Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 6 ноября 2019 г. N 016/01/16-1186/2019

Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель комиссии: - <_>;

Члены комиссии: - <_>;

- <_>,

рассмотрев дело N 016/01/16-1186/2019 в отношении Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск" по признакам нарушения ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося достижении антиконкурентного соглашения в части заключения договоров на идентичный предмет в незначительный период времени, что позволяет говорить об умышленном разделении предмета поставки со стороны заказчика на несколько раздельных договоров в целях обхода необходимости проведения конкурентных процедур закупок товаров, работ, услуг,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган призван обеспечивать государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлять нарушения антимонопольного законодательства, принимать меры по прекращению нарушений антимонопольного законодательства и привлекать к ответственности за такие нарушения; предупреждать монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В соответствии с п. 6 Положения о Территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы N 649/15 от 23.07.2015 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Территориальный орган ФАС России имеет право возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 6.4 Положения), выдавать предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством (п. 6.5.1 Положения).

На основании приказов от 08.05.2019 N 01/202-пр, от 31.05.2019 N 01/229-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1648017863, ОГРН 1061673000993; 422540, РТ, Зеленодольский район, г. Зеленодольск, ул. Ленина, д. 41а).

По результатам анализа представленных документов Татарстанским УФАС России установлено, что в результате заключения антиконкурентного соглашения между Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск" происходило разделение в незначительный период времени идентичного предмета поставки на несколько раздельных договоров в целях обхода необходимости проведения конкурентных процедур закупок товаров, работ, услуг.

На основании изложенного, издан приказ Татарстанского УФАС России N01/336-к от 07.08.2019 о возбуждении дела N016/01/16-1186/2019 в отношении Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск" по признакам нарушения ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося достижении антиконкурентного соглашения в части заключения договоров на идентичный предмет в незначительный период времени, что позволяет говорить об умышленном разделении предмета поставки со стороны заказчика на несколько раздельных договоров в целях обхода необходимости проведения конкурентных процедур закупок товаров, работ, услуг.

По результатам рассмотрения настоящего дела, Комиссией установлено, что в проверяемый период между Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск" заключались договоры на сумму, не превышающую 100 000 рублей, без конкурентных процедур.

В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пункт 2 данной нормы содержит исчерпывающий перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): - конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс); - аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион); - запрос котировок; - запрос предложений.

Статьей 93 Федерального закона N44-ФЗ предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан заключал с ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск" договоры на сумму до 100 тысяч рублей без проведения конкурентных процедур, как с единственным поставщиком.

Вместе с тем, на основе анализа вышеуказанных договоров, Комиссией Татарстанского УФАС России выявлено злоупотребление пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, путем заключения за короткий промежуток времени договоров на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей, предметом которых являлся идентичный предмет, что нарушает принцип обеспечения конкуренции, установленный статьей 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Информация о заключенных договорах на идентичный предмет представлена ниже.

Договоры за 2017 г. представлены в следующей таблице.

 

Реестровый номер (с ЭМ)

 

Реестровый N счета/договора

 

Дата закупки и включения в реестр

 

Заказчик

 

Предмет закупки

 

Цена закупки (в руб.) до 100

 

Поставщик

 

1793084

 

170101675

 

06.07.2017

 

ИК ЗМР

 

Подключение электрического кабеля для питания автополива городского озера в г. Зеленодольск

 

74 721,40

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

 

1861764

 

170102110

 

21.08.2017

 

ИК ЗМР

 

Подключение электрического кабеля для питания автополива городского озера в г. Зеленодольск

 

90 670,21

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

Таким образом, 06.07.2017 г. и 27.08.2017 между ответчиками было заключено два договора на общую сумму 165 391,61 рубль;

