Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
--- |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
--- |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
--- |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей:
от заказчика - ГКУ НСО "Хозяйственное управление": --- (по доверенности);
от уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "Управление контрактной системы": --- (по доверенности), --- (по доверенности);
от подателя жалобы - ООО "НовосибирскХлебозащита": --- (директор);
рассмотрев жалобу ООО "НовосибирскХлебозащита" на действия заказчика - ГКУ НСО "Хозяйственное управление" и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "Управление контрактной системы" при проведении электронного аукциона N 0851200000619001225 на оказание услуг по дезинсекции, начальная (максимальная) цена контракта 367 500 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "НовосибирскХлебозащита" с жалобой на действия заказчика - ГКУ НСО "Хозяйственное управление" и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "Управление контрактной системы" при проведении электронного аукциона N 0851200000619001225 на оказание услуг по дезинсекции.
Суть жалобы ООО "НовосибирскХлебозащита" заключается в следующем.
В соответствии с письмом Минздрава РФ от 13.06.2018 N 27-3/3059454-468 при осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, не предусматривающих проведения мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, и не являющихся медицинскими услугами, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
По мнению подателя жалобы, в законодательстве отсутствует требование о наличии медицинской лицензии при осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации.
Таким образом, ООО "НовосибирскХлебозащита" считает, что требование о наличии лицензии на медицинскую деятельность по дезинсекции, установленое в документации об электронном аукционе, является неправомерным.
ГКУ НСО "Хозяйственное управление" в возражениях на жалобу ООО "НовосибирскХлебозащита" сообщило следующее.
Предметом государственного контракта являются услуги по дезинсекции (уничтожению комаров и клещей) - дезинфектологии, включенной в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности" (далее - Постановление Правительства РФ N 291).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в п. 16.2.4 документации об электронном аукционе установлено требование к участникам закупки о представлении копии лицензии на право осуществления медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), включая работы (услуги) по дезинфектологии (в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 291).
ГКУ НСО "Управление контрактной системы" в возражениях на жалобу ООО "НовосибирскХлебозащита" сообщило следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, предусмотренные этой нормой, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Так, к участникам закупки должно предъявляться требование о наличии лицензии для осуществления того или иного вида деятельности.
Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЭ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В силу ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Пунктом 1 ст. 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактически) мероприятия.
Согласно пп. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2001 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, указанным в приложении к Постановлению Правительства РФ N 291, дезинфектология является медицинской деятельностью.
В соответствии с классификацией нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (Руководство Р 1.1.002-96), утвержденной Председателем Госкомсанэпиднадзора России, дезинфекция, дезинсекция, дератизация отнесена к группе дезинфектология.
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
Данные выводы основываются на Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344 по делу А23-840/2016.
Таким образом, по мнению ГКУ НСО "Управление контрактной системы", оказание услуг по дезинсекции является медицинской деятельностью, следовательно, подлежит обязательному лицензированию на осуществление медицинской деятельности по выполнению работ (услуг) по дезинфектологии.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ N 291 медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе, высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации. В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены также работы (услуги) по дезинфектологии.
Пунктом 3 ст. 2 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности предусмотрено, что медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг; в свою очередь, медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, а профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя, в том числе, выявление причин и условий возникновения и развития заболеваний, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или в отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, медицинской услугой и медицинской помощью, однако, являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что оказание услуг, предусмотренных данной закупкой, подлежит лицензированию.
Данные выводы подтверждаются позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ в Определениях N 309-КГ17-12073 от 15.01.2018 и N 114-ПЭК18 от 18.06.2018 по делу N А60-27966/2016, в Определениях Верховного Суда РФ N 310-КГ17-14344 от 12.01.2018 и N 104-ПЭК18 от 06.06.2018 по делу N А23-840/2016. Согласно указанным Определениям выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии (мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации) должно рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, и в соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности является лицензируемым видом деятельности.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком и уполномоченным учреждением правомерно установлено требование о наличии лицензии на медицинскую деятельность по дезинфектологии.
При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НовосибирскХлебозащита" на действия заказчика - ГКУ НСО "Хозяйственное управление" и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "Управление контрактной системы" при проведении электронного аукциона N 0851200000619001225 на оказание услуг по дезинсекции необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии ---
Члены Комиссии ---
---
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 11 апреля 2019 г. N 054/06/31-648/2019
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2019