Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 1 июня 2018 г. N 04-02/3887

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_______> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее - ООО "Контракт") от 25.05.2018 (вх. N 1818э. от 25.05.2018) на действия заказчика - Федерального бюджетного учреждения "Администрация печорского бассейна внутренних водных путей (далее - ФБУ "Администрация "Печораводпуть") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Топливо дизельное", извещение N 0307100005118000092 (далее - электронный аукцион, закупка),

при участии:

- <_______> - представителя ФБУ "Администрация "Печораводпуть" по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. Жалоба ООО "Контракт" от 25.05.2018 (вх. N 1818э. от 25.05.2018) на положения аукционной документации подана в Коми УФАС России в срок, установленный 4. ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (дата и время окончания подачи заявка на участие в электронном аукционе - 27.05.2018 23:59).

ООО "Контракт", ФБУ "Администрация "Печораводпуть", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "Контракт", ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы, по существу.

Заявителем обжалованы следующие действия заказчика:

1) установление в документации об электронном аукционе и извещении о проведении электронного аукциона срока окончания подачи заявок на участие в закупке, противоречащего ч.3 ст.63 Закона о контрактной системе;

2) указание в извещении о проведении электронного аукциона взаимоисключающих требований к участникам такой закупки;

3) установление в разделе 2 "Техническая часть и обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота)" документации об электронном аукционе требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых, по мнению заявителя, становятся известными при испытании определенной партии такого товара после его производства, что в свою очередь ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе в нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе;

4) установление в п. 4.4 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе (далее - проект контракта), срока оплаты товара по такому контракту с нарушением ч.8 ст.30 Закона о контрактной системе;

5) неустановление в разделе 5 проекта контракта информации о сроке приемки товара, что противоречит ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе;

6) установление ненадлежащим образом в проекте контракта размеров штрафов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренные Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта;

7) установление в проекте контракта условия о продлении сроков исполнения такого контракта вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы, что противоречит части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе;

8) отсутствие в аукционной документации срока действия контракта, что не позволяет в случае участия в такой закупке предоставить в качестве обеспечения исполнения контракта надлежащим образом оформленную банковскую гарантию и нарушает п.5 ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе.

В жалобе заявитель просит, наряду с прочим, передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности по ст. 7.29, 7.30, 7.31, 7.32, 9.16, 19.5, 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

ФБУ "Администрация "Печораводпуть" в отзыве на жалобу, озвученной на заседании, заявлены возражения относительно позиции заявителя, изложенной в жалобе.

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителя ФБУ "Администрация "Печораводпуть", пришла к нижеследующим выводам.

Заказчиком осуществления закупки явилось ФБУ "Администрация "Печораводпуть".

Наименование объекта закупки - "Топливо дизельное".

Начальная (максимальная) цена контракта составила 13 879 021.60 рублей.

Источник финансирования закупки - федеральный бюджет.

Извещение о проведении электронного аукциона N 0307100005118000092, документация о проведении электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 14.05.2018.

2. Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

2.1. Пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Порядок исчисления сроков установлен статьями 190 - 192 Гражданского кодекса РФ, согласно которым, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Как следует из п. 5 Информационной карты аукционной документации начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 879 021 руб. 00 коп.

Пунктом 8 Информационной карты документации установлено: дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 27 мая 2018 г. 29 ч. 59 мин.

В соответствии с информацией, содержащейся на официальном сайте извещение о проведении электронного аукциона N 0307100005118000092 размещено 11.05.2018 11:08.

Довод заявителя о дате размещения заказчиком извещения об осуществлении закупки 14.05.2018 несостоятелен, поскольку 14.05.2018 - дата прохождения контроля направляемой заказчиком информации в Федеральное казначейство.

Поскольку НМЦК данной закупки составляет более чем три миллиона рублей, то период между днем опубликования извещения и днем окончания срока подачи заявок должен составлять минимум 15 дней. У заказчика данный срок соблюден (11.05.2018 - 27.05.2018).

Таким образом, действие ФБУ "Администрация "Печораводпуть", в части установления в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, не противоречит требованиям ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе.

2.2. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.

В силу части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (далее - субъекты СМП и СОНО). В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Извещением о проведении электронного аукциона N 0307100005118000092 установлено ограничение, в соответствии с которым закупка проводится среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций и к участию в такой закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Аналогичное положение обозначено на титульном листе документации об электронном аукционе

Вместе с тем исследовав данное извещение о проведении закупки в форме электронного аукциона заказчиком также установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ) .

Однако указанное требование может быть установлено в любой закупке, где ограничения в соответствии ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе не применяются.

На основании изложенного, Комиссия Коми УФАС России считает, что установление заказчиками ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации не предполагает возможности принятия участия в таких электронных аукционах хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.

Таким образом, ФБУ "Администрация "Печораводпуть" нарушены ч.1 ст. 64, п.1 ч. 1, ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе в части распространения закупки, размещаемой по п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, на хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами СМП и СОНО.

