Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 мая 2018 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО "РОСМАШ" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по ремонту на объекте культурного наследия регионального значения "Здание, где в губернской казенной палате работал Ф.М. Решетников" по адресу: г. Пермь, ул. Ленина, 23 с заменой аппаратно-программного комплекса (изв. N 0156300008718000093),

УСТАНОВИЛА:

Согласно извещению N 0156300008718000093 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился конкурс с ограниченным участием на выполнение работ по ремонту на объекте культурного наследия регионального значения "Здание, где в губернской казенной палате работал Ф.М. Решетников" по адресу: г. Пермь, ул. Ленина, 23 с заменой аппаратно-программного комплекса.

Начальная (максимальная) цена контракта - 74 656 400,00 руб.

Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Конкурсной комиссии.

В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.

Согласно протоколу предквалификационного отбора от 18.05.2018 г. податель жалобы признан несоответствующим требованиям, установленным Законом о закупках и документацией о закупке.

Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).

Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (ч. 1 ст. 56 Закона о закупках).

При проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей (ч. 3 названной статьи).

В п. 1 ч. 2 ст. 56 Закона о закупках установлено, что Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из положений ч. 4 ст. 56 Закона о закупках следует, что в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к указанным выше товарам, работам, услугам устанавливает постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99).

Так, согласно пункту 1 приложения N 1 к постановлению N 99 при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Документами, подтверждающими опыт выполнения работ, являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.

В документации о закупке (Раздел IV) установлено, в том числе следующее дополнительное требование к участникам закупки:

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка (пункт 12 раздела V документации).

Согласно ч. 6 ст. 56 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.

Согласно Разделу V документации о закупке, заявка должна содержать копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ.

В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о закупках, заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

Согласно ч. 3 ст. 53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Как следует из протокола предквалификационного отбора, обществом "РОСМАШ" не представлены копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акт (актов) выполненных работ, подтверждающие наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Комиссией установлено, что в составе заявки подателем жалобы представлен государственный контракт (изв.N 0173200024117000020) от 26.09.2017 г., заключенный между ООО "РОСМАШ" и Комитетом города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) на сумму 17 135 786,79 руб. на выполнение работ по обследованию технического состояния здания, фундаментов, инженерных сетей, проведение инженерных исследований, разработка проектной документации, научно-проектной документации для реставрации выявленного объекта культурного наследия с приспособлением к современному использованию по адресу: г. Москва, Погорельский пер., д. 5.

Заявитель полагает, что предмет представленного в качестве подтверждения опыта контракта соответствует предмету закупки. В качестве обоснования данного довода ссылается на ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), в соответствии с которой сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно ст. 42 Закона N 73-ФЗ ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

В соответствии с положениями Технического задания к перечню технической документации, предоставляемой Заказчиком, относится научно - проектная документация (шифр 06-09-2017) в 14 томах, разработчик ООО "Яшин и партнеры" (Приложение 3 к муниципальному контракту).

Представитель Заявителя указал (что не оспаривалось и представителем Уполномоченного органа и Единой комиссии), что работы, обозначенные в предмете закупки относятся к работам по сохранению объектов культурного наследия, направленным на приспособление памятника для современного использования.

Статьей 44 Закона N 73-ФЗ установлено, что приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.

Комиссия также находит заслуживающим внимания довод Заявителя о том, что к участникам закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение любых работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Аналогичная позиция изложена в письме Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015.

Представитель Уполномоченного органа, Единой комиссии пояснил, что сделать вывод о соответствии работ по ремонту и проектированию не представляется возможным, поскольку по своей сути они являются совершенно разными. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации") (далее - Постановление N 349) в перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Перечень), входят 11 видов работ, а именно:

1. Разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

2. Разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

3. Реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем.

4. Реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей.

5. Реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей.

6. Реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора.

7. Реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней.

8. Реставрация, консервация и воссоздание произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

9. Реставрация, консервация и воссоздание живописи (монументальной, станковой).

10. Реставрация, консервация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства.

11. Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Пунктом 4 Постановления N 349 определено, что лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) на осуществление деятельности по сохранению объектов для выполнения работ, указанных в пунктах 1, 3 - 10 Перечня и для выполнения работ, указанных в пунктах 2 и 11 Перечня отличаются.

Кроме того, по мнению представителя Уполномоченного органа, Единой комиссии, положения Постановления N 99 и конкурсной документации не позволяют участнику закупки в качестве подтверждения соответствия дополнительному требованию представлять контракт (договор) на выполнение любых видов работ по сохранению объектов культурного наследия народов РФ; подтвердить опыт участник может любыми производственными работами по ремонту объекта культурного наследия.

