Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 мая 2018 г. N 73-ВП/2018

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 мая 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 31 мая 2018 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Сапрыкиной Н.В.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Акулова Д.Н.

-

специалиста-эксперта отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России;

 

Черенковой Е.Б.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Оптические системы" (далее - ООО "Оптические системы", заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение подрядной организацией комплекса мероприятий по строительству объекта: "Велосипедная дорожка в "Парке Победы" в г. Копейске" (извещение N 0169300025318000188), в присутствии:

- представителей Муниципального учреждения Копейского городского округа "Управление строительства" (далее - МУ КГО "Управление строительства", заказчик) Сергеева Сергея Федоровича, Смоленцева Владимира Юрьевича, действующих на основании распоряжения N 285-р от 10.07.2017, доверенности N 4/18-Д от 27.04.2018;

- представителя Администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее - уполномоченный орган) Сувориной Елены Евгеньевны, действующей на основании доверенности N 7-ДВ от 10.01.2018;

- представителя ООО "Оптические системы" Говенко Андрея Юрьевича (до перерыва), действующего на основании доверенности N 5 от 25.05.2018;

- представителя ООО Группа Компаний "Абсолютные системы" Агрелова Сергея Васильевича (до перерыва), действующего на основании решения N 1 от 01.12.2016,

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 21.05.2018 поступила жалоба ООО "Оптические системы" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение подрядной организацией комплекса мероприятий по строительству объекта: "Велосипедная дорожка в "Парке Победы" в г. Копейске" (извещение N 0169300025318000188) (далее - аукцион, закупка).

Жалоба возвращена ООО "Оптические системы" 21.05.2018, антимонопольным органом принято решение о проведении внеплановой проверке по доводам заявителя.

Определением от 28.05.2018 объявлен перерыв в заседании Комиссии до 11.00 29.05.2018.

Согласно представленным документам изменения извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0169300025318000188 опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 28.04.2018 в 15:20.

Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение подрядной организацией комплекса мероприятий по строительству объекта: "Велосипедная дорожка в "Парке Победы" в г. Копейске" (извещение N 0169300025318000188) - 19 342 340,00 рублей.

Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0169300025318000188 (реестровый номер N 157) - 15.05.2018.

Протокол проведения электронного аукциона от 18.05.2018.

Протокол подведения итогов аукциона в электронной форме N 0169300025318000188 (реестровый номер N 157) - 21.05.2018.

На момент проведения внеплановой проверки контракт по итогам проведенного аукциона не заключен.

Согласно доводам заявителя, документация об аукционе содержит указание на производителя товара, используемого при выполнении работ, а также не содержит проектно-сметный расчет. Вместе с тем, согласно условиям проекта контракта, работы необходимо выполнять в соответствии с проектно-сметной документацией.

В представленном на заседание Комиссии после перерыва дополнении к жалобе ООО "Оптические системы" раскрывает мнение о том, что цена контракта по договору подряда является существенным условием и, поскольку, смета может определять стоимость работы, отсутствие сметы не позволит заключить и исполнить контракт надлежащим образом.

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами ООО "Оптические системы" не согласились и пояснили, что проектная документация, содержащая наименование товара, указывающего на производителя, как и смета, имеет положительное заключение государственной экспертизы, поэтому исключение из проектной документации наименования производителя товара невозможно. Параметры эквивалентности МУ КГО "Управление строительства" не посчитало нужным указывать, поскольку потребности заказчика соответствует продукция конкретного производителя. По мнению представителей заказчика, работы необходимо выполнять в соответствии с техническим заданием, поэтому размещенная документация является достаточной для проведения электронного аукциона, и принятия участия в закупке. При этом, представители МУ КГО "Управление строительства" подтвердили, что сметы, являющиеся частью проектной документации не размещены в ЕИС ввиду осуществления закупки на сумму выделенных лимитов, которые меньше, чем указано в проекте. К тому же, сметы могут быть предоставлены заинтересованному лицу по запросу. Считают доводы заявителя необоснованными.

ООО Группа Компаний "Абсолютные системы" представило письменное мнение, в котором указало на следующее. Смета, определяющая цену работ по договору подряда, не является существенным условием договора подряда. Тогда как предмет контракта, то есть объем и содержание работ, определены в технической (проектной) документации.

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является выполнение подрядной организацией комплекса мероприятий по строительству объекта: "Велосипедная дорожка в "Парке Победы" в г. Копейске".

В силу пункта 6 информационной карты документации об аукционе описание объекта закупки: в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1 к информационной карте), рабочей документацией, проектной документацией.

Пунктом 1.1 проекта контракта предусмотрено, что исполнитель обязуется выполнить комплекс мероприятий по строительству объекта: "Велосипедная дорожка в "Парке Победы" в г. Копейске (далее - работы), в соответствии с техническим заданием (приложение N1), графиком выполнения работ (приложение N2), проектно-сметной документацией к контракту, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.

1.1. В силу части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Согласно пункта 1 части 9 статьи 21 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом, в соответствии с пунктом 6.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из сведений, размещенных в ЕИС, представленных на заседание Комиссии, следует, что сметы (сметная документация) является частью проектной документации, но в составе документации об аукционе при проведении рассматриваемой закупки не размещена. Согласно пояснениям представителей МУ КГО "Управление строительства", озвученных на заседании Комиссии, заказчик посчитал достаточным разместить сводный сметный расчет стоимости строительства на сумму выделенных лимитов (19342340,00 рублей) и сводную ведомость объемов работ.

