РФ существенными определяет условия о предмете договора и условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимыми для договоров данного вида.

В законодательстве о контрактной системе, указание на условия обязательные к включению непосредственно в Проект контракта содержатся в статье 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в частности части 4, 12, 13 и 23 указанной статьи.

Важную роль в определении содержания проекта контракта имеет норма закрепленная частью 13 указанной выше статьи: "В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта".

Учитывая вышесказанное, выходит, что наряду с прочим проект контракта в обязательном порядке должен содержать информацию о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Проект контракта не содержит условий о сроке приемки выполненных работ.

Учитывая нормы статьи 95 Закона о контрактной системе, которыми предусмотрено, что изменение существенных условий контракта (к коим относится условия о приемке) при его исполнении не допускается, за исключением случаев, установленных указанной статьей, считаем, что в действиях заказчика имеются нарушения Закона о контрактной системе, в частности части 13 статьи 34.

2) В информационной карте указано:

Требование, предъявляемое к участникам закупки, об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570 Подрядчик обязан выполнить работы самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств. При этом стоимость данных работ, исходя из их сметной стоимости, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должна составлять не менее 15 процентов цены контракта.

 

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, с 25 мая утвержден перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам. В перечне 34 вида работ. Заказчик должен включить в документацию о закупке возможные виды и объемы работ из утвержденного перечня, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно. Подрядчиком выбирается из предусмотренных документацией видов и объемов работ те, которые он будет выполнять самостоятельно. Определенные по предложению подрядчика виды и объемы работ включаются в государственный и (или) муниципальный контракт. Эти конкретные виды работ в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

- не менее 15% цены государственного и (или) муниципального контракта - с 25 мая и до 1 июля 2018 г.;

- не менее 25% цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.

За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по самостоятельному выполнению видов и объемов работ, предусмотренных контрактом, устанавливается штраф. В соответствии с новым п. 4.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1063, он составляет 5% стоимости указанных работ.

Предметом закупки является ремонт работ, а не строительство или реконструкция. Следовательно, документация заказчика неправомерно устанавливает возможные виды и объемы работ из утвержденного перечня, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно.

На основании вышесказанного, руководствуясь статьями 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок", просим рассмотреть жалобу по существу в установленный законом срок, дать оценку правомерности действий Заказчика, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.

В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.

1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по ремонту дорог (извещение N0187300002818000051) размещены на официальном сайте единой информационной системы 03.05.2018.

В соответствии части 13 статьи 34 в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Комиссия Управления проанализировав документацию об аукционе в электронной форме (извещение N0187300002818000051), в части II проекта муниципального контракта раздела 2, порядок сдачи и приемки работ и делает вывод, что Заказчиком в проекте контракта документации об аукционе не установлены сроки приемки выполненных работ.

На основании вышеизложенного в действиях Заказчика установлено нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

2.В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

15.05.2017 Правительство Российской Федерации своим Постановлением N570 (далее - Постановление РФ N570) утвердило виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Пунктом 2 Постановления РФ N570 установлено, что:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

- не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

- не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.

в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".

Пунктом 7 Правил установлена ответственность подрядчика: за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

Заказчиком в документации об аукционе в электронной форме пунктом 28 установлено требование, а именно:

Требование, предъявляемое к участникам закупки, об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570 Подрядчик обязан выполнить работы самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств. При этом стоимость данных работ, исходя из их сметной стоимости, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должна составлять не менее 15 процентов цены контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Комиссия Управления приходит к выводу о том, что ответственность подрядчика, предусмотренная пунктом 7 Правил, в обязательном порядке должна быть включена в проект контракта, в случае установления аукционной документацией видов работ, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.

Ответственность подрядчика, предусмотренная пунктом 7 Правил, в проекте контракта отсутствует.

На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1. Признать жалобу ООО "Перспектива" (ИНН 6317115266, ОГРН 1166313145327) от 21.05.2018 N721-ж на действия Заказчика - Администрация городского поселения Советский при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по ремонту дорог (извещение N0187300002818000051) обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика - Администрация городского поселения Советский нарушения части 4 и части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику - Администрация городского поселения Советский обязательное для исполнения предписание.

4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.

5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

 

Председатель Комиссии Демкин А.В.

 

Члены Комиссии: Плеханов А.Н.

 

Воросцова Е.Е.

 

Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной

службы

по Ханты-Мансийскому

автономному округу - Югре

ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002

тел. (3467) 38-80-81

e-mail: to86@fas.gov.ru

 

2018 N 03/ВК- .

Оператор электронной площадки:

ЗАО "Сбербанк - АСТ"

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д.12, стр.9

тел.: (495) 7872999/97 доб. 369, Факс: (495) 7872998

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

Заявитель:

ООО "Перспектива"

443099, г. Самара, ул. Куйбышева, д. 79, 64

Тел.: (987) 891-48-00

E-mail: pers-tender@mail.ru

 

Заказчик:

Администрация городского поселения Советский

628242, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Советский район, г. Советский, ул. 50 лет Пионерии д.11 "б"

Тел.: 8 (34675) 37098

E-mail: fokus@sovinet.ru

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений законодательства

 

Резолютивная часть объявлена 28.05.2018 г.Ханты-Мансийск

Изготовлено в полном объеме 31.05.2018

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

 

Председателя комиссии:

- Демкин А.В. - Руководитель Управления;

Членов комиссии:

- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;

- Воросцова Е.Е. - Эксперт отдела Управления.

 

на основании своего решения от 28.05.2018 о рассмотрении жалобы ООО "Перспектива" (ИНН 6317115266, ОГРН 1166313145327) от 21.05.2018 N721-ж на действия Заказчика - Администрация городского поселения Советский при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по ремонту дорог (извещение N0187300002818000051), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Заказчику - Администрация городского поселения Советский совершить следующие действия:

1. При направлении проекта контракта победителю электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по ремонту дорог (извещение N0187300002818000051) включить в проект контракта:

- в раздел 2 проекта контракта сроки приемки выполненных работ, с учетом норм указанных в статье 95 Закона о контрактной системе;

- в раздел 6 проекта контракта включить ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту с учетом требований, указанных в Постановлении Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.

2. В течение десяти дней после заключения контракта представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.

 

Председатель Комиссии Демкин А.В.

 

Члены Комиссии: Плеханов А.Н.

 

Воросцова Е.Е.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Примечание: предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28 мая 2018 г. N 03/ВК-2782


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2018