Комиссия отмечает, что Пермским УФАС России дополнительно направлен запрос в адрес Заявителя и Заказчика о представлении информации о том, соотносятся ли виды работ, выполненные ООО "РОСМАШ" по договору, представленному обществом в составе заявки в качестве документа, подтверждающего опыт выполнения работ в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99, с видами работ, которые подлежат выполнению в рамках проекта контракта по рассматриваемой закупке.

Так, по результатам анализа видов работ Заказчиком сделан вывод об отсутствии соответствий (соотношения) между выполненными обществом "РОСМАШ" работами и работами, предстоящими к выполнению по данной закупке (пояснения от 30.05.2018 г. вх.N007460).

Из письменных дополнительных пояснений общества (от 30.05.2018 г. вх.N007394) следует, что на основании положений ст. 42, ст. 44 Закона N 73-ФЗ виды работ, выполненные обществом в рамках контракта, представленного в качестве подтверждения опыта работ, входят в определение "Ремонт памятника" и "Приспособление объекта культурного наследия для современного использования".

Исходя из того, что объектом рассматриваемой закупки является ремонт на объекте культурного наследия регионального значения с целью приспособления памятника для современного использования, в составе заявки ООО "РОСМАШ" представлен контракт на выполнение видов работ по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе являющихся объектом конкретной закупки заказчика.

Представитель Заявителя в рамках дополнительно представленных письменных возражениях также пояснил, что в рамках исполнения обязательств по государственному контракту N 0173200024117000020 от 29.09.17 были выполнены следующие производственные работы по сохранению объекта культурного наследия:

смета N1: п. 3.4 вскрытие арматуры для определения диаметра и класса арматуры, п. 3.7 вскрытие кровли и перекрытий с отбором образцов, п. 4.1 - 4.8 скрытая прокладка сетей, п. 5.1 проходка шурфов вручную (шурф представляет собой вертикальную выработку в грунте вблизи несущих строительных конструкций (колонны, стены) для возможности проведения обследования фундаментов, т.е. для устройства шурфов были произведены работы демонтажу покрытий полов, выемка грунта, отбор проб, восстановление грунта, восстановление покрытий полов).

Согласно раздела 06-09-2017-ПОР научно-проектной документации к рассматриваемой закупке в состав работ основного периода также входят демонтажные работы (лист 10) и работы по замене сети слаботочных кабельных линий (лист 12).

Таким образом, участником закупки были выполнены аналогичные предмету закупки проектные работы (п. 1 сметы N 2 - разработка проекта организации строительства), демонтажные работы (п. 5.1 сметы N1 - проходка шурфов вручную), работы по замене сети слаботочных кабельных линий (п. 4.1 - 4.8 сметы N1 - скрытая прокладка сетей) на объекте культурного наследия в рамках исполнения обязательств по государственному контракту N 0173200024117000020 от 29.09.17, который был предоставлен в качестве подтверждения наличия необходимого опыта. Иного не доказано.

Комиссия также отмечает, что с учетом положений Постановления N 99, с учетом особенностей заключенного контракта, в частности, учитывая то обстоятельство, что исполнение контракта на выполнение работ по обследованию технического состояния здания, фундаментов, инженерных сетей, проведение инженерных исследований, разработка проектной документации, научно-проектной документации для реставрации выявленного объекта культурного наследия с приспособлением к современному использованию находилось под государственным контролем, представленный контракт мог быть принят Конкурсной комиссией как подтверждение опыта выполнения ООО "РОСМАШ" аналогичных работ.

Так, с учетом представленных в материалы жалобы пояснений и доказательств, с учетом вышеприведенных норм законодательства, совместного разъяснения Министерства экономического развития Российской Федерации и ФАС России, Комиссия приходит к выводу, что поскольку предмет спорной закупки и предмет договора, представленного ООО "РОСМАШ", направлены на сохранение объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, то Конкурсная комиссия неправомерно признала представленный в составе заявки ООО "РОСМАШ" контракт ненадлежащим подтверждением опыта выполнения работ.

На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "РОСМАШ" на действия Конкурсной комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по ремонту на объекте культурного наследия регионального значения "Здание, где в губернской казенной палате работал Ф.М. Решетников" по адресу: г. Пермь, ул. Ленина, 23 с заменой аппаратно-программного комплекса (изв. N 0156300008718000093) обоснованной.

2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение требований ч.ч. 2, 3 ст. 53 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.

3. В целях устранения выявленных нарушений, выдать предписание Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии.

4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении членов Конкурсной комиссии за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 мая 2018 г.


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2018