Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21 ноября 2019 г. N 016/06/34-2004/2019

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

<_> - [должностное лицо]

 

Члены Комиссии:

 

<_> - [должностное лицо]

<_> - [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ Н.Г. ЖИГАНОВА" - <_> (доверенность от 23.07.2019 г.), в присутствии ИП Мустакимовой Д.Р. - лично (выписка из ЕГРИП), рассмотрев жалобу ИП Мустакимовой Д.Р. (вх. 18344/ж от 12.11.2019 г.) на действия заказчика ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ Н.Г. ЖИГАНОВА" при проведении закупки N 0311100001019000035 на предмет: Оказание клининговых услуг для нужд консерватории,

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении электронного аукциона N 0311100001019000035 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 31.10.2019 г.

Заказчик - ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ Н.Г. ЖИГАНОВА".

Начальная (максимальная) цена контракта - 5 811 357,20 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.

Относительно довода заявителя, о том, что Заказчик не указал в проекте контракта порядок расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, а также пени, предусмотренных в случае просрочки исполнения обязательств заказчиком, соответственно не исполнил обязанность о включении в контракт условия об ответственности сторон, что является нарушением чч.5, 6, 7 ст.34 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Извещением о проведении закупки установлено, что к участию в закупке допускаются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.

Заказчиком в пункте 8.8 проекта контракта установлено: "Предусмотренное пунктами 8.5, 8.6 настоящего Контракта уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации".

В пункте 5.4. проекта контракта установлено: В случае мотивированного отказа Заказчика от принятия услуг, Заказчик по своему усмотрению вправе либо отказаться от исполнения контракта, либо составить акт с указанием перечня необходимых доработок и сроков их выполнения Исполнителем за свой счет.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что, не указав в проекте контракта порядок расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, Заказчик не исполнил обязанность, о включении в контракт условия об ответственности сторон, что является нарушением частей 4, 6, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Комиссия Татарстанского УФАС России установила, что в проекте контракта отсутствует порядок расчета пени, предусмотренной в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, установленный в части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.

Относительно довода заявителя о том, что Заказчик не вправе установить более жесткие требования к показателю pH кислотного очистителя (п.23 Технического задания) и к зоне острого действия кислотного очистителя нежели это предусмотрено государственным стандартом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу пункта 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В п. 3.3.5. Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению, Заказчик установил: В случае использования Заказчиком при описании объекта закупки государственных стандартов и иных нормативных документов в составе первой части заявки необходимо представить конкретные показатели товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, в том числе в случае если государственный стандарт или иной нормативный документ предусматривает не конкретное значение показателя, а диапазон допустимых значений, за исключением случаев предусмотренных настоящей инструкцией.

В пунктах 24, 42 части 3 "Техническое задание" документации электронного аукциона указал следующее:

 

24

 

Кислотный

очиститель.

 

Жидкий низкопенный кислотный очиститель. Должен полностью растворяться в воде любой жёсткости и температуры. Эффективно против водного и мочевого камня, известковых отложений и накипи, ржавчины, цементных и других минеральных остатков на кирпиче, металле, пластик

стекле. Не должен вызывать коррозию, должен полностью смываться, не оставлять разводов. Средство должно быть биоразлагаемо, пожаро- и взрывобезопасно. Показатель pH 1 % раствора <2,5 ед. Не подлежит контакту с кожей рук.

 

 

 

 

42

 

Средство для удаления

жевательной резинки.

 

 

Должно представлять из себя растворитель-очиститель с обезжиривающими и очищающими свойствами. Средство должно быть предназначено для удаления клея, скотча, жевательной резинки, воска и лака, наклеек, граффити, излишек печатной краски с различных напольных покрытий, металлических поверхностей, ПВХ, кафеля, стекла, пластика. Средство с приятным цитрусовым запахом или запахом свежести либо без запаха, обладает хорошими обезжиривающими и очищающими свойствами. Хорошо смывается с поверхности, не оставляет следов и разводов. Средство должно быть биоразлагаемо, не должно быть взрыво- и пожароопасно. Средство не должно обладать аллергическими и кумулятивными свойствами. Вещества, входящие в состав средства, должны относиться к умеренно опасным или малоопасным веществам. В химическом отношении средство должно быть стабильно в воде и на воздухе, не разлагаться с выделением вредных веществ. Зона острого действия > 20. Содержание ПАВ должно быть <5%, содержание отдушки должно быть максимально 5%. Плотность 1,00 _ 0,02 г/см\x{00b3} при температуре 20°C. Значение pH 5,90 _ 0,20 ед.

 

Заказчик установил требования к кислотному очистителю соответствие ГОСТ 32478-3013.

В соответствии с ГОСТ 32478-2013 установлено: п.3.1.3 Физико-химические показатели средств, обеспечивающие безопасность, приведены в таблице 1.

