Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 мая 2018 г. N КОУ-34/2018

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>

рассмотрев жалобу ООО "Скорость" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ "ВДЦ "Смена" (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием: "Поставка мясорыбной продукции и мяса птицы (для СМП и СОНКО)" (извещение N 0318100028518000038) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения конкурсной документации. В своей жалобе ООО "Скорость" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) Заказчиком неверно установлен срок окончания предоставления разъяснений положений конкурсной документации; 2) в извещении об осуществлении закупки и в конкурсной документации указана противоречивая информация в отношении размера обеспечения заявки, размера обеспечения исполнения контракта, в отношении начальной (максимальной) цены контракта; 3) Заказчиком неправомерно установлено требование об указании в заявке на участие в конкурсе наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов на масло сливочное при отсутствии данной продукции в описании объекта закупки; 4) условия проекта контракта свидетельствуют об ограничении возможности участия в закупке лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, в связи с установлением требования о предоставления счета-фактуры по факту поставки товаров.

Представителем Заказчика представлена конкурсная документация, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что конкурсная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе, допущенные технические ошибки по доводам жалобы 1-3 не повлияли на результаты проведения закупки.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" проводился конкурс с ограниченным участием: "Поставка мясорыбной продукции и мяса птицы (для СМП и СОНКО)" (извещение N 0318100028518000038).

Начальная (максимальная) цена контракта - 17 503 478,94 рублей.

Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

На основании ч. 1 ст. 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

В силу ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

В соответствии с ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы. Предоставление конкурсной документации (в том числе по запросам заинтересованных лиц) до размещения извещения о проведении открытого конкурса не допускается.

Согласно п. 8) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.

Частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе определено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

В соответствии с ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.

Согласно Извещению о проведении конкурса с ограниченным участием для закупки N0318100028518000038 дата и время окончания подачи заявок - 21.05.2018 11:00.

В п. 19 Раздела 1 "Информационная карта" конкурсной документации установлен порядок предоставления участникам конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления, в частности:

Дата начала предоставления разъяснений положений конкурсной документации - 27.04.18 г.

Дата окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации - 15.05.18 г.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 Гражданского кодекса РФ).

Из пояснений представителя Заказчика следует, что в данном случае Заказчиком была допущена техническая ошибка.

Таким образом, установленная дата окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации не соответствует требованиям ч. 7, ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 1) ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает: информацию, предусмотренную статьей 42 настоящего Федерального закона.

Пунктом 7) статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).

Пунктом 10) части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе обусловлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.

В Извещении о проведении конкурса с ограниченным участием для закупки N0318100028518000038 указано: Размер обеспечения заявки - 175 034,79.

В п. 13 Раздела 1 "Информационная карта" конкурсной документации определен следующий размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе, а также условия банковской гарантии - установлено обеспечение заявки на участие в конкурсе в размере 1 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 175 034 (Сто семьдесят пять тысяч тридцать четыре) рубля 88 копеек. НДС не предусмотрен.

Из пояснений представителя Заказчика следует, что в данном случае Заказчиком была допущена техническая ошибка.

Таким образом, в нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе конкурсная документация и извещение об осуществлении закупки содержат противоречивую информацию в отношение размера обеспечения заявок.

Пунктом 8) статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

Пунктом 11) части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе обусловлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

В Извещении о проведении конкурса с ограниченным участием для закупки N0318100028518000038 указано: Размер обеспечения исполнения контракта - 1 750 347,89.

В п. 14 Раздела 1 "Информационная карта" конкурсной документации определен следующий размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению - установлено обеспечение исполнения контракта - 1 750 348 (Один миллион семьсот пятьдесят тысяч триста сорок восемь) рублей 89 копеек. НДС не предусмотрен.

В п. 9.1 проекта контракта (Раздел 13 конкурсной документации) определено, что Поставщик обязан предоставить обеспечение исполнения Контракта в размере 1 750 347 (Один миллион семьсот пятьдесят тысяч триста сорок семь) рублей 87 копеек (10 процентов от начальной (максимальной) цены контракта).

Из пояснений представителя Заказчика следует, что в данном случае Заказчиком была допущена техническая ошибка.

Таким образом, в нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе конкурсная документация и извещение об осуществлении закупки содержат противоречивую информацию в отношение размера обеспечения исполнения контракта.

