Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30 мая 2018 г. N 03-10.1/159-2018

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

____. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

____. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

____. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО "Строй Лес" (далее - Заявитель, Общество) на действия Администрации Москаленского муниципального района Омской области (далее - уполномоченный орган) при осуществлении закупки "Выполнение работ по ремонту кровли здания расположенного по адресу Омская область, Москаленский район, с.Алексеевка, ул.Школьная, 2" для нужд муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области "Алексеевская средняя общеобразовательная школа" (далее - Заказчик) путем проведения электронного аукциона (извещение N 0152300015618000022) (далее - электронный аукцион),

в отсутствие представителей Заявителя и Заказчика, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

в присутствии представителей уполномоченного органа - ______

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе поступила (вх. N 4567 от 23.05.2018) жалоба Заявителя на положения документации об аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-4392 от 23.05.2018) уполномоченным органом были представлены (вх. N 4772 от 29.05.2018) возражения на доводы жалобы и материалы электронного аукциона, из которых следует, что 07.05.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 5309602,34 руб.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 23.05.2018 поступило пятнадцать заявок, все участники закупки допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу проведения аукциона от 28.05.2018 девять участников закупки приняли участие в аукционе, наименьшее ценовое предложение 3716721,23 руб. сделано участником с порядковым номером заявки 3.

Исходя из протокола подведения итогов аукциона от 28.05.2018, заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе. Победителем признано ООО "Кура".

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей уполномоченного органа, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

3.1. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно части 4 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Положениями части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее - ГК РФ).

Согласно статьи 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

В соответствии со статьей 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, если последний день срока поступления заказчику запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе приходится на выходной день, то днем окончания срока поступления такого запроса является следующий за ним рабочий день.

Исходя из указанных норм, учитывая, что срок окончания подачи заявок на участие в аукционе установлен 23.05.2018, то последним днем направления запроса является 19.05.2018 (суббота), следовательно, на основании статьи 193 ГК РФ участник закупки вправе направить запрос 21.05.2018, таким образом, Заказчик должен был установить дату окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе как минимум 21.05.2018.

Однако в пункте 32 документации об аукционе установлена дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе 20.05.2018, о чем обоснованно указано в жалобе Заявителя.

 

3.2. В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Частью 8 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

В жалобе указано:

"Согласно п. 5. ст.1 "Условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя)" Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" следует, что "оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора".

Но в разделе 2 проекта контракта "Цена Контракта и порядок расчетов" Заказчиком установлено:

"2.4. Оплата по настоящему Контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 30 календарных дней с момента подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), на основании выставленного Подрядчиком счета-фактуры (счета)."

Считаем, что указанные нарушения вводят в заблуждение потенциальных участников закупки, мешают правильно сформировать заявку на участие, эффективно распланировать предстоящие расходы при исполнении контракта, кроме того, ущемляют права участников как субъектов малого предпринимательства".

Комиссия считает довод жалобы необоснованным в связи с тем, что согласно извещению о проведении аукциона ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, Заказчиком не устанавливалось.

 

3.3. В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 21 Федерального закона о контрактной системе в план-график включается наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Частью 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В жалобе Заявителя указано следующее:

"В разделе Проект муниципального контракта, заказчик установил:

"12.4. Настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует по 31 декабря 2018 года."

Однако в плане-графике закупки установлена другая дата:

 

Таким образом, заказчиком допущены разночтения, которые вводят участников в заблуждение т.к. неизвестно до какого числа будет действовать обеспечение контракта в виде банковской гарантии или путем внесения денежных средств. Следовательно, заказчик нарушает положения Закона о контрактной системе".

Комиссия не согласилась с данным доводом в связи с тем, что проектом контракта прямо установлен срок действия контракта: "Настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует по 31 декабря 2018 года".

Исходя из части 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе, данное условие проекта контракта позволяет установить срок действия банковской гарантии - не менее чем по 31 января 2019 года.