2.3. Довод заявителя о том, что установленное заказчиком оспариваемое требование об указании в первых частях заявок на участие в электронном аукционе по позиции товара, необходимого для выполнения работ, являющихся объектом закупки, конкретных значений показателей, а именно "с температурой вспышки в закрытом тигле не менее 60°С", которое становится известным при испытании определенной партии товара после его производства, что обязывает иметь в наличии соответствующий товар на момент подачи заявки на участие в закупке, влечет ограничение количества участников закупки, Комиссией Коми УФАС России не принимается по следующим основаниям.

Положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе устанавливают запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.

По пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые, или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Указанный в Техническом задании товар (Топливо дизельное) находится в свободном доступе на соответствующем рынке поставки.

Достаточных доказательств того, что установленные заказчиком требования об указании в первых частях заявок на участие в электронном аукционе по оспариваемой позиции товара, необходимого для выполнения работ, являющихся объектом закупки, конкретного значения оспариваемого показателя, а именно "с температурой вспышки в закрытом тигле не менее 60°С", который, согласно доводу заявителя, становится известным при испытании определенной партии товара после его производства, что обязывает иметь в наличии соответствующий товар на момент подачи заявки на участие в закупке, влечет ограничение количества участников закупки, в том числе ограничивает право заявителя на участие в электронном аукционе, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

Таким образом, у Комиссии Коми УФАС России на дату и время рассмотрения жалобы отсутствуют достаточные основания полагать, что вышеуказанные оспариваемые действия заказчика - ФБУ "Администрация "Печораводпуть", касающиеся требований к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, не соответствуют требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в том числе влекут за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

2.4. Частью 4 ст.64 Закона о контрактной системе определено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно извещению N 0307100005118000092 о проведении электронного аукциона, размещенному на официальном сайте, такой электронный аукцион проводился для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа

Пунктом 4.4. проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе определен порядок расчетов: "Оплата товара производится в течение 20 (двадцати) календарных дней с момента перехода права собственности на товар".

Вместе с тем, Комиссия Коми УФАС России не считает, что установленный заказчиком срок для оплаты товара по контракту в течение 20 календарных дней, нарушает требования ч. 8 ст.30 Закона о контрактной системе. Несмотря на то, что формулировка п. 4.4. проекта контракта использована не в соответствии с Законом о контрактной системе, фактически данной норме закона она не противоречит и даже улучшает условия потенциальному поставщику в части оплаты поставленного товара в течение 14 рабочих дней.

Таким образом, заказчиком - ФБУ "Администрация "Печораводпуть" установленный в п. 4.4. проекта контракта срок оплаты поставленного товара не нарушает требования законодательства о контрактной системе.

2.5. Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В силу ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30.11.1994 N 51-ФЗ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Согласно доводу Заявителя, проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит существенные условия, а именно срок осуществления приемки товара.

Разделом 5 проекта контракта документации об электронном аукционе установлены, в том числе положения об осуществлении приемки товара.

В соответствии с п. 5.6. проекта контракте: "В день поставки "Поставщик" одновременно с Товаром должен передать "Заказчику" все необходимые документы, относящиеся к Товару. В случае не предоставления Поставщиком необходимых документов на Товар, Товар будет считаться не поставленным и оплате не подлежит. "Стороны" признают юридическую силу факсимильного воспроизведения подписи и оттиска печати на документах (товарной накладной) при приемке Товара в месте поставки".

Из избранного заказчиком способа изложения пункта 5.6. раздела 5 "Срок, порядок сдачи и приемки Товара" проекта контракта не следует в какой срок осуществляется приемка товара.

Вместе с тем, представителем заказчика на заседании Комиссии Коми УФАС России не представлены доказательства, подтверждающие наличие в проекте контракта указания на срок осуществления приемки товара.

Таким образом, по мнению Комиссии, исходя из положений проекта контракта аукционной документации, утвержденной ФБУ "Администрация "Печораводпуть", не представляется возможным установить срок осуществления приемки товара, являющегося существенным условием для договора поставки, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

2.6. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в  порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта.

Пунктом 4 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Пунктом 9 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, содержит следующие положения:

"6.2. В случае неисполнения "Заказчиком" обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 5 000 (пять тысяч) руб. 00 коп.

6.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение "Поставщиком" обязательств, предусмотренных Контрактом, в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 44-ФЗ, за исключением просрочки исполнения "Поставщиком" обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом размер штрафа устанавливается в размере (5% цены Контракта) __________ (________) руб. __ коп.".

Комиссией Коми УФАС России, при анализе проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе установлено, что размер штрафа за неисполнения "Заказчиком" обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом установлен в соответствии с Правилами, требованиями Закона о контрактной системе.

Вместе с тем размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение "Поставщиком" обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 44-ФЗ, за исключением просрочки исполнения "Поставщиком" обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом установлен заказчиком с нарушением требований пп. "в" п. 4 Правил, ч. 4, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, так как начальная максимальная цена контракта составляла 13 879 021.60 руб. и подлежал применению вышеуказанный подпункт Правил.