Необходимо отметить, что предметом договора в обоих случаях явилось подключение электрического кабеля для питания автополива городского озера г. Зеленодольск, сроки оказания услуг составляют соответственно до 31.07.2017 г. и 31.08.2017 г. что составляет короткий промежуток времени между сроками исполнения контрактов, кроме того в ходе заседания Комиссии ответчики пояснили, что озера находятся в непосредственной близости друг от друга. Вышеперечисленное свидетельствует о том, что заказчик исходя из идентичности заказываемых услуг, близкой даты начала и сроков оказания услуг, а так же непосредственной близости друг от друга места оказания услуг, имел возможность объединить в единый аукцион услуги по подключению электрического кабеля для питания автополива городского озера г. Зеленодольск. В ходе заседания комиссии Заказчик не привел препятствующие данному решению причины которые могли бы быть вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица

Вместе с тем, в рассматриваемом случае рынок оказания услуг по подключению электрического кабеля для питания автополива городского озера в г. Зеленодольск является конкурентным.

При этом закупка намеренно была разбита Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск" на два договора на сумму до 100 000 рублей каждый в целях обеспечения формальной возможности непроведения конкурентных процедур и заключения договоров с единственным поставщиком.

Фактически договора от 06.07.2017, 21.08.2017 (дата закупки и включения в реестр) образуют одну самостоятельную единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную на два самостоятельных договора для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ.

Договоры за 2019 г. представлены в следующей таблице.

 

Реестровый номер (с ЭМ)

 

Реестровый N счета/договора

 

Дата включения в реестр

 

Заказчик

 

Предмет закупки

 

Цена закупки (в руб.) до 100

 

Поставщик

 

3309483

 

190100123

 

05.02.2019

 

ИК ЗМР

 

Обслуживание сетей уличного освещения

 

99 810,90

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

 

3372237

 

190100425

 

06.03.2019

 

ИК ЗМР

 

Обслуживание сетей уличного освещения

 

99 692,38

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

 

3452357

 

190100708

 

17.04.2019

 

ИК ЗМР

 

Обслуживание сетей уличного освещения

 

99 809,00

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

 

3506420

 

190100952

 

20.05.2019

 

ИК ЗМР

 

Обслуживание сетей уличного освещения

 

99 865,74

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

Таким образом, за четыре месяца (февраль - май) 2019 года, между ответчиками было заключено четыре договора на общую сумму 399 178,02 рублей;

Необходимо отметить, что предметом договора во всех случаях явилось обслуживание уличных сетей г. Зеленодольск, сроки оказания услуг составляют соответственно до 28.02.2019 г., 31.03.2019 г., 31.05.2019 г., 31.05.2019 г., что составляет короткий промежуток времени между сроками исполнения контрактов.

Из представленных Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан материалов установлено, Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан был проведен аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта по техническому обслуживанию и техническому ремонту сетей уличного освещения г. Зеленодольск Республики Татарстан.

 

Дата закупки

 

номер закупки

 

название закупки

 

заказчик

 

название участника закупки

 

Начальная максимальная цена контракта по закупке

 

Лучшее ЦП участника в торгах

 

цена контракта

 

18.06.2019

 

0111300095219000074

 

Техническое обслуживание и технический ремонт сетей уличного освещения в г. Зеленодольск

 

Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

 

2 996 669,71

 

1 955 049,95

 

1 955 049,95

Комиссия отмечает, через незначительный промежуток времени (относительно ранее заключенных договоров по обслуживанию уличных сетей освещения г. Зеленодольск) между Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск" был заключен договор (номер закупки 0111300095219000074, 18.06.2019 дата закупки) с идентичным предметом закупки "Техническое обслуживание и технический ремонт сетей уличного освещения г. Зеленодольск".

В ходе заседания Комиссии ответчики не смогли предоставить информацию подтверждающую, что причины, по которым данные виды работ не были объединены в единый аукцион по обслуживанию сетей уличного освещения на период 2019 года, были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица (Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан).

