Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 июня 2018 г. N 44-2830/18

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 13761-ЭП/18 от 28.05.2018) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по централизованному оформлению Санкт-Петербурга новогодними искусственными елями высотой 20 м к общероссийским праздникам "Новый 2019 год и Рождество Христово" (извещение номер 0872500000418000016) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Извещение о проведении конкурса размещено 30.03.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0872500000418000016. Начальная (максимальная) цена контракта - 34 941 957, 04 рублей.

В жалобе ООО "ТПК "Русская Ёлка" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном выборе способа закупки путем проведения открытого конкурса.

Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.

Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.

1. Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Как следует из ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе, конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями указанной главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В силу ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе, заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.

Как следует из ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (далее - Распоряжение) утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).

Из содержания пункта 1 указанного Распоряжения следует, что перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) утвержден в соответствии с Законом о контрактной системе.

Таким образом, законодательство о контрактной системе устанавливает императивный запрет осуществления закупок товаров (работ, услуг), входящих в указанный перечень иным способом, чем это предусмотрено в Распоряжении.

Заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса установлен код позиции: 93.29.29.000 - Услуги зрелищно-развлекательные, не включенные в другие группировки.

В указанный перечень код по ОКПД2 93.29.29.000 не включен.

При этом из содержания документации следует, что в предмет рассматриваемой закупки входят:

1.1. Услуги по технической подготовке/изготовлению (далее - подготовке) новогоднего оборудования.

Согласно требованиям, указанным на стр. 111 конкурсной документации, конструкция, исполнение, класс и характеристики изоляции применяемого электрооборудования, а также кабелей и проводов должны соответствовать параметрам сети или электроустановки, режимам работы, условиям окружающей среды и требованиям "ПУЭ. Правила устройства электроустановок, издание седьмое", утвержденные Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 г. N 204.

Таким образом, оказываемые услуги соответствуют коду по ОКПД2: 33.14.19.000 - Услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего профессионального электрического оборудования.

1.2. Услуги по монтажу новогоднего оборудования.

Согласно требованиям, указанным на стр.116 конкурсной документации, оказание услуг Исполнителя по монтажу новогоднего оборудования должно проходить в строгом соответствии с требованиями нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, в том числе:

"ПУЭ. Правила устройства электроустановок, издание седьмое", утвержденные Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 г. N 204;

"СП 70.13330.2012 Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87", утвержденные приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) от 25.12.2012 г. N 109/ГС

Таким образом, оказываемые услуги соответствуют коду по ОКПД2: 33.14.19.000 - Услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего профессионального электрического оборудования, а также 43.29.1 - Работы строительно-монтажные прочие.

1.3. Услуги по обслуживанию новогоднего оборудования в 2018 году.

Согласно требованиям, указанным на стр.120-121 конкурсной документации, оказание услуг по обслуживанию должно проходить в строгом соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, в том числе регламентирующих требования к благоустройству Санкт-Петербурга, с соблюдением:

"СП 76.13330.2016 Электротехнические устройства. Актуализированная редакция СНиП 3.05.06-85" утверждённый приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 955/пр;

"ПУЭ. Правила устройства электроустановок, издание седьмое", утвержденные Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 г. N 204;

Таким образом, оказываемые услуги соответствуют коду по ОКПД2: 33.14.19.000 - Услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего профессионального электрического оборудования.

1.4. Услуги по обслуживанию новогоднего оборудования в 2019 году.

Согласно требованиям, указанным на стр.120-121 конкурсной документации, оказание услуг по обслуживанию должно проходить в строгом соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, в том числе регламентирующих требования к благоустройству Санкт-Петербурга, с соблюдением:

"СП 76.13330.2016 Электротехнические устройства. Актуализированная редакция СНиП 3.05.06-85" утверждённый приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 955/пр;

"ПУЭ. Правила устройства электроустановок, издание седьмое", утвержденные Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 г. N 204;

Таким образом, оказываемые услуги соответствуют коду по ОКПД2: 33.14.19.000 - Услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего профессионального электрического оборудования.

1.5 Услуги по демонтажу новогоднего оборудования и сдача на склад Заказчика.

В процессе оказания данных услуг, согласно стр.123 конкурсной документации, Исполнитель должен привести все Оборудование в работоспособное состояние, пригодное для последующей эксплуатации и при необходимости также осуществить ремонт и ДОУКОМПЛЕКТАЦИЮ, т.е. ПОСТАВКУ в том числе товаров, соответствующих коду по ОКПД2: 32.99.51.111 "Елки искусственные" и 32.99.51.112 "Игрушки и украшения елочные".

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.10.2016 N 471-р вышеуказанные коды входят в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить исключительно аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

Таким образом, в нарушение ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика, так как установленные Заказчиком услуги соответствуют кодам по ОКПД2 32.9, 33, на которые распространяет действие Распоряжение, что обязывает Заказчика проводить электронный аукцион.

Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит обоснованными доводы Заявителя в указанной части.

Действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

2. Заявитель также полагает, что Заказчиком в конкурсной документации описаны используемые товары, а также работы, которые не входят в объем закупаемых работ. В обоснование своих доводов, Заявитель ссылается на положения приложения N 4 к техническому заданию документации.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1). В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.

Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик закупаемых услуг и используемых при их оказании товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Требования к закупаемым услугам и к используемым при их оказании товарам установлены Заказчиком в разделе 2 части III "Техническое задание" конкурсной документации.

Приложение N4 к техническому заданию "Расшифровка затрат" содержит по сути сведения о стоимости услуг, предоставленных поставщиками в ответ на направленные им запросы при определении начальной (максимальной) цены контракта (Приложение N 1 к техническому заданию).

При этом, отсутствие в приложении N 4 к техническому заданию указаний на товары, услуги, на которые указывает Заявитель не свидетельствует о том, что Заказчиком нарушен порядок описания предмета закупки, а также определения объёма закупаемых работ. Отсутствие указанной информации может свидетельствовать лишь о нарушении Заказчиком установленного Законом о контрактной системе порядка определения начальной (максимальной) цены контракта.

Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, контроль обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции антимонопольного органа. В связи с чем, Комиссия УФАС
в данной части доводы Заявителя находит необоснованными.

3. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.

 

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "ПТК "Русская Ёлка" частично обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе

3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.

 

 

 

 

СПб ГКУ "Городской центр рекламы и праздничного оформления"

Каменноостровский пр., д. 67, лит. А, пом. 8,9,17-Н,

Санкт-Петербург, 197022

 

 

 

ООО "ТПК "Русская Ёлка"

ул. Огородная, д. 87, Коломна,

Московская обл., 140411

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу N 44-2830/18 об устранении нарушений законодательства о закупках

 

04.06.2018 Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) на основании своего решения по делу N 44-2830/18 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Заказчику - СПб ГКУ "Городской центр рекламы и праздничного оформления", его конкурсной комиссии устранить нарушения ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе путем аннулирования определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на оказание услуг по централизованному оформлению Санкт-Петербурга новогодними искусственными елями высотой 20 м к общероссийским праздникам "Новый 2019 год и Рождество Христово" (извещение номер 0872500000418000016).

2. Заказчику, конкурсной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 02.07.2018.

 

Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 июня 2018 г. N 44-2830/18


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2018