Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 14 ноября 2019 г.

Резолютивная часть решения оглашена 14 ноября 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 26 ноября 2019 года Великий Новгород

 

Комиссия Новгородского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Виниченко О.С. - руководитель Управления,

Члены Комиссии:

Куриков И.А. - заместитель руководителя Управления;

Паньков С.Е. - главный специалист-эксперт Управления;

Левченко И.В.- специалист-эксперт Управления,

рассмотрев дело N053/01/17-451/2019 по признакам нарушения Администрацией Любытинского муниципального района ( ) пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) о проведении плановой выездной проверки от 16.04.2019 N 47/2019 и приказа о продлении срока проведения плановой выездной проверки от 05.06.2019 N 66/2019 была проведена проверка в отношении Администрации Любытинского муниципального района (юридический адрес: 174760, Новгородская область, р.п. Любытино, ул. Советов, д. 29) (далее - Администрация). Место проведения проверки: 174760, Новгородская область, р.п. Любытино, ул. Советов, д. 29.

В результате проверки соблюдения Администрацией Любытинского муниципального района антимонопольных требований при осуществлении закупок (конкурсов, аукционов, запросов котировок и запросов предложений) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд установлено следующее.

Потребности государственных и муниципальных заказчиков в товарах, работах и услугах удовлетворяются путем проведения закупок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В ноябре-декабре 2018 года муниципальным заказчиком - Администрацией Любытинского муниципального района проводилось осуществление закупок путем проведения запросов котировок:

- на выполнение комплекса работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования муниципального значения в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к извещению о проведении запроса котировок) и перечнем автомобильных дорог (Приложение N 3 к извещению о проведении запроса котировок) общей протяженностью 113,237 км до 01.01.2019 года, извещение N 0350300003218000077 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системе Российской Федерации в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 18.11.2018 (начальная (максимальная) цена контракта - 449 674 рублей);

- на выполнение комплекса работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования муниципального значения в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к извещению о проведении запроса котировок) и перечнем автомобильных дорог (Приложение N 3 к извещению о проведении запроса котировок) общей протяженностью 106,972 км до 01.01.2019 года, извещение N 0350300003218000084 о проведении которого было размещено на официальном сайте 26.11.2018 (начальная (максимальная) цена контракта - 410 890 рублей);

- на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения "подъезд к д. Большое Заборовье" в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к извещению о проведении запроса котировок) общей протяженностью 5,750 км, извещение N 0350300003218000087 о проведении которого было размещено на официальном сайте 27.11.2018 (начальная (максимальная) цена контракта - 160 210 рублей).

Победителем (единственным участником) указанных закупок было признано Муниципальное унитарное предприятие "Любытинское водопроводно-канализационное хозяйство" (далее - МУП "Любытинское ВКХ"), заявки на участие в запросах котировок которого были признаны котировочной комиссией муниципального заказчика соответствующими требованиям извещений о проведении закупок NN 0350300003218000077, 0350300003218000084, 0350300003218000087 (Протоколы рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 28.11.2018, от 07.12.2018 и от 05.12.2018 соответственно).

Между тем, заявки единственного участника запроса котировок по закупкам NN 0350300003218000084, 0350300003218000087 в действительности не соответствовали требованиям извещений о проведении запросов котировок и Закона о контрактной системе, в связи с чем МУП "Любытинское ВКХ" должно было быть отстранено от участия в указанных закупках по следующим основаниям.

В заявках на участие в запросах котировок NN 0350300003218000084, 0350300003218000087 МУП "Любытинское ВКХ" указало следующее:

"Настоящей заявкой изъявляем безусловное желание участвовать в проведении запроса котировок на право заключения муниципального контракта на выполнение комплекса работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования муниципального значения общей протяженностью 113,237 км до 01.01.2019 в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к извещению о проведении запроса котировок), перечнем автомобильных дорог (Приложение N 3 к извещению о проведении запроса котировок) и ведомостью объемом комплекса Работ (Приложение N 4 к извещению о проведении запроса котировок)".

Однако, как указано выше, в действительности объектом закупки по запросу котировок N 0350300003218000084 являлось выполнение комплекса работ по зимнему содержанию автомобильных дорог общего пользования муниципального значения общей протяженностью 106,972 км до 01.01.2019 года, а по запросу котировок N 0350300003218000087 - выполнение работ по содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения "подъезд к д. Большое Заборовье" общей протяженностью 5,750 км.

Фактически МУП "Любытинское ВКХ" в вышеуказанных заявках на участие в запросах котировок указало наименование и описание объекта закупки N 0350300003218000077, которое к проведению закупок NN 0350300003218000084, 0350300003218000087 отношения не имеет, поскольку объемы, виды и места выполнения работ по трем указанным закупкам различны.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.

В нарушение указанных положений Закона о контрактной системе МУП "Любытинское ВКХ" в заявках на участие в запросах котировок NN 0350300003218000084, 0350300003218000087 выразило согласие на участие в закупке N 0350300003218000077.

