Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 29 октября 2019 г. N 046/04/14.32-528/2019

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 29 октября 2019 г. N 046/04/14.32-528/2019

"_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела товарных и финансовых рынков Курского УФАС России, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, составленный в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Сатурн" (ИНН 9705126070, ОГРН 1187746985700, г. Москва, ул. Летниковская, 10к3) и другие материалы дела, в отсутствии законного представителя ООО "Сатурн", (уведомлен о месте и времени рассмотрения дела), руководствуясь ст. 29.4, 29.5, ст. 29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях

УСТАНОВИЛА:

Решением управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 30.07.2019 г. по делу N 046/01/11-143/2019 установлен факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" - заключение и участие в устном соглашении об отказе от ценовой конкуренции в ходе закупки для государственных нужд, которое привело к поддержанию цен на торгах, со стороны ООО "Сатурн".

В соответствии с п. 1.2 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, является поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.32 КоАП РФ.

Решением Комиссии от 30.07.2019 г. по делу N 046/01/11-143/2019 установлено следующее.

Государственным заказчиком - Прокуратурой Курской области был проведен аукцион в электронной форме с реестровым (уникальным) номером извещения N0144100011518000135 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке служебных помещений и дворовых территорий прокуратуры области, прокуратур округов г. Курска, прокуратуры г. Курска, районных и межрайонных прокуратур области в 2019 году (далее - аукцион).

Извещение о проведении аукциона было опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок на сайте http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 04.12.2018 г.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 535 262 (четыре миллиона пятьсот тридцать пять тысяч двести шестьдесят два) рубля 00 копеек.

Согласно ч.1, ч.2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе") под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором, критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

В соответствии со ст. 66 ФЗ "О контрактной системе" заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона; документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным ст. 31 ФЗ "О контрактной системе"; копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации; решение об одобрении или о совершении крупной сделки; декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям

Заявки на участие в аукционе подали 5 участников, в том числе ООО "Стройсервис", ООО "Проф-эксперт", ООО "Сатурн", ООО "Альтар", ООО Клининговая компания "МирКлин". Все участники, подавшие заявки, были допущены к участию в аукционе.

Электронный аукцион начался 27.12.2018 г. в 10:50:00.

С первой секунды аукциона ООО "Проф-эксперт" и ООО "Сатурн" начали активно торговаться между собой, с каждой ставкой снижая цену на шаг аукциона 5%.

Первое ценовое предложение ООО "Сатурн" подало в 10:50:21 в размере 4 081 735 руб. 80 коп. (-10%), а последнее ценовое предложение в 10:51:33 в размере 1 814 104 руб. 80 коп. (-60%).

Первое ценовое предложение ООО "Проф-эксперт" подало в 10:50:14 в размере 4 308 498 руб. 90 коп. (-5%), а последнее ценовое предложение в 10:51:19 в размере 2 040 867 руб. 90 коп. (-55%).

Первое ценовое предложение ООО "Стройсервис" подало в 10:50:12 в размере 4 512 585 руб. 69 коп. (-0,5%), а последнее ценовое предложение в 11:11:27 в размере 4 182 585 руб. 69 коп. (-8%).

Кроме того, в основное время аукциона подало свое ценовое предложение ООО Клининговая компания "МирКлин" в 10:50:40 в размере 4 285 822 руб. 59 коп. (-5,5%), ООО "Альтар" в 10:58:33 в размере 4 000 000 руб. 59 коп. (-12%).

Больше ценовых предложений в основное время аукциона подано не было.

Электронный аукцион закончился в 11:01:33. Дополнительные 10 минут закончились в 11:11:33.

В дополнительные 10 минут ООО "Стройсервис" подало два ценовых предложения - в 11:10:59 в размере 3 950 000 руб. (-13%), в 11:11:27 в размере 3 750 000 руб. (-17%).

Также в дополнительное время ценовое предложение подал участник ООО "Альтар" в 11:11:23 в размере 3 948 262 руб. 83 коп. (-13%). ООО Клининговая компания "МирКлин" в дополнительное время ценовых предложений не подавало.