Согласно п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В Извещении о проведении конкурса с ограниченным участием для закупки N0318100028518000038 указана начальная (максимальная) цена контракта - 17 503 478,94 Российский рубль.

Пунктом 17 Раздела 1 "Информационная карта" конкурсной документации определена начальная (максимальная) цена контракта - 17 503 487 (Семнадцать миллионов пятьсот три тысячи четыреста восемьдесят семь) рублей 94 копейки.

Из пояснений представителя Заказчика следует, что в данном случае Заказчиком была допущена техническая ошибка.

Таким образом, в нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе конкурсная документация и извещение об осуществлении закупки содержат противоречивую информацию в отношение начальной (максимальной) цены контракта.

В п. 58 Раздела 11 "Требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием" конкурсной документации установлен перечень документов, входящих в состав заявки: если позицией 43 установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами во исполнение п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 августа 2016 г. N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в заявке на участие в конкурсе необходимо указать наименование страны происхождения и производителя пищевых продуктов на масло сливочное (ОКПД2 10.11.31.130, 10.11.32.130, 10.11.32.130, 10.12.40.121, 10.11.31.140, 10.11.31.140, 10.20.34.126, 10.20.13.121, 10.20.31.110, 10.20.34.125, 10.20.26.112). Наименование страны происхождения товаров (пищевых продуктов) указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.

В свою очередь, предметом контракта является поставка мясорыбной продукции и мяса птицы, в описании объекта закупки в перечне товаров, подлежащих поставке, масло сливочное не содержится. Таким образом, установление требований о необходимости указания в заявке на участие в конкурсе наименования страны происхождения и производителя пищевых продуктов на масло сливочное является нарушением ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.

Из пояснений представителя Заказчика следует, что Заказчик ошибочно указал в Разделе 11 "масло сливочное".

На основании вышеизложенного, конкурсная документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Пунктом 2.3 проекта контракта определено, что цена настоящего Контракта составляет _________(_____________) рублей __ копеек,

без НДС: НДС не предусмотрен в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения НДС не уплачивается

с НДС: в том числе НДС - _____% , _______ (______________) рублей ____ копеек (далее - цена Контракта).

Согласно п. 3.2 проекта контракта для расчетов по настоящему Контракту Поставщик передает Заказчику:

- счет;

- счет-фактуру (при наличии операций, подлежащих налогообложению);

- оригинал товарной накладной (N ТОРГ-12) или универсальный передаточный документ, товарно-транспортная накладная в двух экземплярах (один экземпляр возвращается Поставщику после подписания);

- копия и/или оригинал паспорта, сертификата о происхождении, декларации соответствия, заверенные печатью изготовителя Товара и/или иных необходимых документов;

- акт приема-передачи товара в двух экземплярах (один экземпляр возвращается Поставщику после подписания).

Согласно п. 2 ст. 346.11 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ установлено, что применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

В силу п. 2 ст. 169 НК счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 настоящей статьи.

Для принятия в целях налогообложения прибыли сумм расходов по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) наличие счетов-фактур является необязательным при условии подтверждения факта осуществления указанных расходов первичными документами (платежными документами, актами приемки-передачи, товарными накладными, заключенными договорами и др.) и осуществления данных расходов для целей получения дохода.

Согласно приказа Минфина России от 17.11.2016 г. N 213н "О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" для оплаты денежных обязательств получатели средств федерального бюджета предоставляют в орган Федерального казначейства по мест их обслуживания соответствующие документы подтверждающие возникновение денежного обязательства: акт приемки-передачи и счет-фактура.

В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" счет-фактура без НДС заполняется по тем же правилам, которые установлены для оформления счетов-фактур, содержащих НДС. На основании пункта 2 раздела 2 приложения N 1 к постановлению N 1137 в графах основной таблицы, предназначенной для указания ставки налога и его суммы, рассчитанной по ставке, в счете-фактуре, составляемой без НДС, делается запись "без НДС".

Таким образом, условия проекта контракта позволяют заключить контракт с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения.

Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15, 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Скорость" обоснованной в части наличия нарушений ч. 3 ст. 7, ч. 7, ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе.

2. Признать в действиях ФГБОУ "ВДЦ "Смена" нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 7, ч. 8 ст. 50 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что Заказчику - ФГБОУ "ВДЦ "Смена" (единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе N 272 от 25.05.2018 г. по делу N КОУ-35/2018, повторное предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 мая 2018 г. N КОУ-34/2018


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2018