3.4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В жалобе Заявителя указано:

"В разделе "Техническое задание" пункт 1 "Условия выполнения работ" заказчик при описании условий выполнения работ опирается на недействующие СНиПы:

"- выполнить полный комплекс работ в соответствии с локальным сметным расчетом и техническим заданием аукционной документации, действующими строительными нормами и правилами, техническими условиями, техническими регламентами: СНиП 12-01-2004 "Организация строительства"; СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве"; СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети"; СНиП 3.05.03-85 "Тепловые сети". Материалы, применяемые в ходе производства работ, должны быть сертифицированы (декларированы) в установленном порядке и иметь документы, подтверждающие качество и безопасность материалов. Материал для выполнения работ должен быть новым."

СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве" является недействующим - дата окончания действия: 01 января 2003.

СНиП 2.04.07-86* "Тепловые сети" является недействующим - Дата окончания действия: 01 сентября 2003

Таким образом, Заказчик опирался при описании объекта закупки на недействующие СНиПы, нарушая п 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ред. от 26.07.2017) (Далее - ФЗ N 44), гласящего, что "заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться" следующим правилом: "использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика".

Заказчик может их не использовать, но при этом в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, что закреплено в том же пункте ст. 33 ФЗ N 44. Однако такое обоснование отсутствует в аукционной документации.

Следовательно, Заказчиком нарушен п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44".

Комиссия признала довод жалобы обоснованным, так как по данным Минстроя России, опубликованным в открытых интернет-источниках, указанные СНиПы являются недействующими.

 

3.5. Заявителем приведен следующий довод:

"В позиции 3 "Бетон легкий на пористых заполнителях" раздела "Характеристика используемых материалов" заказчик устанавливает:

"Бетон легкий на пористых заполнителях, объемная масса 1200 кг/м3, крупность заполнителя 10 мм, класс В7,5 (М100)"

ГОСТ 25820-2014 "Бетоны легкие. Технические условия" зафиксировано:

 

В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Таким образом, Заказчиком установлены требования к товару, не соответствующие положениям ГОСТ, что нарушает нормы п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Комиссия не согласилась с данным доводом, учитывая следующее.

В позиции 3 "Бетон легкий на пористых заполнителях" раздела "Характеристика используемых материалов" наряду с маркировкой бетона согласно ГОСТ26633-2015 - В 7,5 в скобках указана старая маркировка бетона (М100).

Комиссия признала довод жалобы необоснованным, учитывая, что указание маркировки бетона в соответствии как с действующим так и с недействующим ГОСТ не могли повлиять на результат проведения аукциона и ввести в заблуждение участников закупки.

Доказательств обратного Заявителем не представлено.

 

3.6. В жалобе указано:

ГОСТ 25820-2014 "Бетоны легкие. Технические условия" зафиксировано:

 

Ввиду того, что Заказчиком установлена фракция заполнителя не в соответствии с требованиями ГОСТ "крупность заполнителя 10 мм", в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках".

Согласно данным, приведенным в ГОСТ 8267-93 Заказчик должен был указать фракцию щебня "св. 10 до 20 мм", вместо указанного показателя "крупность заполнителя 10 мм".

Исходя из изложенного, Комиссия признала довод жалобы обоснованным.

 

3.7. В жалобе содержится следующий довод:

"В позиции 4 "Сетка сварная" раздела "Характеристика используемых материалов" заказчик устанавливает:

"Сетка сварная 100*100*5 мм. В соответствии с ГОСТ на данный вид продукции"
Заказчиком не установлено, какому именно ГОСТу должна соответствовать данная позиция, в связи с чем, участникам закупки не представляется возможным сопоставлять указанные стандарты к товару при заполнении заявки на участие в открытом аукционе, что не отвечает требованиям объективности к описанию объекта закупки и вводит участников закупки в заблуждение.

Считаем, что установленное заказчиком требование участникам закупки сформировать заявку на участие в аукционе надлежащим образом, следовательно, в действиях заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 ФЗ N 44-ФЗ".

Комиссия согласилась с доводом Заявителя в связи с тем, что действительно не установлено, какому именно ГОСТу должна соответствовать данная позиция.

 

3.8. Далее Заявителем указано:

"В соответствии с Письмом ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 ФАС России сообщает территориальным органам ФАС России о необходимости учета позиций, изложенных в настоящем письме, при осуществлении полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а именно:

"При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке." (цитата из Письма ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16).