Комиссия считает, что предмет закупки "Обслуживание сетей уличного освещения г. Зеленодольск" и "Техническое обслуживание и технический ремонт сетей уличного освещения г. Зеленодольск" носят планово-предупредительный характер и своей задачей ставят обеспечение бесперебойной работы сетей уличного освещения, т.е. не направлены на устранение внезапно возникших аварийных ситуаций устранение которых требует оперативного вмешательства.

Комиссия так же считает, что вышеуказанные предметы закупки являются идентичными и были осуществлены в один период времени 05.02.2019, 06.03.2019, 17.04.2019, 20.05.2019 (дата включения в реестр), что говорит о возможности их исполнения в рамках одного контракта с непосредственной публикацией извещения, проведением торгов, а также привлечением максимального числа заинтересованных лиц, то есть в рамках действующего законодательства.

Вместе с тем, как и в вышеуказанном случае, рынок оказания услуг по обслуживанию сетей уличного освещения является конкурентным.

Как видно нижеприведенной таблицы в случае, когда Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан проводились аукционы (0111300095216000331, 0111300095217000293, 0111300095218000063, 0111300095218000192, 0111300095219000074) с предметом закупки по техническому обслуживанию и техническому ремонту сетей уличного освещения города Зеленодольск Республики Татарстан в каждом случае заявлялось более одного участника аукциона, наблюдалась конкурентная борьба с понижением начальной максимальной цены контракта.

 

Дата закупки

 

номер закупки

 

название закупки

 

заказчик

 

название участника закупки

 

Начальная максимальная цена контракта по закупке

 

Лучшее ЦП участника в торгах

 

цена контракта

 

06.12.2016

 

0111300095216000331

 

Аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта по техническому обслуживанию и техническому ремонту сетей уличного освещения в города Зеленодольск Республики Татарстан

 

Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

 

4 636 797,87

 

4 590 429,89

 

4 590 429,89

 

ООО "СтройЖилСервис"

 

4 636 797,87

 

4 613 613,88

 

 

 

0111300095217000293

 

Аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта по техническому обслуживанию и техническому ремонту сетей уличного освещения в г.Зеленодольск

 

Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района

 

ООО "ЖилЭнергоСерви

с-Зеленодольск"

 

3 080 468,02

 

3 049 663,34

 

3 049 663,34

 

29.11.2017

 

ООО "СтройЖилСервис"

 

3 080 468,02

 

3 065 065,68

 

 

13.06.2018

 

0111300095218000063

 

Техническое обслуживание и технический ремонт сетей уличного освещения в г. Зеленодольск

 

Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

 

2 999 652,62

 

2 969 656,10

 

2 969 656,10

 

 

ООО "СтройЖилСервис"

 

2 999 652,62

 

2 984 654,36

 

 

30.10.2018

 

0111300095218000192

 

Техническое обслуживание и технический ремонт сетей уличного освещения в г. Зеленодольск

 

Исполнительный комитет зеленодольского муниципального района

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

 

1 133 500,90

 

1 122 165,90

 

1 122 165,90

 

ООО "СтройЖилСервис"

 

1 133 500,90

 

1 127 833,40

 

 

18.06.2019

 

0111300095219000074

 

Техническое обслуживание и технический ремонт сетей уличного освещения в г. Зеленодольск

 

Исполнительный комитет зеленодольского муниципального района

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

 

2 996 669,71

 

1 955 049,95

 

1 955 049,95

 

ООО "Стройсервис"

 

 

1 970 033,30

 

При этом закупка намеренно была разбита Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск" на пять договоров, четыре из которых на сумму до 100 000 рублей каждый в целях обеспечения формальной возможности непроведения конкурентных процедур и заключения контрактов с единственным поставщиком.

Фактически договоры от 05.02.2019, 06.03.2019, 17.04.2019, 20.05.2019 (дата включения в реестр) образуют одну самостоятельную единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную на четыре самостоятельных договора для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 1 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пункт 2 данной нормы содержит исчерпывающий перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): - конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс); - аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион); - запрос котировок; - запрос предложений.