Таким образом, 1 место на аукционе заняло ООО "Сатурн" с ценовым предложением в размере 1 814 104 руб. 80 коп. (падение составило 60 % от НМЦК), 2 место - ООО "Проф-эксперт" - 2 040 867 руб. 90 коп. (падение составило 55 % от НМЦК), 3 место - ООО "Стройсервис" - 3 750 000 руб. (падение составило 17 % от НМЦК).

При рассмотрении вторых частей заявок аукционной комиссией заявки ООО "Проф-эксперт" и ООО "Сатурн" были признаны не соответствующими требованиям аукционной документации. Победителем аукциона было признано ООО "Стройсервис", занявшее 3 место по результатам аукциона, подавшее ценовое предложение в размере 3 750 000 руб. (Протокол N 312 от 28.12.2018 г.).

21 января 2019 года государственный контракт был заключен с ООО "Стройсервис", которое заняло 3 место на аукционе, на сумму 3 750 000 рублей.

В процессе анализа материалов дела были выявлены обстоятельства, свидетельствующие о согласованном поведении ответчиков в ходе аукциона.

1. Наличие связей между организациями - участниками соглашения.

По результатам совокупного анализа информации, располагающейся в личных кабинетах ООО "Стройсервис", ООО "Проф-эксперт" и ООО "Сатурн" на торговых электронных площадках ООО "РТС-тендер", ЗАО "Сбербанк-АСТ", а также выписок из ЕГРЮЛ, представленных ИФНС России по г. Курску, выявлено наличие связи между указанными организациями через физических лиц, которые в разные временные периоды являлись их учредителями либо руководителями.

 

ООО "Стройсервис" (до 15.11.2018 г. наименование юридического лица было ООО "КЛИНИНГ-СИСТЕМС")

 

На момент создания юридического лица единственным учредителем и директором ООО "Стройсервис" (на момент создания ООО "КЛИНИНГ-СИСТЕМС") являлся гражданин "_" (Решение единственного участника ООО "КЛИНИНГ-СИСТЕМС" от 08.09.2015 г.). 14.11.2018 г. "_"вышел из состава учредителей ООО "Стройсервис", единственным учредителем стал "_".

 

ООО "Сатурн"

На момент создания юридического лица единственным учредителем и директором ООО "Сатурн" являлся гражданин "_" (Решение единственного участника ООО "Сатурн" от 06.12.2018 г.). 18.12.2018 г. соучередителем ООО "Сатурн" стал "_".

 

ООО "ПРОФ-ЭКСПЕРТ"

Согласно выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 15.02.2019 г. на момент создания юридического лица и по настоящее время единственным учредителем и директором ООО "Проф-эксперт" с долей в уставном капитале 100% является "_".

 

В процессе анализа предпринимательской деятельности "_","_","_","_" были выявлены следующие обстоятельства.

 

"_" по состоянию на 29.03.2019 г. является учредителем ООО "Сатурн" с 06.12.2018 г. с долей в уставном капитале 50 %, учредителем ООО "Олимп" с 27.02.2019 г. с долей в уставном капитале 100%, с 13.06.2018 по 21.09.2018 являлся учредителем ООО "Оптима Групп" с долей в уставном капитале 100%.

 

"_" по состоянию на 29.03.2019 г. является учредителем ООО "Проф-эксперт" с долей в уставном капитале 100%, учредителем ООО "Омега-Ресурс" с долей в уставном капитале 100%, учредителем ООО "Чистый Дом" с долей в уставном капитале 100%, учредителем ООО "Промсбытсервис" с долей в уставном капитале 100%, с 11.09.2015 по 14.11.2018 являлся учредителем ООО "Стройсервис" с долей в уставном капитале 100%, с 03.02.2017 по 21.11.2018 являлся учредителем ООО "Олимп" с долей в уставном капитале 28%.

 

"_" по состоянию на 29.03.2019 г. является учредителем ООО "Девана" с долей в уставном капитале 100%, учредителем ООО "Оптима Групп" с долей в уставном капитале 100%, учредителем ООО "СБП-Комплект" с долей в уставном капитале 100%, учредителем ООО "Сатурн" с долей в уставном капитале 50%.

 

2. Подача заявок на участие в аукционе с одного IP-адреса.