Таким образом, в случае установления Заказчиком требований к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава и (или) компонентов товара, показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства такие действия нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

В позиции 5 "Праймер битумный ТЕХНОНИКОЛЬ N01" заказчик установил требования:

"Массовая доля нелетучих веществ, в пределах 45-55%. Время высыхания не более 12 ч.".

Комиссия признала довод необоснованным, учитывая следующее.

Указанные характеристики относятся к применяемому материалу, а не к его составляющим, как указывает в жалобе Заявитель.

Кроме того, из открытых интернет-источников следует, что указанные характеристики являются основными для данного товара, указываются производителем и не требуют проведения дополнительных испытаний, доказательств обратного Заявителем не представлено.

 

3.9. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Комиссия установила, что в Приложении N 1 "Техническое задание" к документации на аукционе имеется указание на товарный знак "Праймер битумный ТЕХНОНИКОЛЬ N01" без сопровождения словами "или эквивалент".

 

3.10. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, в том числе в части 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), вступившие в силу с 01.07.2017.

Частью 2 статьи 52 ГрК РФ установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В силу части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191 -ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Таким образом, в силу вышеуказанных норм Федерального закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требование "к наличию у участника закупки допуска СРО", поскольку по общему правилу необходимым и достаточным условием осуществления работ по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства является исключительно членство в саморегулируемой организации, подтвержденное выпиской из реестра членов саморегулируемой организации.

Исходя из вышеуказанного, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе в извещении и документации об электронном аукционе, например, по осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства устанавливается требование к участникам закупки (индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам) об обязательном членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также требование о представлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки такому требованию (выписки из реестра членов саморегулируемой организации в соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02 2017 N 58).

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

Согласно части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

В силу части 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

Комиссия установила, что согласно сметному расчету "Выполнение работ по ремонту монолитного перекрытия по адресу: Омская область, Москаленский район, с.Алексеевка, ул.Школьная, 2" при выполнении работ предусмотрен в том числе "Демонтаж панелей перекрытий с опиранием: на 2 стороны площадью до 10 м2".

Таким образом, можно сделать вывод, что объектом данной закупки является капитальный ремонт кровли здания.

Исходя из Приложения N 2 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" к документации об аукционе, для расчета начальной (максимальной) цены контракта использован проектно-сметный способ.

Вместе с тем в составе документации об электронном аукционе отсутствует проектная документация. При этом документация об аукционе не содержит также каких-либо иных документов, позволяющих определить полный объем работ (например, рабочей документации, иных текстовых или графических материалов, связанных с техникой, технологией и очередностью производства работ), при том, что при осуществлении работ "Демонтаж панелей перекрытий с опиранием: на 2 стороны площадью до 10 м2", "Установка панелей перекрытий с опиранием: на 2 стороны площадью до 10 м2". затрагиваются конструктивные элементы, связанные с надежностью и безопасностью объектов капитального строительства.

Исходя из указанного, в документации об аукционе надлежало установить требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (об обязательном членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), а также требование о представлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки такому требованию (выписки из реестра членов саморегулируемой организации в соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02 2017 N 58).

По мнению Комиссии, данное нарушение может привести не только к невозможности формирования участником закупки предложения при подаче заявки, но и к проблемам на этапе производства работ и при их приемке на этапе исполнения государственного контракта.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО "Строй Лес" на действия Администрации Москаленского муниципального района Омской области при осуществлении закупки "Выполнение работ по ремонту кровли здания расположенного по адресу Омская область, Москаленский район, с.Алексеевка, ул.Школьная, 2" для нужд муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Москаленского муниципального района Омской области "Алексеевская средняя общеобразовательная школа" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0152300015618000022) в части неверного установления срока окончания подачи заявок на участие в аукционе и указания недействующих СниП, неуказания конкретного ГОСТа, фракции щебня (крупности заполнителя бетона), несоответствующей действующему стандарту.

 

2. Признать в действиях Администрации Москаленского муниципального района Омской области нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 1, 2 и 11 части 1 и части 3 статьи 64, части 4 статьи 65, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Администрации Москаленского муниципального района Омской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

4. По выявленному нарушению законодательства о контрактной системе передать материалы закупки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30 мая 2018 г. N 03-10.1/159-2018


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2018