 

Показатель активности водородных ионов (pH) средства или

 

 

По ГОСТ 32385 |

 

водного раствора средства с массовой долей 1%, единицы pH:

 

Менее 3,0

 

 

 

для кислых средств, не подлежащих контакту с кожей рук

 

 

 

1

Заявитель ссылается на то, что Заказчиком установлены заведомо заниженные требования к показателю активности водородных ионов (pH) средства, не соответствующие ГОСТ 32478-3013.

Заказчик установил требования к кислотному очистителю соответствие ГОСТ 12.1.007-76.

В соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 установлено: раздел 1.2. Класс опасности вредных веществ устанавливают в зависимости от норм и показателей, указанных в таблице.

 

Наименование показателя

 

Нормы для класса опасности

 

 

1-го

 

2-го

 

3-го

 

4-го

 

 

Предельно допустимая концентрация (ПДК)

 

Менее 0,1

 

0,1-1,0

 

1,1-10,0

 

Более 10,0

 

 

вредных веществ в воздухе рабочей зоны, мг/ м

 

 

 

 

 

 

Средняя смертельная доза при введении в

 

Менее 15

 

15-150

 

151-5000

 

Более

 

 

желудок, мг/кг

 

 

 

 

5000

 

 

Средняя смертельная доза при нанесении на

 

Менее 100

 

100-500

 

501-2500

 

Более

 

 

кожу, мг/кг

 

 

 

 

2500

 

 

Средняя смертельная концентрация в воздухе,

 

Менее 500

 

500-5000

 

5001-50000

 

Более

 

 

мг/м

 

 

 

 

50000

 

 

Коэффициент возможности ингаляционного

 

Более 300

 

300-30

 

29-3

 

Менее 3

 

 

отравления (КВИО)

 

 

 

 

 

 

Зона острого действия

 

Менее 6,0

 

6,0-18,0

 

18,1-54,0

 

Более 54,0

 

 

Зона хронического действия

 

Более 10,0

 

10,0-5,0

 

4,9-2,5

 

Менее 2,5

 

 

По мнению заявителя, заказчиком установлены заведомо завышенные требования для умеренно опасных веществ к показателю зоны острого действия средства, которые не соответствуют ГОСТ 12.1.007-76. Требования, установленные Заказчиком, противоречат ГОСТ и позволяют участникам закупки указать значения, соответствующие требованиям документации, но противоречащие ГОСТ.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что, наличие ГОСТа не исключает права заказчика самостоятельно и с учетом своих потребностей определять конкретные характеристики для предлагаемого к поставке товара в пределах установленных ГОСТом параметров. Техническое задание Заказчика разработано в соответствии с потребностью заказчика. Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

3) Относительно довода заявителя об отсутствии в инструкции по заполнению заявки правила чтения слов "максимально", "минимально".

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В пункте 3.3.5 документации об аукционе указано, что в случае, если в данной инструкции отсутствуют какие-либо пояснения по применяемым словам, словосочетаниям, знакам препинания, математическим знакам и символам, то участник закупки при подготовке заявки должен руководствоваться общепринятыми правилами чтения слов, словосочетаний, знаков препинания в русском языке, математических знаков и символов.

Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что участник закупки должен был руководствоваться общепринятыми правилами чтения слов. Кроме того, в случае необходимости разъяснения отдельных положений аукционной документации участник закупки вправе направить запрос о разъяснении положений документации.

Комиссия Татарстанского УФАС России установила, что от Заявителя не был направлен запрос о разъяснении указанного положения Закона о контрактной системе, что свидетельствует об отсутствии необходимости дополнительных разъяснений документации.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

Учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика, Комиссия Татарстанского УФАС России принимает решение выдать предписание об устранении выявленных нарушений при направлении проекта контракта победителю.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ИП Мустакимовой Д.Р. (вх. 18344/ж от 12.11.2019 г.) на действия заказчика ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ Н.Г. ЖИГАНОВА" при проведении закупки N 0311100001019000035 на предмет: "Оказание клининговых услуг для нужд консерватории" обоснованной в части не указания Заказчиком в проекте контракта порядка расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, а также пени, предусмотренных в случае просрочки исполнения обязательств Заказчиком.

Признать в действиях заказчика - ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ Н.Г. ЖИГАНОВА" при проведении электронного аукциона N 0311100001019000035 на предмет: Оказание клининговых услуг для нужд консерватории нарушение требований частей 4, 5, 6, 7 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

3. Выдать заказчику ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ Н.Г. ЖИГАНОВА" предписание на внесение соответствующих изменений в проект контракта при его направлении победителю закупки.

4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии:

 

<_> - [должностное лицо]

 

Члены Комиссии:

 

<_> - [должностное лицо]

<_> - [должностное лицо]

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21 ноября 2019 г. N 016/06/34-2004/2019


Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.11.2019