 

По информации, предоставленной электронной площадкой ЗАО "Сбербанк-АСТ", подача заявок в электронном аукционе участниками ООО "Стройсервис", ООО "Проф-эксперт" и ООО "Сатурн" производилась с одного IP-адреса, а именно 92.241.100.117, провайдер ООО "Смолтелеком".

 

Согласно информации, представленной ООО "Смолтелеком", IP-адрес 92.241.100.117, с которого были поданы заявки участников ООО "Стройсервис", ООО "Проф-эксперт" и ООО "Сатурн", является статическим, принадлежит по договору N01021813 от 01.02.2018 г. Костромину Константину Владимировичу.

 

ООО "Смолтелеком" представило договор N01021813 от 01.02.2018 г. с Костроминым К.В.

 

По договору N01021813 от 01.02.2018 г. адресом точки подключения абонента является: 214025, Россия, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Багратиона, 63, оф.137, в качестве контактного телефона указаны +7 (4812) 33-99-93, +7-903-649-05-65.

 

По сведениям, представленным в сети Интернет, а также в выписках ЕГРЮЛ адрес г. Смоленск, ул. Багратиона, 63 является адресом организаций ООО "Стройсервис" и ООО "Омега-Ресурс".

 

По информации представленной, ПАО "Ростелеком" и ОАО "Вымпел-коммуникации", пользователем телефонных номеров +7 (4812) 33-99-93, +7-903-649-05-65 является "_".

 

В качестве контактной электронной почты по вышеуказанному договору указана seo-omega@mail.ru.

 

По информации, предоставленной ООО "МЭЙЛ.РУ", при регистрации электронной почты была указана следующая информация.

"_"

В соответствии с информацией, представленной ООО "Т2 Мобайл", телефонный номер 89529935511 зарегистрирован на "_" (является учредителем ООО "Сатурн").

 

Ответственным за технические вопросы лицом со стороны абонента по данному договору выступает "_", с контактными номерами телефона "_", электронной почтой seo-omega@mail.ru.

 

3. Заявления ООО "Стройсервис", ООО "Проф-эксперт" и ООО "Сатурн" о заключении антиконкурентного соглашения.

 

В Курское УФАС России по электронной почте поступили заявления ООО "Стройсервис", ООО "Сатурн" и ООО "Проф-Эксперт" о заключении ими недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством картельного соглашения, об отказе от дальнейшего участия в соглашении.

 

Заявление ООО "Проф-Эксперт" с приложениями поступило в Курское УФАС России 25.04.2019 г. в 18 час. 1 мин.; заявление ООО "Стройсервис" с приложениями поступило в Курское УФАС России 25.04.2019 г. в 18 час. 24 мин. Заявление ООО "Сатурн" с приложениями поступило в Курское УФАС России 26.04.2019 г. в 9 час. 25 мин.

 

16.05.2019 г. (вх. N2223) в Курское УФАС России поступили письменные пояснения ООО "Проф-Эксперт", затребованные определением Комиссии от 29.04.2019 г. Учредитель ООО "Проф-Эксперт" "_" пояснил, что им, совместно с директором ООО "Стройсервис" "_" и директором ООО "Сатурн" "_" были проведены переговоры в офисе по адресу г. Смоленск, ул. Багратиона, д. 63, в результате которых была достигнута договоренность о поддержании цен в вышеуказанном аукционе.

 

17.05.2019 г. (вх. N2269) в Курское УФАС России поступили письменные пояснения ООО "Сатурн", затребованные определением Комиссии от 29.04.2019 г., в котором руководитель ООО "Сатурн" "_" сообщил, что между ним, руководителем "Стройсервис" "_" и руководителем ООО "Проф-Эксперт" "_" состоялась деловая встреча в г. Смоленске. В ходе данной встречи им была подана заявка на участие в вышеуказанном электронном аукционе.

 

4. Контактные номера телефонов и адреса электронной почты, указанные при подаче заявок, подтверждающие связи между участниками соглашения.

 

При подаче заявок ООО "Стройсервис" указало контактный телефонный номер 8-4812-339439, ООО "Проф-Эксперт" 8-4812-339993. По информации, предоставленной ПАО "Ростелеком", телефонные номера 8-4812-339439, 8-4812-339993 выделены "_".

