Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 11 сентября 2019 г. N 063/01/17-486/2019

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступило заявление ООО "ДИАЛОГ ПЛЮС", содержащее сведения о действия Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района (далее - Организатор торгов), выразившихся в проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества сельского поселения Садгород муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области (далее - Конкурс) (Извещение N 210619/0157282/01) с нарушением действующего законодательства.

Заявитель полагает, что действия организатора торгов по заключению договора аренды в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на торгах вместо заключения концессионного соглашения влияют на развитие добросовестной конкуренции, создают преимущества лицам, которым права переданы без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, ущемляют права и законные интересы потенциальных участников конкурса.

В результате рассмотрения указанного заявления Самарским УФАС России установлено следующее.

21.06.2019 г. Главным управлением организации торгов Самарской области (далее - Организатор конкурса) размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества сельского поселения Садгород муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области (Извещение N 210619/0157282/01).

Согласно конкурсной документации по вышеуказанному конкурсу муниципальное имущество принадлежит на праве собственности сельскому поселению Садгород муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области на основании Закона Самарской области от 06.06.2008 N 51-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О разграничении муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 27.05.2008).

В соответствие счастью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования системами и (или) объектами водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении и водоотведении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении.

Согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

При этом частью 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 данной статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 данной статьи, является ничтожным.

Аналогичные требования в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в частях 1, 3, 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении.

В силу изложенного специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.

Таким образом, выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

Поскольку объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в собственности сельского поселения Садгород муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области, введены в эксплуатацию в период более 5 лет, передача прав владения и (или) пользования в отношении данного муниципального имущества могла быть осуществлена только в рамках заключения концессионных соглашений в порядке установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях).

Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях, а в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения также случаев, предусмотренных статьями 51, 52, 52.1 Закона о концессионных соглашениях.

Закон о концессионных соглашениях предусматривает определенный перечень требований к содержанию и условиям концессионного соглашения. Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставлением объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.

Кроме того, статьей 47 Закона о концессионных соглашениях установлен особый перечень критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

При указанных обстоятельствах в действиях Комитета по управлению имуществом Кинель - Черкасского района содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь пунктом 1 части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции, пунктом 3.49 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 г. N 339, предлагаю возбудить дело по признакам нарушения Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В связи с вышеизложенным, на основании пункта 1,3 части 2 статьи 39 Закона "О защите конкуренции", Самарским УФАС России издан приказ от 30.08.2019 г. N 118 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Комитетом по управлению имуществом Кинель-Черкасского района части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона "О защите конкуренции",

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело N 063/01/17-486/2019 к рассмотрению на "2" октября 2019 г. "15" час. "00" мин. в помещении Самарского УФАС России (443086, г. Самара, ул. Ерошевского, 3а, тел. (846) 200-15-42, к. 456).

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела N 063/01/17-486/2019 в качестве:

- заявителя: ООО "ДИАЛОГ ПЛЮС" (ул.Киевская, дом N1, офис 201 А, г.Самара, 443013);

- ответчика: Комитет по управлению имуществом Кинель-Черкасского района (Самарская область, Кинель-Черкасский район, с. Кинель-Черкассы, ул. Красноармейская, д. 69, 446350);

- заинтересованного лица - ООО "Ремонтно-Эксплуатационное Управление "Партнер" (пр.Ленина, дом N5, офис 11, г.Самара, 44110).

3. Комитету по управлению имуществом Кинель-Черкасского района необходимо представить в срок до сентября 2019 года следующие документы и сведения:

3.1. Копии извещения, Документации о проведении Конкурса.

3.2. Копии протоколов, составленных в ходе проведения открытого конкурса.

3.3.Оригиналы заявок на участие в открытом конкурсе, поступивших в адрес Заказчика, с приложенными документами на обозрение Комиссии.

3.4. Копии документов, подтверждающих право собственности на муниципальное имущество сельского поселения Садгород муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области являющегося предметом конкурса (Извещение N 210619/0157282/01).

3.5. Копии договоров, предусматривающих переход права собственности на муниципальное имущество сельского поселения Садгород муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области являющегося предметом конкурса (Извещение N 210619/0157282/01), заключенных Комитетом по управлению имуществом Кинель-Черкасского района за прошедшие три года (договор аренды, права пользования, хозяйственного ведения и др.).

3.6. Письменные пояснения по указанным в настоящем определении обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела.

3.7. Иные документы, которые имеют значение для рассмотрения дела по существу.

Копии представленных документов должны быть заверены надлежащим образом.

Запрашиваемую информацию необходимо представить со ссылкой на конкретный пункт настоящего Определения.

В соответствии со статьей 43 Закона "О защите конкуренции" с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 11 сентября 2019 г. N 063/01/17-486/2019


Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.09.2019