Резолютивная часть решения объявлена 15.10.2018
Решение в полном объеме изготовлено 29.10.2018 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - вр.и.о. руководителя управления <_>ов И.И.,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт К<_>на Н.В.,
- специалист-эксперт З<_>ва Д.А.,
рассмотрев дело N 14936/05-2018 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в марте 2018 года посредством системы "Яндекс. Директ" контекстной рекламы: "Лучше чем александрийские двери!/parket73.ru", содержащей признаки нарушения пунктов 1 и 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
- от заявителей:
- индивидуального предпринимателя Ш<...>на (далее - ИП Ш<...>н А.Н.), ОГРНИП 304732832800317, ИНН 732800215470 (г. Ульяновск), - Л<_>вой А.В. (доверенность N 11-6509 от 05.08.2016, паспорт);
- общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания" (далее - ООО "Производственная компания"), ОГРН 1057328000322, ИНН 7328501307, расположенного по адресу: г. Ульяновск, 42-й пр-д Инженерный, д. 8, - Л<_>вой А.В. (доверенность N 16/016 от 17.07.2016, паспорт);
- от лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- индивидуального предпринимателя С<...>ва (далее - ИП С<...>в В.В.), ОГРНИП 318732500015272, ИНН 732508463184, - В<_>на Р.Р. (доверенность б/н от 17.09.2018, паспорт);
- Е<...>на (г. Ульяновск) - Ф<_>ва А.В. (доверенность N 73/52-н/73-2018-3-191 от 09.10.2018, паспорт);
- от заинтересованных лиц:
- Д<...>кого (г. Ульяновск) - не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен;
- общества с ограниченной ответственностью "Яндекс" (далее - ООО "Яндекс"), ОГРН 1027700229193, ИНН 7736207543, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16, - не явился, о месте и времени рассмотрения дела общество уведомлено,
УСТАНОВИЛА:
Ульяновским УФАС России определением от 28.05.2018 возбуждено дело N 14936/05-2018 по признакам нарушения п.п. 1 и 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле привлечены заявители ИП Ш<...>н А.Н. и ООО "Производственная компания", лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ИП С<...>в В.В., а также заинтересованные лица ООО "Яндекс" и Д<...>кий С.И. Рассмотрение дела назначено на 26.06.2018.
Представитель ИП Ш<...>на А.Н. и ООО "Производственная компания" на заседании Комиссии 26.06.2018 поддержал доводы, приведенные в заявлении.
ИП С<...>в В.В. на заседание Комиссии 26.06.2018 не явился, запрошенные определением от 28.05.2018 документы и сведения предпринимателем не представлены. Определение от 28.05.2018 (исх. N 2472-05 от 31.05.2018) направлено ИП С<...>ву В.В. заказным письмом с уведомлением N 43206824552243 от 01.06.2018, которое, по сведениям с официального сайта ФГУП "Почта России" - сервис "Отслеживание" (https://www.pochta.ru/tracking), по состоянию на 26.06.2018 адресатом не получено (02.06.2018 имела место неудачная попытка вручения корреспонденции). Впоследствии указанное заказное письмо возвращено в Ульяновское УФАС России по истечении срока хранения в отделении почтовой связи.
Представитель ООО "Яндекс" на заседание Комиссии 26.06.2018 не явился, в письменных пояснениях (исх. N 58904 от 25.06.2018, вх. N 3211 от 25.06.2018) общество сообщило, что в сервере "Яндекс. Директ" размещалось рекламное объявление с текстом: "Лучше чем александрийские двери! Продажа межкомнатных дверей! Широкий ассортимент межкомнатных дверей от производителя. Цены от 3500 р. Звоните!" со ссылкой на сайт: parket73.ru в рамках договора, заключенного на условиях оферты на оказание услуг "Яндекс. Директ", размещенной в сети "Интернет" по адресу: https://yandex.ru/legal/oferta_direct/, между ООО "Яндекс" и Е<...>ным Г.С. (рекламодатель) посредством акцепта. Информация о рекламодателе была заполнена рекламодателем самостоятельно посредством клиентского веб-интерфейса сервиса "Яндекс. Директ". ООО "Яндекс" не осуществляет проверку достоверности указанной информации.
Д<...>кий С.И. на заседание Комиссии 26.06.2018 не явился, запрошенные определением от 28.05.2018 документы и сведения не представил. Определение от 28.05.2018 (исх. N 2472-05 от 31.05.2018) направлено Д<...>кому С.И. заказным письмом с уведомлением N 43206824552250 от 01.06.2018, которое, по сведениям с официального сайта ФГУП "Почта России" - сервис "Отслеживание" (https://www.pochta.ru/tracking), по состоянию на 26.06.2018 адресатом не получено (02.06.2018 имела место неудачная попытка вручения корреспонденции). Впоследствии указанное заказное письмо возвращено в Ульяновское УФАС России по истечении срока хранения в отделении почтовой связи.
Определением от 29.06.2018 рассмотрение дела N 14936/05-2018 приостановлено до установления местонахождения лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На запрос Ульяновского УФАС России (исх. N 3536-05 от 08.08.2018) УФНС России по Ульяновской области (исх. N 08-25/13433 от 14.08.2018, вх. N 4227 от 15.08.2018) сообщило, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей N 73002018012133 от 14.08.2018 адрес места жительства (пребывания) в Российской Федерации ИП С<...>ва В.В.: Ульяновская обл., г. Ульяновск, <_>; согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей N 73002018012134 от 14.08.2018 адрес места жительства (пребывания) в Российской Федерации Е<...>на Г.С.: Ульяновская обл., <_>.