 

При подаче заявок на участие в аукционе ООО "Стройсервис" указало электронную почту seo-omega@mail.ru, пользователем которой является учредитель ООО "Сатурн" - "_".

 

5. Исполнение государственного контракта как участниками соглашения ООО "Проф-Эксперт" и ООО "Сатурн", так и победителем ООО "Стройсервис", своими силами заведомо невозможно.

 

При подаче заявок на участие в аукционе ООО "Проф-Эксперт" и ООО "Сатурн" умышленно не приложили к заявке ряд документов, предусмотренных законом и требованиями аукционной документации, а именно декларацию о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе", что исключает возможность заключения с ними контракта в соответствии с п.1 ч.6 ст.69 ФЗ "О контрактной системе", поскольку их заявки подлежат отклонению при рассмотрении вторых частей.

 

Таким образом, выполнение контракта по предложенной заведомо заниженной цене участниками соглашения ООО "Проф-эксперт" и ООО "Сатурн" преднамеренно исключено.

 

В соответствии с Приложением 1 Части II Аукционной документации при оказании услуг по уборке служебных помещений и дворовых территорий прокуратуры области, прокуратур округов г. Курска, прокуратуры г. Курска, районных и межрайонных прокуратур области численность сотрудников, необходимая для исполнения государственного контракта, составляет пятьдесят человек.

 

Согласно справки о работниках, полученной от ООО "Стройсервис", численность сотрудников общества по состоянию на 04.12.2018 г. (дата размещения извещения о проведении аукциона) составляла 1 чел., по состоянию на 10.01.2019 г. составляла 7 чел., из них два прораба, три уборщика, бухгалтер, генеральный директор.

 

Таким образом, ООО "Стройсервис" заведомо не могло исполнить государственный контракт исключительно своими силами.

 

Согласно справки о работниках, полученной от ООО "Проф-Эксперт", численность сотрудников общества по состоянию на 04.12.2018 г. (дата размещения извещения о проведении аукциона) составляла 1 чел., по состоянию на 10.01.2019 г. составляла 1 чел.

 

Согласно справки о работниках, полученной от ООО "Сатурн", численность сотрудников общества по состоянию на 04.12.2018 г. (дата размещения извещения о проведении аукциона) составляла 1 чел., по состоянию на 10.01.2019 г. составляла 1 чел.

 

07.02.2019 г. в адрес Курского УФАС России поступило дополнение от Прокуратуры Курской области с копиями договоров возмездного оказания услуг с уборщиками, оказывающими услуги по уборке зданий и прилегающих территорий Прокуратуры Курской области, которые предоставило ООО "Стройсервис" в ходе выполнения государственного контракта.

 

Предметом договоров являются услуги по выполнению уборки помещений по адресу г. Курск, ул. Ленина, д. 21. По данному адресу находится Прокуратура Курской области.

 

В вышеуказанных договорах Заказчиком выступал "_", который является учредителем ООО "Сатурн" с долей в уставном капитале 50 %.

 

6. Хозяйственные, корпоративные и иные взаимосвязи между ООО "Стройсервис", ООО "Проф-эксперт", ООО "Сатурн" и их учредителями.

 

6.1. В 2018 году в Курское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройсервис" на неправомерные, по мнению заявителя, действия заказчика МУП "Курское городское торгово-промышленное объединение" при проведении электронного аукциона N 31807206924. При подаче жалобы заявителем была указана электронная почта seo-omega@mail.ru, которая по предоставленной ООО "МЭЙЛ.РУ" информации, зарегистрирована на Румянцева Вячеслава, дата рождения 23.05.1983 г. При регистрации данной электронной почты был указан телефонный номер "_", зарегистрированный на "_", который является учредителем ООО "Сатурн" с долей в уставном капитале 50%.

 

6.2. В Курское УФАС России ранее неоднократно поступали жалобы ООО "Стройсервис" (вх. N 5282 от 24.12.2018 г., вх. N 5214 от 19.12.2018 г.), ООО "Промсбытсервис" (вх. N 604 от 13.02.2019 г.), ИП "_" (вх. N 266/18 от 19.12.2018 г.) с приложением доверенностей. Данные доверенности являются абсолютно идентичными, с одинаковыми пунктуационными ошибками, выданы одному лицу - "_", что позволяет сделать вывод: доверенности от лица ООО "Стройсервис", ООО "Промсбытсервис" и ИП "_" были распечатаны из одного файла.

