Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 23 мая 2018 г. N ФКС 18/172

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:

_

с участием представителей сторон:

от заказчика: муниципальное казенное учреждение "Стройзаказчик" (далее также - заказчик, МКУ "Стройзаказчик") _ по доверенности N35/2018 от 21.05.2018 г., директор _

от уполномоченного органа: Администрации города Ялуторовска (далее также - уполномоченный орган) _ по доверенности N35 от 04.12.2017 г.

в отсутствии заявителя: ООО "Тюменьтеплогазмонтаж" (далее также - заявитель, Общество), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,

рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу на действия аукционной комиссии Администрация города Ялуторовска при проведении электронного аукциона N АЭ 0055/2018 по определению исполнителя работ по объекту: Строительство сетей водоснабжения в микрорайоне "Восточный" (далее также - электронный аукцион) (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300002818000072),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Тюменское УФАС России 16.05.2018 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа, аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.

Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного учреждения. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

Согласно доводам жалобы, заявителю неправомерно отказано в допуске к участию в аукционе по п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.

Представители заказчика, уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами жалобы, представили письменные пояснения.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей уполномоченного органа, заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.

Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.

По смыслу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 названной статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок).

Из материалов дела усматривается, что Администрации города Ялуторовска, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона NАЭ 0055/2018 по определению исполнителя работ по объекту: Строительство сетей водоснабжения в микрорайоне "Восточный" в интересах заказчика - МКУ "Стройзаказчик", с начальной (максимальной) ценой контракта 45 011 350,00 рублей.

Информация об электронном аукционе была размещена 28.04.2018 г. на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300002818000072.

Как следует из решения аукционной комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, оформленного протоколом от 15.05.2018 г., заявка Заявка Общество с ограниченной ответственностью "Тюменьтеплогазмонтаж" на участие в электронном аукционе N 0167300002818000072 отклонена по следующему основанию: п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе. Обоснование: п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N 44- ФЗ от 05.04.2013 г. - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. требованиям документации об электронном аукционе (Приложению N 1 к Техническому заданию): В соответствии с инструкцией по заполнению первых частей Товар по номеру позиции 2 Гвозди строительные трефовые соответствуют ГОСТ 4028-63. В соответствии с ГОСТ 4028-63 "Приложение Теоретическая масса гвоздей" масса гвоздей, указанных участником закупки не соответствует требованиям ГОСТ, а именно: Участником указанно "Диаметр стержня 2 мм. Длина гвоздя 40 мм. Масса 1000 гвоздей 0,949 кг". В соответствии с примечанием к приложению масса трефовых гвоздей диаметром стержня 2 мм и длиной гвоздя 40 мм составляет 0,807 кг. Примечание к таблице: Масса 1000 трефовых гвоздей на 15%, а трефовых с перемычками на 12% меньше массы 1000 круглых гвоздей того же размера.

Комиссией установлено, что первая часть заявки заявителя содержит характеристики, предлагаемого к поставке товара (позиция N2 "Гвозди строительные трефовые"), с показателями не соответствующими ГОСТ 4028-63, что отражены в протоке рассмотрения рассмотрению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, оформленного протоколом от 27.06.2017 г.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует, что предоставляемые участником закупки сведения в отношении предлагаемого к поставке товара в части оспариваемых характеристики "Гвозди строительные трефовые" не соответствуют заявленным требованиям аукционной документации, в части установленного ГОСТ, что является безусловным основанием для отказа в допуске участнику от участия в закупке.

Следовательно, аукционная комиссия, руководствуясь требованиями аукционной документации, правомерно отказала Обществу в допуске к участию в электронном аукционе.

Вместе с тем, в обоснование неправомерного отклонения аукционной комиссией своей заявки на участие в аукционе, заявитель указывает на нарушение порядка отбора участников электронного аукциона, установленного Закона о контрактной системе. При этом в жалобе заявитель не указывает, в чем именно выразилось нарушение указанного порядка.

В связи с тем, что заявитель не обосновал, в чем именно выразилось нарушение аукционной комиссией при принятии оспариваемого решения об отклонении заявки заявителя, с учетом того, что представитель уполномоченного органа пояснил, что причина отклонения заявки послужило указание массы гвоздей несоответствующих ГОСТ 4028-63, Комиссия считает жалобу необоснованной.

 

Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки, осуществленной в соответствии с ч.15 статьи 99 Закона N44-ФЗ, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Статьей 64. Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Положения части 2 статьи 33, подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66, части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривают, что аукционная документация должна содержать информацию, позволяющую аукционной комиссии обеспечить отбор участников закупки, чьи первые части заявки соответствуют требованиям установленным документацией об аукционе в отношении закупаемых товаров и работ. При этом пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких требований к содержанию заявки и инструкции по ее заполнению, которые влекут за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.

Как установлено материалами дела, предметом закупки является "Строительство сетей водоснабжения в микрорайоне "Восточный".

В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Таким образом, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.

Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом действующего законодательства.

Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в таблице "Характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ (Приложение N 1 к Техническому заданию) установлены требования к товарам, характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, например:

Пункт 2 Гвозди строительные трефовые, Заказчик требует указать конкретные значения показателя: масса 1000 гвоздей - 0,54-3,6805 кг.

Пункты 4 Шайба 1 Заказчик требует указать конкретные значения показателя: Теоретическая масса 1000 шт. - 10,491-11,295 кг

Пункты 9 Болт 1 Заказчик требует указать конкретные значения показателя: Теоретическая масса 1000 шт. болтов 208,40-240,00 кг

Вместе с тем, Комиссия, проанализировав обозначенные выше требования к материалам, товарам, используемых при выполнении работ, соотнеся их с предметом контракта Строительство сетей водоснабжения в микрорайоне "Восточный" считает, что в данном случае заказчиком безосновательно установлены излишние требования о предоставлении участниками закупки в составе заявки информации о точном значении (конкретном значении) теоретическая масса 1000 шт. гвоздей, болтов и т.д.

Указанные требования к составу заявки имеют целью формальное указание участниками точных значений данных показателей.

Необходимость их включения в первую часть заявки требует от участников закупки неоправданных временных затрат, связанных с поиском смеси, гвоздей, кирпичей, труб и их поставщиков, которые готовы предоставить информацию о конкретных значениях данных показателей, в том числе ввиду отсутствия такой информации в отрытых источниках (например, в сети Интернет).

Рассматриваемые требования к составу заявки могут привести к уменьшению круга добросовестных участников закупки ввиду необходимости указания ими тех точных значений рассматриваемых показателей, соблюдение которых участник гарантирует ввиду необходимости при выполнении работ в строгом соответствии с указанными участниками закупки значениями.

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, тем более в объеме необходимом для выполнения работ, указанные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупки товара используемого при выполнении работ ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного следует, что участником закупки в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо представить конкретные показатели не только используемого при выполнении работ товара, но и конкретные показатели физико-механических свойств указанного товара.

Между тем, в силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Таким образом, требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе сформировано заказчиком в нарушение пункта части 1 статьи 33, части 1 статьи 64, Закона о контрактной системе.

По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, Комиссия считает необходимым выдать заказчику, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов, внесения изменений в документацию электронного аукциона и проведении дальнейшей процедуры открытого конкурса в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Тюменьтеплогазмонтаж", на действия аукционной комиссии Администрация города Ялуторовска при проведении электронного аукциона N АЭ 0055/2018 по определению исполнителя работ по объекту: Строительство сетей водоснабжения в микрорайоне "Восточный" (реестровый номер 0167300002818000072) необоснованной.

2. Признать заказчика - муниципальное казенное учреждение "Стройзаказчик", нарушившим ч.1 ст.33, ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0167300002818000072).

3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов, внесения изменений в документацию, продления срока окончания подачи заявок и проведение процедуры электронного аукциона в соответствии с Законом о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Тюменского УФАС России о рассмотрении вопроса о возбуждении административного производства по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении ответственных должностных лиц заказчика.

 

В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии _

 

Члены Комиссии _

_

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, 58а тел. 50-31-55

П Р Е Д П И С А Н И Е

по делу N ФКС 18/172 о нарушении законодательства о контрактной системе

в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

23 мая 2018 года г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:

_

на основании решения от 23.05.2018 г. по делу N ФКС 18/172 о нарушении законодательства о контрактной системе, принятого Комиссией Тюменского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы на действия заказчика при проведении электронного аукциона N АЭ 0055/2018 по определению исполнителя работ по объекту: Строительство сетей водоснабжения в микрорайоне "Восточный" (реестровый номер 0167300002818000072), руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т :

 

1. Заказчику - муниципальному казенному учреждению "Стройзаказчик", от уполномоченному органу - Администрации города Ялуторовска, устранить нарушения п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0167300002818000072).

1.1. отменить все составленные в ходе проведения электронного аукциона протоколов, в том числе: протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.05.2018 N0167300002818000072-1, Протокол подведения итогов электронного аукциона от 18.05.2018 N0167300002818000072-3.

 

1.2. после внесения изменений в документацию об электронном аукционе провести процедуру закупки в соответствии с требованиями действующего законодательства.

2.Оператору электронной площадки АО "ЕЭТП" (http://roseltorg.ru) обеспечить техническую возможность для осуществления действий по исполнению предписания и проведения электронного аукциона (реестровый номер закупки N 0167300002818000072).

3. Заказчику, представить доказательства исполнения настоящего предписания, в том числе, скриншоты с официального сайта, подтверждающие размещение соответствующей информации на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) сети Интернет срок до 30.06.2018 г.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе.

Обжалование предписания в судебном порядке не приостанавливает действия предписания.

В случае неисполнения настоящего предписания. Тюменское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии _

 

Члены Комиссии _

_

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 23 мая 2018 г. N ФКС 18/172


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2018