Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 5 апреля 2019 г. N 012/01/15-233/2019

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Марийское УФАС России) в ходе осуществления государственного контроля в сфере соблюдения законодательства о рекламе установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в бездействии администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" по демонтажу рекламных конструкций, расположенных по адресу:

- Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пересечение с ул. Пушкина, ул. Комсомольская (1 рекламная конструкция);

- Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, перекресток ул. Комсомольская-бул. Чавайна, восточнее, д. 124 "б" (4 рекламные конструкций).

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

В силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 данной статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 05.04.2019 N 336 утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории городского округа "Город Йошкар-Ола".

Проанализировав содержание указанного постановления, Марийским УФАС России установлено, что разрешения на установку спорных рекламных конструкций не выдавались, договоры на установку и эксплуатацию администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" указанных рекламных конструкций не заключались.

В соответствии с частью 17 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования "Город Йошкар-Ола" утверждённого решением городского Собрания муниципального образования "Город Йошкар-Ола" от 29 июня 2005 г. N 101-I, (далее - Устав) к вопросам местного значения поселения относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа "Город Йошкар-Ола", аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа "Город Йошкар-Ола", осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

В силу п. 54 ст. 51 Устава на администрацию возложены полномочия по утверждению схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа "Город Йошкар-Ола", осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

Таким образом, администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - администрация) является исполнительным органом местного самоуправления, осуществляющим организацию деятельности в области выдачи разрешения на установку рекламной конструкции и демонтажа самовольно установленных рекламных конструкций.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе. При этом данная же норма определяет последствия выявления конструкции, установленной и эксплуатируемой без соответствующего разрешения - такая конструкция подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция. При этом выдача предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия, которого не истек, а также демонтаж рекламной конструкции, в случае, установленном Законом о рекламе, является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания

В силу части 21.1 статьи 19 Закона о рекламе если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 указанной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция.

Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21указанной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета.

Таким образом, законом о рекламе установлен порядок демонтажа рекламной конструкции, в соответствии с которым орган местного самоуправления выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику рекламной конструкции, в случае если данное лицо не исполняет указанное предписание, предписание о демонтаже рекламной конструкции выдается собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, в случае если данным лицом предписание также не исполняется, демонтаж рекламной конструкции осуществляет орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

Марийским УФАС России установлено, что органом местного самоуправления в настоящее время проводится работа по организации демонтажа рекламных конструкций, расположенных по адресам:

- Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пересечение с ул. Пушкина, ул. Комсомольская ( 1 рекламная конструкция);

- Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, перекресток ул. Комсомольская-бул. Чавайна, восточнее, д. 124 "б" (4 рекламные конструкции).

Однако принятые администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" меры в отношении незаконно установленных рекламных конструкций являются недостаточными, поскольку в настоящее время рекламные конструкции не демонтированы, что подтверждается актом осмотра от 31.05.2019, а, следовательно, в действиях администрации содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Из материалов, представленных администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола", следует, что 13.02.2019 администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" выданы предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций N02-19/911 Абатиной А.С. Однако владельцем рекламных конструкций в установленные сроки не демонтированы рекламные конструкции.

Неисполнение хозяйствующим субъектом в установленный срок обязанности по демонтажу незаконных рекламных конструкций, а также не установление лица, разместившее рекламную конструкцию, в соответствии с частью 21.3 статьи 19 Закона о рекламе является основанием для демонтажа таких конструкций за счет средств местного бюджета.

В связи с тем, что администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" не предприняла всех необходимых и своевременных мер для демонтажа спорных рекламных конструкций, хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие данные конструкции без уплаты государственной пошлины за выдачу такого разрешения, без участия в торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном недвижимом имуществе, без заключения такого договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и, соответственно, без осуществления оплаты по такому договору, находятся в преимущественном положении перед другими хозяйствующими субъектами-конкурентами, которые несут затраты, сопряженные с законным способом установки и эксплуатации рекламной конструкции.

Кроме того, хозяйствующие субъекты, имеющие намерение легально осуществлять рекламную деятельность на соответствующих рекламных местах после участия в конкурсных отборах на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, лишены данного права.

На указанных муниципальных рекламных местах незаконно эксплуатируются рекламные конструкции. Таким образом, хозяйствующие субъекты, потенциально, в отличие от лиц, незаконно эксплуатирующих спорные рекламные конструкции, лишены права доступа на рынок размещения рекламных конструкций по спорным муниципальным рекламным местам.

Таким образом, бездействие администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" по непринятию своевременных и достаточных мер по демонтажу спорных рекламных конструкций приведет или может привести к ограничению конкуренции на рынке размещения рекламных конструкций на территории города Йошкар-Ола.

Учитывая изложенное, бездействие органа местного самоуправления по демонтажу рекламных конструкций в соответствии с частями 21.2 и 21.3 статьи 19 Закона о рекламе содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

В связи с тем, что администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" не предприняла всех необходимых и своевременных мер для демонтажа спорной рекламной конструкции лицо, эксплуатирующее данную конструкцию без уплаты государственной пошлины за выдачу такого разрешения, без участия в торгах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном недвижимом имуществе, без заключения такого договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, и соответственно без осуществления оплаты по такому договору, находится в преимущественном положении перед другими хозяйствующими субъектами-конкурентами, которые несут затраты, сопряженные с законным способом установки и эксплуатации рекламной конструкции.

Кроме того, хозяйствующие субъекты, имеющие намерение легально осуществлять рекламную деятельность на соответствующем рекламном месте после участия в конкурсных отборах на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, лишены данного права.

Таким образом, Марийским УФАС России в бездействии администрации по демонтажу вышеуказанных рекламных конструкций усматриваются признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Марийское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предупреждает администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" о необходимости в тридцатидневный срок с момента получения предупреждения прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем осуществления действий, направленных на демонтаж рекламных конструкции расположенных по адресам:

- Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пересечение с ул. Пушкина, ул. Комсомольская (1 рекламная конструкция);

- Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, перекресток ул. Комсомольская-бул. Чавайна, восточнее, д. 124 "б" (4 рекламных конструкций), установленных и эксплуатируемых без действующего разрешения и заключенного договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" обязана сообщить о выполнении предупреждения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в течение трех дней с момента его исполнения с приложением подтверждающих документов.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при условии выполнения предупреждения лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

Руководитель П.А. Козел

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 5 апреля 2019 г. N 012/01/15-233/2019


Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 05.06.2019