Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 30 мая 2018 г. N 328/18

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:

Председателя:

Скорика С.В. - заместителя руководителя управления

Членов Комиссии:

Миненка И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

Кобякова В.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

с участием представителей:

от заявителя ООО "СТРОЙ ЛЕС" - уведомлен, не явился;

от заказчика - комитет по ЖКХ, транспорту, строительству и архитектуре администрации г. Алейска - заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя,

рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" на положения документации закупки N 0317300004418000014 "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в г. Алейске", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "СТРОЙ ЛЕС" на положения документации закупки N 0317300004418000014 "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в г. Алейске".

В обоснование жалобы заявитель указал на некорректное составление Заказчиком документации по проводимой закупке, а в частности: неправильного установления сроков расчетов с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций; несоответствие сроков начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации; несоовтетсвия единиц измерений ГОСТ при описании объекта закупки; невозможности определения значения показателей товара.

Заслушав пояснения представителя участвующего в деле, а также изучив представленные документы в рамках внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.

08.05.2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении закупки N 0317300004418000014 "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в г. Алейске".

1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Пунктом 20 информационной карты документации об Аукционе установлено:" Разъяснения положений документации предоставляются с даты опубликования извещения по 23.05.2018".

При этом извещением, документацией об Аукционе установлено, что дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе 24.05.2018.

Исходя из того, что срок окончания подачи заявок согласно разделу "Дата и время окончания подачи заявок" извещения N 0317300004418000014 установлен - 24.05.2018 08:30 включительно, то в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе размещаются на официальном сайте при условии, что запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе поступил не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок (не позднее 20.05.2018), в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса, т.е. 22.05.2018.

Таким образом, дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, указанная в документации об аукционе, не соответствует требованиям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Согласно пункта 3.6.4 Проекта контракта, заказчиком установлено, что оплата выполненной по Контракту работы (ее результата) осуществляется Заказчиком в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания Сторонами акта о приемки выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 на основании представленных Подрядчиком счета, счета-фактуры (при наличии).В соответствии с частью 8 статьи 30 закона о контрактной системе, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Согласно пункта 13.информационной карты документации об электронном аукционе установлено "ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации - не установлено".

Таким образом, Комиссия находит довод жалобы необоснованным.

3. Пунктом 8.5 проекта муниципального контракта установлено что, в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту (в том числе в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию), Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать, предоставить Заказчику новое надлежащее обеспечение исполнения Контракта на тех же условиях и в таком же размере.

Согласно части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе, в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Таким образом, Комиссия находит довод заявителя в части нарушения Заказчиком положений статьи 96 Закона о контрактной системе необоснованными, поскольку наступление события, указанного в Законе, поставлено в условие исполнения контракта стороной его заключившей, к которой заявитель не относится. В связи с этим рассматриваемое условие не ограничивает участие заявителя в проводимой закупке.

4. В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в ЕИС без взимания платы.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.

Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).

При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).

Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Положением о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908, установлено, что сведения, содержащиеся в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом единой информационной системы, и сведения, содержащиеся в файле в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста, или в файле с графическим образом оригинала документа, должны совпадать, а в случае несовпадения приоритетными являются сведения, составленные с помощью функционала единой информационной системы.

Таким образом, в ЕИС должны размещаться документы и сведения, позволяющие осуществлять поиск и копирование произвольных фрагментов текста. Вместе с тем техническое задание размещено в формате, не позволяющем копирование произвольного фрагмента текста.

Учитывая изложенное, данное действие не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе.

5. Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно п. 4.2.1 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 17.06.1994 N 18-43) щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм.

В позиции 1 "Щебень" технического задания заказчиком установлено: "Фракция (мм) от 20 до 40". Указанный показатель установлен в графе "Значения показателя товара, при определении которого участником закупки могут не использоваться точные цифровые или иные параметры".

Согласно разделу 10. Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению: "При указании в документации показателя, сопровождающегося термином "от", указанное заказчиком значение является минимальным, участник закупки должен указать конкретный показатель равный или превышающий заявленное заказчиком значение. При указании в документации показателя, сопровождающегося термином "до", указанное заказчиком значение является максимальным, участник закупки должен указать значение показателя, равное или не превышающее значение, заявленное заказчиком".

Таким образом, установленные в документации значение показателя "Фракция" установлено в виде диапазона значений, который не противоречит диапазону установленному п. 4.2.1 ГОСТ 8267-93.

Довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

6. Согласно "ГОСТ 8.417-2002. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин" (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 04.02.2003 N 38-ст), величина единицы измерения давления является паскаль - "Pa".

Представитель заказчика, в письменных прояснениях указал, что значение установлено в единицах измерения МПа - мегапаскаль = 1 000 000 Па.

Заявители точно определили суть значений и в случае принятия участия в проводимой закупке, указав в своей заявке значения в соответствии с техническим регламентом, в силу Закона не мог быть отклонен.

На основании изложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 12 "Подвеска качели с сиденьем резиновым" установлено требование к габаритным размерам "435х175х35 мм". Длинна цепи 1400 мм.

Исходя из сведений технического задания, создается достаточное понимание установленного показателя о соотношении толщины, ширины и длины подвески качели с сиденьем резиновым.

Кроме того, в случае участия в проводимой закупке, в порядке предусмотренном частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

Вместе с тем, запросов на разъяснения положений документации об аукционе не поступало.

Довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

8. В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

При этом, Комиссией было установлено, что значения показателей к товару установлены в графе "значения показателя товара, при определении которого участником закупки могут не использоваться точные цифровые или иные параметры" таким образом для указания в составе первой части заявки перечисленных подателем жалобы характеристик у участников закупки нет необходимости проводить какие-либо испытания и исследования. На основании изложенного, Комиссия решила признать данный довод жалобы необоснованным.

Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика и не явились основанием для отклонения заявок участников электронного аукциона.

Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "СТРОЙЛЕС" частично обоснованной.

2. Признать действия Заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении части 4 статьи 65, части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе, неправомерными.

3. Предписание Заказчику об устранении нарушений Закона о контрактной системе - не выдавать, в связи с нецелесообразностью.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

____________________________

С.В. Скорик

Члены комиссии:

_____________________________

И.В. Миненок

 

_____________________________

В.А. Кобяков

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 30 мая 2018 г. N 328/18


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2018