Тем самым, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

1.2. В составе размещенной в ЕИС документации об аукционе содержится ZIP архив документов, обозначенный заказчиком как С1, С2, СО.1, СО.2, ССР.П.1-ССР.П.4, файлы С1, С2 которого содержат по позиции "Опоры - опора граненая коническая, высотой 6 м, ОГК-6" указание на наименование завода-изготовителя: "ГК-Амира"; по позиции "Осветительное оборудование - Консольный светодиодный светильник, кривая Ш3" указание на марку "Econex Road 20 W3 5000K", указание на наименование завода-изготовителя: "Эконекс".

Несмотря на то, что в соответствии с пунктом 23 информационной карты документации об аукционе (требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в электронной форме и инструкция по её заполнению) первая часть заявки должна содержать согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, заказчиком не указано на возможность выполнения работ с использованием товаров "эквивалентных" установленным в проектной документацией, не установлены параметры такой эквивалентности.

Представители заказчика пояснили, что конструкция светильника, предусмотренная проектной документацией, выпускается только указанным в проекте производителем, не имеет аналогов. Однако наличие или отсутствие светильников иных торговых марок может быть определено в ходе проведения аукциона в результате указания характеристик товара, которые соответствуют потребности заказчика.

Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки включено указание на производителя товара, требование к товару, не позволяющее потенциальному участнику закупки выполнить работы, применяя товар другого производителя.

1.3. Согласно части 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В силу части 2 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.

Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Пунктом 3 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87) установлено, что проектная документация состоит из текстовой и графической частей.

При этом, текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.

Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.

Требования к содержанию разделов и состав проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения определены пунктами 10-32 раздела II Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87. При этом, проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из следующих 12 разделов: Раздел 1 "Пояснительная записка"; Раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка"; Раздел 3 "Архитектурные решения"; Раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения"; Раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений"; Раздел 6 "Проект организации строительства"; Раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства"; Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды"; Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности"; Раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов"; Раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства"; Раздел 12 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами".

Таким образом, из содержания градостроительного законодательства, законодательства о контрактной системе следует, что смета (сметная документация) является составной частью проектной документации, следовательно, только размещение проектной документации в полном объеме может свидетельствовать о соблюдении заказчиком требований, установленных законодательством о контрактной системе к описанию объекта закупки.

Вместе с тем, представленная проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, состоит из 8 томов: 1) Пояснительная записка; 2) Проект полосы отвода; 3) Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения (Велосипедная дорожка, Пешеходные мосты); 4) Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта (Наружное освещение, Система оповещения); 5) Проект организации строительства, Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта; 6) Мероприятия по охране окружающей среды; 7) Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности; 8) Смета на строительство.

Однако, сметная документация, являющаяся частью проектной документации, в ЕИС при проведении рассматриваемой закупки не размещена, несмотря на то, что объект капитального строительства: "Велосипедная дорожка в "Парке Победы" в г. Копейске" имеет положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Представители заказчика пояснили, что не весь объем работ, определенный проектно-сметной документацией, требуется выполнить.

Поскольку пунктом 1.1 проекта контракта предусмотрена обязанность подрядчика выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией, заказчику необходимо включить сметы на требуемый заказчику объем работ в проект контракта, в том числе как приложение, и указать об этом в пункте 1.1 проекта контракта, что позволит сделать вывод об условиях его исполнения.

Таким образом, отсутствие в составе документации об аукционе и проекте контракта на выполнение подрядной организацией комплекса мероприятий по строительству объекта: "Велосипедная дорожка в "Парке Победы" в г. Копейске" сметной документации не позволяет сделать вывод какие выполненные работы и в каком объеме будут оплачены подрядчику, что свидетельствует о несогласованности предмета контракта, необъективном описании объекта закупки в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Более того, на заседании антимонопольного органа заказчиком представлена выкопировка из Эскизного проекта 521-17.ЭП1-ГЧЗ с описанием малых эскизных форм, содержащая эскиз и описание скамьи, светильника и урны. Однако из содержания документации об аукционе невозможно сделать вывод о том, оценивались ли указанные малые эскизные формы на соответствие требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий при прохождении государственной экспертизы; учтена ли заказчиком стоимость малых эскизных формы при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

2. Частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).

В Постановлении N 570 определен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее - перечень работ).

Таким образом, в случае, если работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, являющиеся объектом закупки, указаны в перечне работ согласно Постановлению N 570, то заказчик обязан в документации о закупке, в том числе проекте контракта, предусмотреть следующие условия согласно подпунктам "а-в" пункта 2 Постановления N 570:

- возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

- ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в виде штрафа, размер которого составляет 5 процентов стоимости указанных работ.

Пунктом 3.1.7 проекта контракта предусмотрена обязанность подрядчика определить конкретные виды и объемы работ, включенные в контракт стоимостью не менее 15% от суммы Контракта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 г. N 570 из следующего перечня работ: - Подготовительные работы; - Земляные работы; - Устройство фундаментов и оснований; - Возведение несущих конструкций; - Устройство наружных электрических сетей и линий связи; - Устройство искусственных сооружений; - Благоустройство.

Однако, проект контракта не содержит возможные объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, что не соответствует части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, подпункту "а" пункта 2 Постановления N 570.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

2. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

3. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина

 

 Члены Комиссии Д.Н. Акулов

 

Е.Б. Черенкова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 мая 2018 г. N 73-ВП/2018


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2018