 

При рассмотрении Курским УФАС России жалоб ООО "Стройсервис" (дело N 03-01/12-2018) и ООО "Промсбытсервис" (дело N 046/07/3-22/2019) представителем этих организаций на рассмотрении дел являлось одно и то же лицо - "_".

 

6.3. 11.01.2019 г. по результатам проведения конкурса в электронной форме N 31807247209 на оказание клининговых услуг ФБГОУ ВО "Курский государственный университет" был заключен договор с ООО "Стройсервис". Согласно Конкурсной документации работы должны выполняться в том числе в зданиях:

 

1) Учебный корпус по адресу: г. Курск ул. Радищева,33

2) Здание общежития по адресу г. Курск ул Павлуновского,65 (корпус 1)

3) Здание общежития по адресу г. Курск ул Павлуновского,65 (корпус 2)

 

Согласно сведениям, представленным на сайте объявлений www.avito.ru, 30.01.2019 г. была размещена вакансия N 1263085886 - уборщик административных помещений, указанный в объявлении адрес - Курск, район Центральный, улица Радищева, 33; вакансия N 1592625277 - уборщик помещений с ежедневной оплатой, указанный в объявлении адрес - Курск, район Центральный, улица Павлуновского, 65. 01.02.2019 г. была размещена вакансия N 1660361965 - уборщик административных помещений, указанный в объявлении адрес - Курск, район Центральный, улица Павлуновского, 65, указан телефонный номер +7(903)6490567. В качестве работодателя в данных объявлениях выступает ООО "Омега-Ресурс", на которое зарегистрирован вышеуказанный телефонный номер. Учредителем ООО "Омега-Ресурс" является "_".

 

6.4. По сведениям, представленным в сети Интернет на Интернет-сервисе https://basis.myseldon.com/, были выявлены следующие обстоятельства.

 

При участии в закупках ООО "Стройсервис" указывало следующие номера телефонов: +7 (903) 649-05-67 (номер зарегистрирован на "_", учредителем которого является "_"), +7 (48-12) 33-94-39 и +7 (48-12) 33-99-93 (данные номера зарегистрированы на "_").

 

ООО "СБП-Коплект" и ООО "Оптима Групп", учредителем которых является "_" - соучредитель ООО "Сатурн" (участник аукциона в электронной форме N 0144100011518000135), указывали при участии в торгах следующие телефонные номера: "_" (зарегистрированы на "_"), +7 (904) 366-89-64 (зарегистрирован на "_").

 

6.5. Согласно выписки из ЕГРЮЛ учредителем ООО "Стройсервис" является "_". рождения, учредителем ООО "Сатурн" с долей в уставном капитале 50% является "_" рождения, учредителем ООО "Проф-Эксперт" является "_"3 г. рождения.

 

При анализе информации, представленной в социальной сети ВКонакте "vk.com" в сети Интернет, была найдена учетная запись "_" рождения. По данным из социальной сети ВКонакте "vk.com" "_" женат на "_". Во вкладке "Друзья" на странице "_" был найден "_".

 

При участии в электронных аукционах ООО "Стройсервис" указывало электронную почту seo-omega@mail.ru, зарегистрированную на "_", номер телефона 89529935511 (абонентский номер зарегистрирован на "_"ча).

 

При запросе в поисковой сети Яндекс seo-omega@mail.ru одним из результатов выдает интернет страницу Мой Мир, привязанную к данной электронной почте. Её пользователем является "_"3 г. рождения. Одним из "друзей" "_" на данном интернет-ресурсе является "_" с электронной почтой gas_67@mail.ru.

 

Данная электронная почта зарегистрирована на "_" рождения, номер телефона "_" (абонентский номер зарегистрирован на "_").

 

Анализ вышеизложенных обстоятельств приводит к следующим выводам.