Таким образом, заказчиком допущено нарушение пп. "в" п. 4 Правил, ч. 4, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ошибочном установлении в проекте контракта размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение "Поставщиком" обязательств, предусмотренных контрактом.

2.7. Заказчиком в пункте 6.2 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, установлено: "В случае наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 8.1. (Форс-мажорные обстоятельства) настоящего контракта, срок выполнения "Сторонами" обязательств по настоящему Контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия".

Согласно пункту 12.7 проекта контракта "Срок действия Контракта устанавливается с момента его подписания сторонами и по 01 октября 2018 года, а в части обязательств Подрядчика, предусмотренных пунктами 7.2 - 7.4 настоящего Контракта, пунктами 2.1.18-2.1.22 настоящего Контракта - до полного исполнения обязательств".

Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

Понятие существенных условий контракта Законом о контрактной системе не определено.

Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Из пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что к существенным условиям любого контракта относятся, в частности, условия о сроке исполнения предусмотренных контрактом обязательств. Следовательно, условия о сроке исполнения обязательств могут быть изменены только в установленных законом случаях.

Перечень случаев изменения существенных условий контракта при его исполнении, перечисленных в части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, является закрытым.

В указанном перечне отсутствует случай изменения существенных условий контракта вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

Таким образом, действие заказчика в виде установления в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, условия об изменении срока исполнения обязательств, противоречит части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

2.8. Еще одним из доводов заявителя является неустановление заказчиком в проекте контракта, являющегося составной частью документации об электронном аукционе, конкретного срока окончания действия контракта, что, по мнению заявителя, исключает возможность определения потенциальными участниками закупки конкретного срока действия банковской гарантии.

Согласно пункту 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в частности размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.

На основании пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Указанное положение предусмотрено заказчиком в подпункте 5 пункта 1.11.6. раздела Раздел I. 2. "Общие условия проведения электронного аукциона 1. общие сведения (ос)".

В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Согласно выводам Арбитражного суда Кировской области от 19.05.2017, Второго арбитражного апелляционного суда от 10.08.2017, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.12.2017 по делу N А28-1233/2017, поддержанным Верховным судом Российской Федерации (определение от 29.03.2018 по делу N 301-КГ18-1892) банковская гарантия предоставляется в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту поставщиком, а не заказчиком, следовательно, в целях признания представленной поставщиком банковской гарантии надлежащей, срок действия банковской гарантии следует исчислять с предусмотренного контрактом срока исполнения обязательств поставщиком.

Проанализировав проект контракт, являющийся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, Комиссией Коми УФАС России установлено что срок поставки товара: "июнь 2018 г., но не позднее 25 июня 2018 г., в конкретные сроки, согласованные с "Заказчиком".

В связи с чем участнику закупки предоставляется возможность представить заказчику банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта, с учетом использования вышеперечисленного срока (до 25.06.2018), предусмотренного контрактом.

Таким образом, при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки представляется возможным установить срок действия банковской гарантии.

Представитель заказчика пояснил, что срок действия банковской гарантии победитель аукциона мог исчислить самостоятельно на основании условий проекта контракта.

Таким образом, Комиссия Коми УФАС России не находит оснований для удовлетворения довода заявителя о неустановлении в проекте контракта, являющегося составной частью документации об электронном аукционе, конкретного срока окончания действия контракта.

С учетом стадии закупки (признание электронного аукциона несостоявшимся по причине непоступления на участие в закупке ни одной заявки) Комиссия Коми УФАС России считает, что предписание об устранении нарушений, выявленных по результатам рассмотрения настоящей жалобы, законодательства о контрактной системе выдаче не подлежит.

В жалобе заявитель просил осуществить внеплановую проверку действий аукционной комиссии. Вместе с тем, Комиссия Коми УФАС России не имеет возможности осуществить проверку действий аукционной комиссии, поскольку на участие в аукционе не подана ни одна заявка, в связи с чем отсутствует объект проверки.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Жалобу ООО "Контракт" в части:

- распространения закупки, размещаемой по п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе, на хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами СМП и СОНО, что противоречит ч.1 ст. 64, п.1 ч. 1, ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе;

- неустановления в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, срока осуществления приемки товара;

- установления в проекте контракта размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение "Поставщиком" обязательств, предусмотренных контрактом в нарушение пп. "в" п. 4 Правил, ч. 4, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе;

- установления в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, условия об изменении срока исполнения обязательств - обоснованной, в остальной части - необоснованной.

2. Признать заказчика - ФБУ "Администрация "Печораводпуть" нарушившим п.1 ч.1, ч.3 ст.30, ч.13 ст.34, ч.1 ст.95, ч. 4, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, пп. "в" п. 4 Правил.

3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административных дел в отношении должностных лиц заказчика, допустивших установленные настоящим решением нарушения Закона о контрактной системе.

 

<_______>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 1 июня 2018 г. N 04-02/3887


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2018