Статьей 93 Закона предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке (статья 13 Закона).

Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 3.5.2. методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что работы по обслуживанию сетей уличного освещения являются идентичными по своей направленности, в связи с чем их можно было исполнить в рамках одного контракта с непосредственной публикацией извещения, проведением торгов, а также привлечением максимального числа заинтересованных лиц, то есть в рамках действующего законодательства.

До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения ответчики направили возражения в письменной форме (N 1/29 от 29.10.2019 г.) в котором говориться о том, что со стороны ООО ""ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск" отсутствуют признаки нарушения ст. 16 N 135 ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", поскольку инициатором проведения аукциона является Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, а также, что потенциальный исполнитель услуг не имеет возможности проверять действия Заказчика на соблюдение всех пунктов Закона N 44 ФЗ.

Комиссия отмечает, что заключение договора в обход закона предполагает наличие вины обеих сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях ограничения конкуренции (статья 10 ГК РФ).

Обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону о контрактной системе, Закону о конкуренции, возложена на обе стороны договора.

Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района РТ и ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск" являются профессиональными участниками контрактной системы, поскольку на первых в силу Закона о контрактной системе возложена обязанность по проведению торгов, а общество как хозяйствующий субъект, оказывающий соответствующие услуги, принимает в них участие, что подтверждено доказательствами, имеющимися в материалах проверки.

Кроме того Комиссией в ходе рассмотрения дела из представленных Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района материалов установлено, что за период с 2016 по 2019 год, в общей сложности между Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск" были заключены следующие договоры.

 

Дата закупки и включения в реестр

 

Заказчик

 

Предмет закупки

 

Цена закупки (в руб.) до 100

 

Поставщик

 

06.07.2017

 

ИК ЗМР

 

Подключение электрического кабеля для питания автополива городского озера в г. Зеленодольск

 

74 721,40

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

 

10.08.2017

 

ИК ЗМР

 

Ремонт электротехнических сетей фонтанов г. Зеленодольск

 

99 674,18

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

 

21.08.2017

 

ИК ЗМР

 

Подключение электрического кабеля для питания автополива городского озера в г. Зеленодольск

 

90 670,21

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

 

05.02.2019

 

ИК ЗМР

 

Обслуживание сетей уличного освещения

 

99 810,90

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

 

06.03.2019

 

ИК ЗМР

 

Обслуживание сетей уличного освещения

 

99 692,38

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

 

07.03.2019

 

ИК ЗМР

 

Подготовительные работы для празднования Масленицы и Дня Победы

 

99 672,70

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

 

17.04.2019

 

ИК ЗМР

 

Обслуживание сетей уличного освещения

 

99 809,00

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

 

30.04.2019

 

ИК ЗМР

 

Подготовительные работы для празднования "Сабантуй и Майдан-Шашлык"

 

99 789,82

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

 

20.05.2019

 

ИК ЗМР

 

Обслуживание сетей уличного освещения

 

99 865,74

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

 

06.12.2016

 

ИК ЗМР

 

Техническое обслуживание и технический ремонт сетей уличного освещения в города Зеленодольск Республики Татарстан

 

4 590 429,89

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

 

29.11.2017

 

ИК ЗМР

 

Техническое обслуживание и технический ремонт сетей уличного освещения в г.Зеленодольск

 

3 049 663,34

 

ООО "ЖилЭнергоСерви

с-Зеленодольск"

 

13.06.2018

 

ИК ЗМР

 

Техническое обслуживание и технический ремонт сетей уличного освещения в г. Зеленодольск

 

2 969 656,10

 

ООО "ЖилЭнергоСерви

с-Зеленодольск"

 

30.10.2018

 

ИК ЗМР

 

Техническое обслуживание и технический ремонт сетей уличного освещения в г. Зеленодольск

 

1 122 165,90

 

ООО "ЖилЭнергоСерви

с-Зеленодольск"

 

18.06.2019

 

ИК ЗМР

 

Техническое обслуживание и технический ремонт сетей уличного освещения в г. Зеленодольск

 

1 955 049,95

 

ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск"

Комиссия отмечает, что учитывая количество договоров заключенных между Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск" за период с 2016 по 2019 год, можно сделать вывод о сложившихся многолетних деловых отношениям между Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск".

В рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией были проанализированы сложившиеся в период с 2016 по 2019 года рыночные отношения на товарном рынке, на котором усматриваются признаки нарушения в действиях ответчиков.

Для определения товарного рынка необходимо установление его продуктовых границ и географических границ.

Определение продуктовых и географических границ товарного рынка осуществляется в соответствии с Приказом ФАС РФ от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".

При этом в рассматриваемом случае продуктовые границы однозначно определены предметами договоров, заключенных между Исполнительным районом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" и ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск".

Таким образом, продуктовые границы товарного рынка, на котором ответчиками совершено нарушение антимонопольного законодательства, определяются предметом договора на оказание услуг.

В соответствии с пунктом 10.8 Порядка при определении географических границ могут приниматься во внимание, в частности:

- предмет соглашения, заключенного между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты - участники рассматриваемого соглашения;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние.

Как было отмечено ранее, Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан является органом исполнительной власти, который реализует свои полномочия в границах Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

Согласно имеющимся в деле материалам ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск" зарегистрировано по адресу: 422520 РТ, Зеленодольский район, г Зеленодольск, ул. Королева, дом 14, помещение А/1, и осуществляет свою деятельность на территории Республики Татарстан, в том числе на территории Зеленодольского муниципального района.

Таким образом, с точки зрения территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние, географические границы товарного рынка следует рассматривать как территорию Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

Рассматриваемый товарный рынок является конкурентным и должен быть доступен для выхода на него и иным хозяйствующим субъектам. Любой хозяйствующий субъект, осуществляющий данные виды деятельности, может являться потенциальным участником данного товарного рынка.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Ответчики в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представили документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

В силу статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135- ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По мнению Комиссии, действия Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, выразившиеся в разделении в незначительный период времени идентичного предмета поставки со стороны заказчика на несколько раздельных договоров в целях обхода необходимости проведения конкурентных процедур закупок товаров, работ, услуг, свидетельствует о наличии достигнутого соглашения с хозяйствующим субъектом.

Деятельность уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления призвана поддерживать конкуренцию в том её виде, в каком этого требует законодательство, которое запрещает совершать действия (бездействие), в том числе осуществлять заключение договоров, способные привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции.

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В соответствии со ст. 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссией в адрес ответчиков было направлено заключение об обстоятельствах дела N 016/01/16-1186/2019.

Ответчики в рамках рассмотрения антимонопольного дела не представили документы и информацию о том, что вменяемые нарушения антимонопольного законодательства были вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне контроля данных юридических лиц, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований норм действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

Признать Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (422540, РТ, Зеленодольский район, г. Зеленодольск, ул. Ленина, д. 41а, ИНН 1648017863, ОГРН 1061673000993), ООО "ЖилЭнергоСервис-Зеленодольск" (422520 РТ, Зеленодольский район, г Зеленодольск, ул. Королева, дом 14, помещение А/1, ИНН 1648025857, ОГРН 1091673000231) нарушившими ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в достижении антиконкурентного соглашения в части заключения договоров на идентичный предмет в незначительный период времени, в целях обхода необходимости проведения конкурентных процедур закупок товаров, работ, услуг, что привела к ограничению конкуренции при проведении работ по подключению электрического кабеля для питания автополива городского озера в г. Зеленодольск и обслуживании сетей уличного освещения.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.

Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Председатель комиссии: <_>

Члены комиссии: <_>

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 6 ноября 2019 г. N 016/01/16-1186/2019


Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.11.2019