 

ООО "Сатурн", ООО "Стройсервис" и ООО "Проф-Эксперт" в аукционе применяли единую стратегию поведения, а именно: в электронном аукционе действовало 2 участника соглашения - ООО "Сатурн" и ООО "Проф-Эксперт", функцией которых являлась подача заниженных предложений о цене контракта с целью занять первое и второе места при ранжировании заявок, без фактического намерения заключить контракт; а также третий участник - запланированный участниками соглашения победитель - ООО "Стройсервис".

 

Двое участников соглашения - ООО "Проф-эксперт" и ООО "Сатурн" с первых минут торгов поочередно снижали цену лота на существенную величину (до 55% и 60%), пока не убеждались, что добросовестные участники аукциона, введенные в заблуждение такой стратегией поведения своих конкурентов, отказались от конкурентной борьбы в ходе аукциона.

 

Далее ООО "Стройсервис" (запланированный победитель) на последних секундах аукциона предложило цену, незначительно ниже цены, предложенной добросовестными участниками аукциона.

 

На этапе рассмотрения вторых частей заявок заявки ООО "Проф-эксперт" и ООО "Сатурн", умышленно поданные с заведомыми нарушениями аукционной документации, которые существенно снижали цену, были признаны не соответствующими требованиям аукционной документации, что делало невозможным заключение с ними государственного контракта.

 

В результате победа в аукционе была обеспечена ООО "Стройсервис", с которым был заключен государственный контракт.

 

Участники соглашения действовали в обход требований ФЗ "О контрактной системе" с противоправной целью (отказавшись от конкуренции между собой, вывести из конкурентной борьбы добросовестных участников аукциона, обеспечить победу в торгах выбранному ими участнику соглашения, поддержать цену на торгах).

 

Согласно ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

 

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению или поддержанию цен на торгах.

 

Согласно ч.1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

 

Таким образом, ГК РФ презюмирует, что предпринимательская деятельность:

- является самостоятельной;

- направлена на систематическое получение прибыли.

 

Согласно п. 7 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 

Из системного анализа указанных норм законов следует вывод, что хозяйствующие субъекты - участники электронного аукциона состязаются за право заключить соответствующий контракт (т.е. являются конкурентами); действия добросовестных участников размещения заказа самостоятельны, направлены на получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ (услуг), и выражаются в соперничестве с другими участниками аукциона за право заключить соответствующий контракт.

 

Добросовестному участнику электронного аукциона в ходе его самостоятельных действий по соперничеству с другими участниками в ходе аукциона необходимо:

- подать заявку на участие в электронном аукционе, первая и вторая части которой соответствуют требованиям ФЗ "О контрактной системе", аукционной документации;

- предложить наиболее низкую цену контракта,

- учитывать при подаче цены необходимость получения прибыли от продажи товаров, выполнения работ (услуг) при выполнении соответствующего контракта.

 

Картельное соглашение хозсубъектов в ходе аукциона полностью исключает конкуренцию между ними. Участники картеля реализуют в ходе аукциона единую согласованную стратегию поведения, обусловленную их соглашением. Их действия направлены на обеспечение победы в аукционе заранее запланированному участнику картеля. Такой результат аукциона обеспечивается следующим образом: два участника картеля подают ценовые предложения со значительным снижением от начальной (максимальной) цены (снижение достигало 60%). Их задача - занять первое и второе места при ранжировании комиссией заказчика заявок по цене. Независимые участники торгов, не состоящие в соглашении, при подаче ценового предложения должны учитывать необходимость получения прибыли при выполнении контракта, что ограничивает их возможности по снижению цены. Какое бы снижение не предложили добросовестные участники торгов, участники соглашения всегда могут предложить еще большее снижение цены. Для них фактор прибыли при подаче ценового предложения никакого значения не имеет, поскольку они заведомо не намерены заключать контракт и выполнять заказ по предложенной ими заниженной цене. Для этого ко вторым частям заявок участники соглашения умышленно не приложили документы, предусмотренные законом и требованиями аукционной документации, что исключает возможность заключения с ними контракта.