Определением от 10.09.2018 рассмотрение дела N 14936/05-2018 возобновлено, срок рассмотрения дела продлен до 01.11.2018. Рассмотрение дела назначено на 11.10.2018. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечен Е<...>н Г.С.
По ходатайству представителей Е<...>на Г.С. (исх. б/н от 10.10.2018, вх. N 5441 от 11.10.2018) и ИП С<...>ва В.В. (исх. N 117 от 11.10.2018, вх. N 5440 от 11.10.2018) рассмотрение дела N 14936/05-2018 отложено на 15.10.2018.
Представитель ИП Ш<...>на А.Н. и ООО "Производственная компания" на заседании Комиссии 15.10.2018 поддержал доводы, приведенные ранее.
Представитель ИП С<...>ва В.В. на рассмотрении дела 15.10.2018 пояснил, что предприниматель никакого отношения к рассматриваемой рекламе и сайту: parket73.ru не имеет. ИП С<...>в В.В. не осуществляет производство и реализацию дверей, о распространении указанной рекламы узнал из определения антимонопольного органа.
Представитель Е<...>на Г.С. на рассмотрении дела 15.10.2018 сообщил, что Е<...>н Г.С., имея намерение сотрудничать с владельцем сайта: parket73.ru, осуществил работы, которые Д<...>ким С.И. оплачены не были. С целью навредить владельцу сайта: parket73.ru Е<...>ным Г.С. была размещена рассматриваемая контекстная реклама. После получения претензии от ИП Ш<...>на А.Н. Е<...>н Г.С. (под псевдонимом "М<_>в М.В.") добровольно прекратил распространение указанной рекламы.
В письменных пояснениях (исх. б/н от 02.10.2018, вх. N 5436 от 11.10.2018) Д<...>кий С.И. сообщил, что к распространению рассматриваемой рекламы он никакого отношения не имеет. Товарный знак "Александрийские двери" для продвижения, принадлежащего ему сайта: parket73.ru, не использовал.
Исследовав материалы дела N 14936/05-2018, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать контекстную рекламу: "Лучше чем александрийские двери!/parket73.ru", распространенную в марте 2018 года посредством системы "Яндекс. Директ", содержащую нарушение п.п. 1 и 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило заявление ИП Ш<...>на А.Н. и ООО "Производственная компания" о факте распространения 26 и 27 марта 2018 года посредством системы "Яндекс. Директ" контекстной рекламы: "Лучше чем александрийские двери!/parket73.ru", содержащей признаки недобросовестной рекламы (вх. N 1537 от 28.03.2018 и N 2062 от 24.04.2018). Словосочетание "Александрийские двери" является товарным знаком - объектом интеллектуальной собственности ИП Ш<...>на А.Н. и его использование в рекламе для продвижения сайта: www.parket73.ru является нарушением прав правообладателя объекта интеллектуальной собственности и актом недобросовестной конкуренции. К заявлению приложены скриншоты страниц поиска "Яндекс" и протокол осмотра Интернет-сайта: yandex.ru, составленный нотариусом нотариального округа г. Ульяновск.
Контекстная реклама имеет следующее содержание:
"Лучше чем александрийские двери! / parket73.ru
Собственное производство Нестандартные размеры "Под ключ" Гарантия
parket73.ru /межкомнатные двери реклама
Широкий ассортимент межкомнатных дверей от производителя. Цены от 3500 р.
Звоните!
Итальянская фурнитура Контроль качества 19 лет на рынке От фабрики
Контактная информация +7(958) 100-02-18 пн-пт 9:00-19:00 сб 9:00-17:00, вс_".
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В данном случае в рекламе сравниваются двери, представленные на сайте: www.parket73.ru, с межкомнатными дверями марки "Александрийские двери", при этом создается впечатление о превосходстве рекламируемого товара в отличие от товара конкурента.
Кроме того, согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с п. 1 ст. 14.3 Федерального закона "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.
Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона "О защите конкуренции" хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта. В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
На главной странице сайта: www.parket73.ru указано: "Межкомнатные двери/Паркет73. Крупнейший дискаунтер напольных покрытий и дверей. Доставка по всей России". На сайте представлен каталог межкомнатных дверей, из которого можно выбрать и сделать заказ (купить) межкомнатные двери. Таким образом, владелец сайта: www.parket73.ru осуществляет деятельность, приносящую доход, в том числе от продажи межкомнатных дверей с использованием сайта.
Таким образом, продвижение товара (межкомнатных дверей), представленного на сайте: www.parket73.ru, совершалось путем некорректного сравнения с товарами конкурента.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч.ч. 6 и 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 5 указанного Федерального закона, несет рекламодатель.
Согласно п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Размещение рекламы и определение объекта рекламирования (создание рекламы) осуществлял Е<...>н Г.С. Таким образом, рекламодателем в данном случае является Е<...>н Г.С.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.
Необходимость в выдаче предписания в данном случае отсутствует, поскольку распространение рекламы прекращено добровольно.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за рассматриваемое нарушение Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать рекламу: "Лучше чем александрийские двери!/parket73.ru", распространявшуюся в марте 2018 года посредством системы "Яндекс. Директ", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1 и 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы добровольно прекращено.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. С<_>в
Члены Комиссии Н.В. К<_>на
Д.А. З<_>ва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 15 октября 2018 г. N 14936/05-2018
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 01.11.2018