Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 5 июня 2018 г. N 196/18

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии: Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

Членов комиссии:

Дубровиной С.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,

в отсутствии представителей сторон,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Шмидт Инны Константиновны (далее - Заявитель, индивидуальный предприниматель) на положения аукционной документации, утвержденной Администрацией Углегорского городского округа (отдел муниципального заказа) (далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона по объекту: "Замена трубной системы котла на районной котельной пгт. Шахтерск" (извещение N 0361300004618000103)(далее - аукцион),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации, по мнению которого при утверждении аукционной документации нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при этом Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы.

1. В пункте 2 перечня материалов Технической части аукционной документации уполномоченным органом установлены требования к использованию для выполнения работ, трубы бесшовные диаметром 3 мм и толщиной 3,5 мм, однако указанное требование не выполнимо, так труб с указанным размером не существует.

2. В пункте 6 перечня материалов Технической части аукционной документации установлено требование к "Смеси огнеупорной", которая должна соответствовать ТУ-14-8-214-76. Заявитель считает данное требование незаконным, так как технические условия разрабатываются под конкретного производителя, кроме того данное ТУ отсутствует в свободном доступе. Таким образом, установленное требование ограничивает количество участников электронного аукциона.

3. В пункте 7 перечня материалов Технической части аукционной документации установлено требование к "Сетке стальной", а именно диаметр проволоки не менее 14 мм и не более 1,6 мм. Заявитель полагает, что данное требование не выполнимо, так как указанные характеристики не пересекаются, а следовательно, не имеют общих значений. Более того, требование к значению "номинальный диаметр" установлено в ГОСТе 5336-80, в соответствии с которым номинальный диаметр проволоки может принимать только два значения: 1,4 мм или 1,6 мм.

Уведомлением-требованием от 31.05.2018 N 05-2308 рассмотрение жалобы по существу назначено на 05.06.2018 15 часов 15 минут.

Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.

14.05.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Замена трубной системы котла на районной котельной пгт.Шахтерск" (извещение N 0361300004618000103).

Начальная (максимальная) цена контракта - 5 349 380 рублей 00 копеек.

Рассмотрев доводы Заявителя, Комиссия установила следующее.

1. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав информацию размещенную на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети интернет http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) установила следующее.

В пункте 2 перечня материалов Технической части аукционной документации уполномоченным органом установлены требования к трубам конвективным для котла КВ-Р-7,56-150:

"Трубы конвективные котла КВ-Р-7,56-150, бесшовные, диаметром не менее 3 мм, толщиной не менее 3,5 мм, из углеродистой стали 20 с химическим составом по ГОСТ 1050-88"

Заявитель полагает, что установленные требования не выполнимы, так как, указанные значения не соответствуют требованиям закрепленным в вышеуказанном ГОСТе.

Как следует из письменных пояснений представленных уполномоченным органом, в пункте 2 перечня материалов допущена опечатка вместо "3 мм." необходимо было указать "30 мм", однако в соответствии с установленными требованиями участник закупки должен указать диаметр не менее 3 мм, то есть подразумевается, то что диаметр труб должен быть более 3 мм.

Вместе с этим, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено что, согласно пункту 28 Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, участник закупки при подготовке первой части заявки должен:

1) в случае, если техническая, функциональная характеристика содержит максимальные и минимальные значения - указать конкретное значение технической, функциональной характеристики в пределах максимальных и минимальных значений (в том числе предельное максимальное или минимальное значение);

2) в случае, если техническая, функциональная характеристика содержит максимальное значение - указать значение технической, функциональной характеристики наименьшее максимальному либо равное ему значение;

3) в случае, если техническая, функциональная характеристика содержит минимальное значение - указать значение технической, функциональной характеристики наибольшее минимальному либо равное ему значение;

4) в случае, если техническая, функциональная характеристика не содержит максимального и/или минимального значения, т.е. такое значение является конкретным (точным) - указать соответствующее значение без изменений;

5) в случае, если техническая, функциональная характеристика является диапазонным значением, т.е. состоит из предельных значений, определяющих функционирование материалов, изделий (элементов) и оборудования (при наличии), и состоит из двух и более чисел и разделена знаками "-", "_" и/или словами "от", "до" - указать техническую характеристику в соответствующем диапазоне со знаками "-", "_" и/или со словами "от", "до".

Под максимальными и (или) минимальными значениями технических, функциональных характеристик следует понимать технические, функциональные характеристики материалов, изделий (элементов) и оборудования (при наличии), которые сопровождаются словами "менее", "не менее", "более" "не более", "больше", "меньше", "более чем", "менее чем", "не более чем", "не менее чем" "больше чем", "меньше чем", "не больше чем", "не меньше чем", "от", "до", "ниже", "выше", "не ниже", "не выше", "не ниже чем", "не выше чем", "уже", "не уже", "хуже", "не хуже", "уже чем", "не уже чем", "хуже чем", "не хуже чем" и т.д.

Учитывая изложенное выше Комиссия установила, что участник закупки, в первой части заявки на участие в электронном аукционе, должен указать максимальное значение труб более 3 мм.

При этом указание участником закупки любого значения более 3 мм, не может повлечь отклонения участника электронного аукциона, так установленный в ГОСТе показатель диаметра 30 мм входит в диапазон не менее 3 мм.