 

Возможность выполнения контракта по предложенной заведомо заниженной цене данными участниками соглашения преднамеренно исключена. Таким образом, они не ограничены в снижении цены контракта, в отличие от добросовестных конкурентов. Третий участник сговора - запланированный победитель должен подать ценовое предложение, которое займет третье место при ранжировании заявок комиссией заказчика. Поскольку запланированный победитель осведомлен о том, что вторые части заявок участников соглашения не соответствуют требованиям ФЗ "О контрактной системе" и они заведомо не победят в аукционе, либо контракт с ними все равно будет расторгнут, запланированный победитель подает свое ценовое предложение всего лишь на один шаг ниже, чем добросовестный участник аукциона, предложивший наименьшую цену. Т.е. задача запланированного победителя в ходе торгов - занять третье место в ранжировании заявок по цене после своих соучастников.

 

Таким образом, единая согласованная стратегия поведения заведомо обеспечивает участникам сговора 1, 2 и 3 места при ранжировании ценовых предложений. После чего заявки, занявшие 1 и 2 места (с "заниженными" ценовыми предложениями), отклоняются, и участник картеля, занявший 3 место (запланированный победитель), получает контракт.

 

При таком способе действий победа на торгах заведомо обеспечивается участнику картеля, причем со снижением цены, соответствующим среднему снижению в ходе обычных торгов.

 

В то же время добросовестные участники торгов, которые видят своей задачей победу в аукционе, и не осведомлены о сговоре иных участников, должны подать ценовое предложение, которое займет первое место при ранжировании заявок комиссией (т.е. подать цену ниже, чем участники соглашения).

 

При этом в ходе торгов добросовестные участники, видя, что предлагается значительное снижение цены (до 60 процентов), перестают рассчитывать на возможность победы, т.к. не могут предложить большего снижения в силу необходимости получения прибыли, и утрачивают интерес к участию в торгах.

 

Так, в рассматриваемом электронном аукционе с первых секунд аукциона активно начали торговаться участники сговора ООО "Сатурн" и ООО "Проф-Эксперт" с каждой ставкой снижая цену на шаг аукциона 5%, в итоге снизив цену на 60%.

 

Поведение ООО "Сатурн", ООО "Стройсервис", ООО "Проф-Эксперт" по занижению ценовых предложений в ходе электронного аукциона, учитывая информированность организаций о составе вторых частей заявок, свидетельствует о том, что, участвуя в электронном аукционе, они не намеревались заключать и исполнять государственный контракт по результатам торгов. Такое поведение является нетипичным, недобросовестным, невозможным без информированности каждого ответчика о поведении и намерениях других участников соглашения к поддержанию цен на торгах.

 

Таким образом, действия ООО "Сатурн", ООО "Стройсервис", ООО "Проф-Эксперт" в ходе участия в электронном аукционе с реестровым (уникальным) номером извещения N 0144100011518000135, были обусловлены достигнутым ими соглашением. Данное соглашение (устное) направлено на отказ от конкуренции между участниками соглашения за заключение государственного контракта в целях обеспечения победы в электронном аукционе одному из участников соглашения, и привело к поддержанию цены на торгах.

 

Запрет на подобные соглашения установлен пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно пункту 18 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции", признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

 

Таким образом, ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает специальные требования к определению соглашения как волеизъявления хозяйствующих субъектов.

 

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 9966/10 факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Норма ФЗ "О защите конкуренции" содержит специальное определение соглашения, которое подлежит применению при оценке факта правонарушения в сфере антимонопольного законодательства.

 

При таких обстоятельствах, действия ООО "Сатурн" а также ООО "Стройсервис" и ООО "Проф-Эксперт" при участии в аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по уборке служебных помещений и дворовых территорий прокуратуры области, прокуратур округов г. Курска, прокуратуры г. Курска, районных и межрайонных прокуратур области в 2019 году (www.zakupki.gov.ru извещение N0144100011518000135) обусловлены заключением и реализацией устного соглашения об отказе от ценовой конкуренции между собой в ходе закупки, которое привело к поддержанию цены, и обеспечило победу ООО "Стройсервис", что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции".

 

Соглашение было заключено устно не позднее 20.12.2018 г. (дата подачи заявок участниками антиконкуретного соглашения) и действовало не менее чем до 27.12.2018 г. включительно (дата проведения электронного аукциона).

 

26.04.2019 г. в Курское УФАС России по электронной почте поступили заявления ООО "Проф-Эксперт", ООО "Стройсервис" и ООО "Сатурн" о заключении ими недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством картельного соглашения, об отказе от дальнейшего участия в соглашении.

