Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 октября 2019 г. N 059/07/3-1031/2019

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:

 

Заместитель Председателя Комиссии:

Хаснуллин Н.А., заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

Вехкалахти В.С., специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;

Эдилян Б.Х., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,

в присутствии представитея ПАО "НПО "Искра" - <...>. (по доверенности), без участия АО "НПО УЦТО",

 

рассмотрев жалобу АО "НПО УЦТО" (ИНН: 6658424458) (вх. N 014897) (далее - заявитель) на действия ПАО НПО "Искра" (ИНН: 5907001774), Закупочной комиссии ПАО НПО "Искра" (далее - организатор торгов) при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на изготовление и поставка тележки ручной "Гранит" (извещение N 31908243953, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) (далее - торги, закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

27.09.2019 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя, доводы которой сводятся к неразмещению организатором торгов ТУ (технические условия) 28.22.18-003-03617528-2018 (далее - ТУ) в системе ЕИС и неправомерному отклонению заявки.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил необходимые для рассмотрения документы, а также отзыв на жалобу, в котором ссылается на отсутствие каких-либо нарушений при организации и проведении закупки.

 

Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

1. В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг обществами установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее - Закон о закупках).

В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик - автономное учреждение обязан руководствоваться, в том числе, утверждённым наблюдательным советом и размещённым в единой информационной системе не позднее пятнадцати дней со дня утверждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Правила формирования плана закупки товаров)).

Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).

В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

 

2. При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Положение) и Документацией о закупке N2588 (далее - Документация).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 28.08.2019 г., дата окончания приема заявок - 06.09.2019 г., дата подведение итогов - 07.10.2019 г.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Документация должна содержать требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с пунктом 9 Документации, предметом договора, право на заключение которо-го является предметом закупки - изготовление и поставка тележки ручной "Гранит". В проекте договора данный предмет конкретизирован - Тележка ручная "Гранит" ТР-20 ТУ 28.22.18-003-03617528-2018. При этом, в Документации отсутствуют какие-либо технические требования к предмету закупки.

В жалобе Заявитель указывает на тот факт, что он подавал запрос на разъяснение (N 655-У-КО/1 от 02.09.2019 г.), в котором просил предоставить ТУ на эл. адрес info@uralcto.ru. В ответном письме организатор торгов указал, что для него данная продукция является заимствованной и он рекомендует обратиться за ТУ к производителю приобретаемой продукции ООО "ИК Механика". Несмотря на это АО "НПО УЦТО" отмечает, что ему удалось получить необходимые для производства и поставки тележек ТУ.

При рассмотрении жалобы представитель организатора торгов подтвердил тот факт, что данные ТУ в состав Документации не входят, в системе ЕИС не размещались.

Таким образом, организатор торгов нарушил принцип информационной открытости закупки, из этого следует, что в действиях ПАО "НПО "Искра" имеется факт нарушения п. 1 ч. 1 ст. 3 и п. 3. ч. 10 ст. 4 Закона о закупках и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП. Довод о неразмещении ТУ является обоснованным.

Относительно неправомерного отклонения заявки АО "НПО УЦТО" Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в Документации должны быть отражены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Так, в Приложении 1 к Документации указаны требования к составу заявки. Пункт 2.8 данного приложения предусматривает обязательное наличие в составе заявки документа, содержащего сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" на сайте Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru) об участнике процедуры закупки.

В случае отсутствия сведений об участнике процедуры закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства - заполненная декларация о соответствии участника процедуры закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" по форме согласно Приложению N3 к документации о закупке, заверенная печатью участника процедуры закупки (при наличии) и подписанная руководителем. Или документ в произвольной форме, содержащий сведения о том, что участник процедуры закупки не соответствует критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N209-ФЗ (в редакции от 03.07.2017 г.), заверенный печатью участника процедуры закупки (при наличии) и подписанный руководителем.

В Приложении 2 к Документации указаны основания отклонения заявок. Так, в пункте 7 данного приложения указаны следующие основания для отклонения заявки. ЗК отклоняет заявку участника процедуры закупки по следующим основаниям:

- непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных документацией о закупке; нарушение требований документации о закупке к содержанию и оформлению заявки;

- несоответствие участника процедуры закупки требованиям документации о закупке, в том числе несоответствие лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки, требованиям документации о закупке;

- несоответствие предлагаемой продукции или условий исполнения договора требованиям, установленным в документации о закупке;

- несоблюдение требований документации о закупке к описанию продукции, предлагаемой к поставке в составе заявки на участие в закупке;

- несоответствие цены заявки требованиям документации о закупке, в том числе наличие предложения о цене договора (цене за единицу продукции), превышающей размер НМЦ;

- наличие в составе заявки недостоверных сведений.

Аналогичные основания закреплены также в пункте 15.8.5 Положения.

Таким образом, непредставление документа, подтверждающего факт отнесения участника к субъектам малого и среднего предпринимательства или же отсутствие данного факта, влечет отклонение заявки по пункту 7 Приложения 2 к Документации и пункту 15.8.5 Положения.

Из анализа заявки АО "НПО УЦТО" следует, что в ней не содержится указанных документов, следовательно отклонение заявки было совершено правомерно.

Таким образом, довод о неправомерном отклонение заявки является необоснованным.

В результате рассмотрения жалобы АО "НПО УЦТО", Комиссия приходит к выводу о признании доводов жалобы обоснованными в части неразмещения ТУ в составе Документации.

При рассмотрении жалобы представитель организатора торгов пояснил, что Заявителем все же была подана заявка. Таким образом, неразмещение ТУ в составе Документации не создало фактических препятствий для подачи заявки. Кроме того, спорная закупка согласно Протоколу об итогах закупки (N 31908243953) была признана несостоявшейся, поскольку все участники были отклонены.

Выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, в связи с чем, основания для выдачи предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Пермского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу АО "НПО УЦТО" (ИНН: 6658424458) (вх. N 014897) на действия ПАО НПО "Искра" (ИНН: 5907001774), Закупочной комиссии ПАО НПО "Искра" при организации и проведении открытого запроса котировок в электронной форме на изготовление и поставка тележки ручной "Гранит" (извещение N 31908243953, опубликовано на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о закупках www.zakupki.gov.ru), обоснованной;

Признать в действиях ПАО "НПО "Искра" факт нарушения п. 1 ч. 1 ст. 3 и п. 3 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";

Предписание не выдавать.

 

Зам. Председателя Комиссии Н.А. Хаснуллин

 

Члены Комиссии В.С. Вехкалахти

 

Б.Х. Эдилян

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 октября 2019 г. N 059/07/3-1031/2019


Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.10.2019