Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГУ - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик):
ООО "Медпродукт" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобуЗаявителя(вх. N 25580-ЭП/18 от 11.10.2018) на действия Заказчикапри определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукционана поставкуподгузников для взрослых и инвалидов в 2018 году(далее -аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведенииаукциона размещено 25.09.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0272100000118000341. Начальная (максимальная) цена контракта - 129 760 211,10 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать информацию, предусмотренную извещением о проведении закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 510 Гражданского кодекса Российской Федерации доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях.
Согласно п. 3 Технического задания документации о закупке Заказчиком установлено, в том числе, следующее: "3.1. Поставщик передает Изделия Получателям следующими способами:
- по месту нахождения пунктов приема, организованных Поставщиком. Получателям должна быть предоставлена возможность записаться в пункт приема через "контакт центр" на любое время в период не менее чем с 09:00 до 20:00 с понедельника по пятницу;
- по месту нахождения Получателя. Поставка путем передачи Изделий Получателям по месту нахождения Получателя осуществляется в пределах Санкт-Петербурга в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня предварительной записи через "контакт центр". Доставка должна осуществляться не менее чем с понедельника по пятницу в период времени с 10-00 до 21-00.
-по месту нахождения центра приема. Получателям должна быть предоставлена возможность получения Изделий в центре приема в любое время в период не менее чем с 09:00 до 20:00 ежедневно без предварительной записи, Изделия передаются в день обращения Получателя.
Поставщик обязан предоставлять Получателям право выбора способа получения Изделия (по месту жительства Получателя или по месту нахождения пункта (пунктов) и центра приема).
3.2.1. Центр приема должен соответствовать следующим требованиям: должен быть организован в Санкт-Петербурге на расстоянии шаговой доступности для Получателей от станции метрополитена (не более 500 метров от станции). Ближайшая станция метрополитена должна быть на расстоянии не более 3 станций метрополитена от любой из станций пересечения линий метрополитена (пересадочных станций). Центр приема должен иметь зону ожидания Получателей, оборудованную системой "электронной очереди" и мебелью для ожидания в сидячем положении не менее 50 мест. Центр приема должен быть оборудован пандусами для облегчения передвижения инвалидов и соответствовать требованиям СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Поставщиком должна быть обеспечена возможность самостоятельного передвижения инвалидов по территории Центра приема, в том числе с помощью его работников, а также сменного кресла-коляски. Зона ожидания посетителей должна иметь площадь не менее 60 квадратных метров в соответствии с п.5.19 СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения". Центр приема должен быть оборудован гардеробом, соответствующим п. 5.39 СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения" и площадью не менее 18 квадратных метров. Центр приема должен быть оборудован не менее чем 2 туалетными комнатами со свободным посещением Получателями, причем не менее 1 оборудованной для посещения инвалидами в соответствии с п.п. 6.3.3, 6.3.6 СП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Окна обслуживания должны быть оборудованы в зоне обслуживания Получателей. Зона обслуживания не должна располагаться в зоне ожидания. Зона ожидания и зона обслуживания центра приема должны быть предназначены только для инвалидов, их представителей и/или сопровождающих лиц. Центр приема должен иметь отдельный вход и режим работы не менее чем с 09:00 до 20:00 ежедневно. Обслуживание Получателей осуществляется при наличии номера "электронной очереди". Время ожидания в очереди не должно превышать 15 минут. В случае если загруженность центра приема не позволяет обеспечить достижение указанного показателя, Поставщиком оборудуются дополнительные окна обслуживания. В случае если Получатель получил номер "электронной очереди" до 20:00, то сотрудники пункта обязаны осуществить прием Получателя, в том числе после 20:00, в зависимости от прохождения очереди Получателей, имеющих номера "электронной очереди". Центр приема должен быть организован на момент заключения государственного контракта. Изделия должны находиться на складе центра приема, обеспечивающем их надлежащее хранение. Изделия не должны находиться в зоне ожидания, в зоне обслуживания, в проходах, на путях эвакуации и других помещениях, не предназначенных для хранения. Адрес и график работы центра приема должны быть указаны в приложении к государственному контракту.
3.2.2. Пункты приема должны быть организованы на момент заключения государственного контракта и работать до полной выдачи Изделий. Не позднее дня, следующего за днем заключения контракта, Поставщик передает Заказчику документы, подтверждающие право Поставщика использовать помещения пунктов приема и центра приема. Адреса и график работы пунктов и центра приема должны быть указаны в приложении к государственному контракту.".
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
В соответствии с ч. 2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Согласно п. 3 Технического задания документации о закупке Заказчиком установлена обязанность участников закупки до заключения контракта исполнить обязательства по формированию пунктов приема и центров приема, соответствующих требованиям документации о закупке.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Участник закупки является потенциальным победителем закупки. При этом возложение на всех участников закупки в равной мере и степени обязательств, являющихся частью обязательств по контракту, влечет значительные финансовые, трудовые и иные затраты, которые имеют гипотетическую вероятность целесообразности.
Частью 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что условия контракта могут применяться к отношениям сторон заключенного договора, возникшим до заключения договора. Вместе с тем, ч. 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть применима к отношениям, возникшим до заключения государственного контракта, заключение которого осуществляется в соответствии с законодательством о контрактной системе, так как спорные обязательства возложены на участников закупки, которые могут не стать победителем аукциона.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление в Техническом задании требования о наличии у участников закупки материально-технических ресурсов, которые необходимы для исполнения обязательств по контракту, до заключения контракта противоречит ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной систем в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В соответствии с ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, а также обоснование цены контракта в соответствии с ч. 9 ст. 37 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Согласно пп. 3.2.2 п. 3 Технического задания документации о закупке Заказчиком установлено: "Адреса и график работы пунктов и центра приема должны быть указаны в приложении к государственному контракту".
В соответствии с п. 7.9 проекта контракта Заказчиком установлено, что Приложение N 5 "Сведения о пункте приема Получателей" является неотъемлемой частью контракта.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что законодательством о контрактной системе не установлена обязанность участника закупки по направлению в адрес Заказчика иных документов и информации помимо указанных в ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе. Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе также установлен запрет на требование о предоставлении в составе заявки информации, не предусмотренной ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. При этом проектом контракта не установлены положения, согласно которым победитель аукциона в определенный срок должен предоставить сведения об адресах и графике работы пунктов и центра приема. Следовательно, на основании положений документации о закупке такие сведения должны быть представлены Заказчику до заключения контракта, что противоречит ч. 6 ст. 66, ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медпродукт" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 33, ч. 6 ст. 66, ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицудля рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 октября 2018 г. N 44-4716/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2018