Вместе с тем, проанализировав аукционную документацию, Комиссия приходит к выводу, что данное описание объекта закупки позволяет определить потребность Заказчика, а так же сформировать участнику закупки предложение на участие в электронном аукционе. При этом, допущенная уполномоченным органом опечатка, не могла повлиять и не повлияла на количество поданных заявок на участие в электронном аукционе.

Так же Комиссия принимает во внимание тот факт, что на момент рассмотрения жалобы на участие в электронном аукционе было подано 12 заявок, 11 из которыхпризнанысоответствующими требованиям документации об аукционе и Закону о контрактной системе, что так же свидетельствует о возможности сформировать заявку согласно требованиям аукционной документации.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Сахалинского УФАС России признает первый довод Заявителя необоснованным.

2. Комиссия, рассмотрев второй довод Заявителя, установила следующее.

Заявитель полагает, что установленное в пункте 6 перечня материалов Технической части аукционной документации требование к смеси огнеупорной, которая должна соответствовать ТУ-14-8-214-76, является не законным и ограничивающим конкуренцию, так как технические условия разрабатываются под конкретного производителя, кроме того данное ТУ отсутствует в свободном доступе.

Уполномоченный орган с данным доводом не согласен, и представил письменные пояснения относительно данного довода, в которых указал следующее.

Закон о контрактной системе дает заказчику широкие возможности по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, работ и услуг.

Вместе с этим, при составлении перечня товаров использованы показатели, требования, условные обозначения и терминология, которая касается технических и качественных характеристик товара, указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а так же значения, которые не могут изменяться. Все эти показатели установлены в технических регламентах, стандартах и иных требованиях законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Ссылки на нормативно-технические документы в документации об электронном аукционе содержатся. Указание на ТУ-14-8-214-76 в аукционной документации следует понимать как помощь участнику закупки в более подробном описании соответствующих условий к применяемому материалу используемого при производстве работ.

Выходящих за рамки установленные Законом о контрактной системе требований к поставляемой продукции, по мимо показателей, указанных в нормативно-технических документах, уполномоченным органом не установлено.

Учитывая вышеизложенное, уполномоченный орган считает, что такое описание объекта закупки не имеет признаков ограничения числа участников электронного аукциона.

Комиссия, проанализировав материалы дела, установила следующее.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должениспользование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В пункте 6 перечня материалов Технической части аукционной документации установлено требование к "Смеси огнеупорной", которая должна соответствовать ТУ-14-8-214-76.

При этом Комиссией установлено, что описание объекта закупки в оспариваемом пункте Технической части аукционной документациине противоречит положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, предметом закупки является выполнение работ по замене трубной системы котла на районной котельной с использованием товара соответствующего Техническому заданию аукционной документации, а не изготовление такого товара.

Из вышеуказанного следует, что при производстве работ, исполнитель должен использовать материал соответствующий требованиям, установленным в техническом задании. При этом,российское законодательство в сфере закупок оставляет заказчику право предъявлять особые требования к товару, определяющие объективные потребности последнего. Таким образом, описание объекта закупки обусловлено потребностями заказчика в перечисленных товарах с указанными в техническом задании характеристиками.

Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.

Действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара с целью удовлетворения коммерческих интересов всех возможных участников рынка.

Вместе с тем, заявителем не представлены надлежащие доказательства того, что установленные требования к показателям товара являются уникальными, и что данная огнеупорная смесь изготавливается всего одним производителем.

Таким образом, второй довод Заявителя не нашел своего подтверждения, в связи с чем Комиссией Сахалинского УФАС России признан необоснованным.

3. Относительно третьего довода индивидуального предпринимателя Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.

В пункте 7 перечня материалов Технической части аукционной документации уполномоченным органом установлено требование к "Сетке стальной", а именно диаметр проволоки не менее 14 мм и не более 1,6 мм. Так же данный пункт содержит указание на ГОСТ 5336-80.

Пунктом 1.2 ГОСТа 5336-80 установлены размеры сторон ячейки в свету и диаметр проволоки:

 

Форма ячейки

 

Номер сетки

Номинальный размер стороны ячейки в свету, мм

Номинальный диаметр проволоки, мм 

Ромбическая

5

5

1,2

 

6

 

 

8

8

1,2; 1,4

Ромбическая или квадратная

10

10

1,2; 1,4

 

12

12

1,4; 1,6

 

15

15

1,6; 1,8

 

20

20

2,0

В соответствии с данными требованиями Заказчик, при описании объекта закупки должен указать диаметр проволоки не менее 1,4 мм и не более 1,6 мм.

При указанных выше обстоятельствах, Комиссия Сахалинского УФАС России признает третий довод Заявителя обоснованным, а уполномоченный орган нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Вместе с этим,проанализировав аукционную документацию, Комиссия приходит к выводу, что данное описание объекта закупки позволяет определить потребность Заказчика, а так же сформировать участнику закупки предложение на участие в электронном аукционе.

Учитывая вышеизложенное, Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать, в связи с тем, что вышеуказанное нарушение не повлияло на определение поставщика.

На основании изложенного Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Шмидт Инны Константиновны на положения аукционной документации, утвержденной Администрацией Углегорского городского округа (отдел муниципального заказа) при проведении электронного аукциона по объекту: "Замена трубной системы котла на районной котельной пгт. Шахтерск" (извещение N 0361300004618000103) -частично обоснованной.

2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

К.В. Солонин

Члены комиссии

С.А. Дубровина

 

Е.А. Осипова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 5 июня 2018 г. N 196/18


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2018