Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Авангард Сервис" (далее также - Заявитель, Общество) на действия заказчика - ФГБОУВО "РГУП" (далее также - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по профессиональной уборке помещений, ведению гардероба (реестровый N 31807198825) (далее - Аукцион) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении его заявки.
Заказчик против удовлетворения жалобы возражал, представил испрашиваемые документы по спорной Закупке, письменные возражения.
Выслушав представителя Заказчика, рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что жалоба обоснована по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - Официальный сайт; ЕИС).
Заказчиком на Официальном сайте размещено извещение о проведении Аукциона и Аукционная документация.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 18.12.2018 N 31807198825 заявка Общества отклонена от участия в Аукционе по следующей причине: в составе заявки на участие в Аукционе участник закупки обязан предоставить заявку и декларацию (п. 2.3.10 Аукционной документации), подписанные ЭЦП участника закупки.
В своей жалобе Заявитель ссылается на избыточность такого требования, так как Заказчик требует в составе подписанной им заявки дополнительно подписать еще и отдельные документы, а именно заявку и декларацию.
На заседании Комиссии установлено следующее.
Согласно п. 18.11 раздела 18 Положения о закупках для участия в Аукционе участник закупки подает посредством ЭТП заявку на участие в Аукционе, подготовленную в соответствии с требованиями, изложенными в закупочной документации. Аукционная заявка подписывается усиленной электронной подписью участника закупки.
В соответствии с пп. 2.3.10 п. 2.3 раздела 2 Аукционной документации заявка на участие в Аукционе должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Согласно возражениям Заказчика основанием для отклонения заявки Заявителя под послужило то, что заявка и декларация как отдельно взятые документы не подписаны ЭЦП.
При этом Комиссия отмечает, что, подписывая документ, состоящий из нескольких приложений и объединенных в один файл, можно подписать этот файл целиком, без дублирования подписи к каждому приложению в составе заявки.
В данном случае Заявитель подписал всю заявку ЭЦП с помощью функционала электронной торговой площадки. Комиссия считает данное обстоятельство достаточным для идентификации участия Заявителя в Аукционе и его воли, а также отмечает следующее.
Учитывая наличие в рассматриваемых правоотношениях публично-правовых элементов, действующее законодательство предъявляет к Заказчику повышенные требования при проведении закупочных процедур.
Документация о закупке не является единственным правовым актом, регламентирующим деятельность заказчиков, и не является актом нормативного содержания (его законность не презюмируется), поэтому, при проверке той или иной конкурентной процедуры в административном порядке антимонопольный орган не может ограничиться исключительно проверкой соответствия обжалуемых действий разработанному Заказчиком документации о закупке. Законность действий Заказчика при формальном соответствии проводимой процедуры требованиям документации не презюмирует их соответствие действующему законодательству, в том числе специальному.
Таким образом, само по себе наличие у Заказчика права устанавливать в положении о закупках требования к участкам не свидетельствует о законности таких требований. Право заказчиков, предусмотренное Законом о закупках, не является абсолютным и ограничено правами участников, как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.
Статьей 10 ГК РФ установлены пределы осуществления гражданских прав.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Оценивая поведение Заказчика, в том числе в ходе допуска заявок, антимонопольный орган правомерно исходит из того, в допустимых ли пределах Заказчиком осуществляются его полномочия, либо имеют место необоснованные и неразумные ограничения или условия реализации участниками их прав.
Представленная в составе заявки Заявителя подпись действительна, что не оспаривается Заказчиком, что в свою очередь свидетельствует о достоверности и легитимности содержащихся и ей подписанных сведений в документах.
Это опровергает ошибочный довод Заказчика о том, что отдельно взятые документы из целой заявки, подписанные таким способом, не имеют юридической силы.
Оценивая доводы Заказчика, следует отметить, что в свете всеобщей компьютеризации предоставление участниками как гражданских, так и публичных правоотношений возможности подписать один документ одной электронной подписью в полной мере отвечает обычаям делового оборота (статья 5 ГК РФ).
Отклонение же заявки участника на основании представления им подписанного документа, но не каждого приложения в нем, явно противоречит обычаям делового оборота и является злоупотреблением правом.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Авангард Сервис" (ИНН:5190054579) на действия ФГБОУВО "РГУП" (ИНН:7710324108) при проведении Аукциона обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 марта 2019 г. N 1-00-2443/77-18
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.03.2019