 

Первым поступило заявление о заключении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством картельного соглашения от ООО "Проф-Эксперт", вторым от ООО "Стройсервис", третьим от ООО "Сатурн".

 

16.05.2019 г. (вх. N2223) в Курское УФАС России поступили письменные пояснения ООО "Проф-Эксперт". Учредитель ООО "Проф-Эксперт" "_" пояснил, что им, совместно с директором ООО "Стройсервис"_" и директором ООО "Сатурн" "_" были проведены переговоры в офисе по адресу г. Смоленск, ул. Багратиона, д. 63, в результате которых была достигнута договоренность о поддержании цен в вышеуказанном аукционе.

 

Таким образом, местом совершения административного правонарушения является г. Смоленск, ул. Багратиона, д. 63.

 

Правонарушение установлено антимонопольным органом на основании совокупности прямых и косвенных доказательств.

 

В ходе рассмотрения дела N 046/01/11-143/2019 факт наличия нарушения антимонопольного законодательства ООО "Сатурн" признало, отказалось от дальнейшего участия в соглашении.

 

Согласно ч.1 ст.37 ФЗ "О защите конкуренции" за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

 

ООО "Сатурн" нарушило п. 2 ч. 1 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции", что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.32 КоАП РФ (заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения).

 

У ООО "Сатурн" имелась возможность по соблюдению предусмотренных законодательством о защите конкуренции требований, однако общество не приняло необходимых и достаточных мер для этого.

 

В соответствии с ч.3 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

 

В соответствии с ч.2 ст.14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению или поддержанию цен на торгах, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

 

Информацию о совокупном размере выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2018 г. ООО "Сатурн" в Курское УФАС России не представило.

 

Согласно ч.5 примечания к ст. 14.32 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.32, административный штраф на юридическое лицо налагается в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, если такое юридическое лицо добровольно заявило в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий. Административный штраф в предусмотренном настоящим примечанием размере налагается на юридические лица, вторым и третьим выполнившие условия настоящего примечания.

 

ООО "Сатурн" выполнило условия вышеуказанного примечания третьим.

 

Согласно ч.3 примечания к ст. 14.32 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2-7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, а также следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность: лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий.

 

Согласно ч.4 примечания к ст. 14.32 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.32 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ.

 

В ходе рассмотрения дела N 046/04/14.32-528/2019 установлены следующие смягчающие обстоятельства: оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий.

 

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, исключающих административную ответственность, в ходе рассмотрения дела N 046/04/14.32-528/2019 не установлено.

 

При решении вопроса о виде и размере административного наказания учтен характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

 

В этой связи, руководствуясь ст. 1.5, ст.2.1, ст. 3.5, ст.4.2, ст. 4.3, ст.14.32, ст.23.48, ч.1 ст.29.9, ст. 29.10, ст.29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать ООО "Сатурн" (ИНН 9705126070, ОГРН 1187746985700, г. Москва, ул. Летниковская, 10к3) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ.

 

2. За совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.32 КоАП РФ, привлечь юридическое лицо - ООО "Сатурн" к административной ответственности в виде штрафа в размере 101 000 (сто одной тысячи) рублей.

 

В соответствии со ст. 31.1 КоАП РФ настоящее постановление вступает в законную силу по истечении 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в порядке, предусмотренном ст. 30.1 и ст. 30.3 КоАП РФ.

 

В соответствии с п.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренные статьей 31.5 настоящего Кодекса.

 

Сумму административного штрафа надлежит уплатить в доход федерального бюджета по КБК 161 116 02010 01 6000 140 (ИНН 4629015760/КПП 463201001, УФК по Курской области (Курское УФАС России), р/с 40101810445250010003 в ОТДЕЛЕНИИ КУРСК г. Курск, БИК 043807001, ОКТМО 38701000).

 

В соответствии со ст.31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

 

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в ч.1 ст.32.2 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренным федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

 

"_"

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 29 октября 2019 г. N 046/04/14.32-528/2019 (ключевые темы: электронный аукцион - уставный капитал - защита конкуренции - поддержание цен - антимонопольный орган)


Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.10.2019