Иного вывода из содержания заявок МУП "Любытинское ВКХ" сделать невозможно.

Согласно части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, начальную сумму цен единиц товара, работы, услуги, указанные в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 - 7 (за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона) части 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

Однако, как указано выше, котировочная комиссия муниципального заказчика признала заявки МУП "Любытинское ВКХ" соответствующими требованиям извещений о проведении запросов котировок, что отражено в Протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 07.12.2018 (закупка N 0350300003218000084) и Протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 05.12.2018 (закупка N 0350300003218000087).

Кроме того, следует отметить, что факт подачи МУП "Любытинское ВКХ" заявки на участие в закупке N 0350300003218000087 вообще нельзя считать подтвержденным.

Так, согласно части 1 статьи 77 Закона о контрактной системе любой участник закупки, в том числе участник, которому не направлялся запрос о предоставлении котировок, вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок.

В соответствии с частью 2 статьи 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до даты и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, указанных в извещении о проведении запроса котировок.

05.12.2018 в Администрацию Любытинского муниципального района от МУП "Любытинское ВКХ" поступили два конверта с заявками на участие в запросе котировок, на которых была нанесена надпись "Извещение N 0350300003218000088".

При этом на конвертах отсутствовали какие-либо иные данные, позволяющие установить тот факт, что один из указанных конвертов содержит заявку на участие в запросе котировок N 0350300003218000087.

Согласно части 3 статьи 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации не допускаются. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения.

В Журнале регистрации поступления заявок на участие в запросе котировок Администрации Любытинского муниципального района (далее - Журнал регистрации) отсутствуют сведения о регистрации заявок на участие в запросе котировок N 0350300003218000087.

Однако в Протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 05.12.2018 котировочная комиссия муниципального заказчика указала, что на участие в запросе котировок N 0350300003218000087 поступила единственная заявка, поданная МУП "Любытинское ВКХ" и зарегистрированная под N 87/1, что не соответствует действительности.

Фактически котировочная комиссия при вскрытии вышеуказанных двух конвертов, поступивших 05.12.2018 из МУП "Любытинское ВКХ", самовольно и безосновательно решила, что один из них содержит заявку на участие в закупке N 0350300003218000087, и приняла ее к рассмотрению в качестве таковой.

Однако указанные действия котировочной комиссии муниципального заказчика с учетом вышеприведенных обстоятельств (отсутствие указания на соответствующий номер закупки на конверте, отсутствие в самой заявке на участие в закупке указания на предмет запроса котировок N 0350300003218000087, отсутствие в Журнале регистрации сведений о регистрации заявок на участие в запросе котировок N 0350300003218000087) являются совершенно необоснованными и содержат нарушения установленного Законом о контрактной системе порядка принятия и рассмотрения заявок на участие в запросе котировок (часть 3 статьи 77, часть 7 статьи 78).

При этом с неправомерно допущенным к участию в запросах котировок NN 0350300003218000084, 0350300003218000087 МУП "Любытинское ВКХ" как с единственным подрядчиком были заключены муниципальные контракты на выполнение работ, являющихся объектами закупки.

На рассмотрении дела N 053/01/17-451/2019 о нарушении антимонопольного законодательства 29 октября 2019 года представитель Администрации Любытинского муниципального района (далее - Администрация) Ларионова Елена Владимировна (доверенность от 28.10.2019 NМ06-4029-И) представила объяснения от 28.10.2019 (далее - объяснения).

Из объяснений следует, что в декабре 2018 года в момент заполнения журнала на участие в запросе котировок была совершена ошибка в связи с большим объемом работы. Эта ошибка привела к тому, что участник, подавший конверт с заявкой и неверно указавший номер извещения, был допущен к проведению запроса котировок. В момент проведения котировок из-за большой загруженности никто не обратил внимание на то, что в заявке неверно было указанно наименование и описание объекта закупки.

Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Действия Администрации Любытинского муниципального района в лице ее котировочной комиссии, выразившиеся в необоснованном допуске к участию в запросе котировок участника закупки, заявка которого не соответствовала объявленным условиям участия в торгах, создали конкретному хозяйствующему субъекту преимущественные условия участия в запросе котировок, что имеет признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно проведенному Управлением обзору состояния конкуренции при проведении запроса котировок показал, что конкуренция при запросе котировок отсутствовала, поскольку действия Администрации в лице ее аукционной комиссии привели к созданию МУП "Любытинское ВКХ" преимущественных условий.

Заказчик неправомерно допустил к участию в запросе котировок участника закупки МУП "Любытинское ВКХ", получившего статус единственного участника при проведении запроса котировок, и заключил с ним контракт на выполнение работ, являвшихся объектом закупки, как с единственным поставщиком вместо проведения конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Контракт был заключены с МУП "Любытинское ВКХ" как с единственным участником торгов по начальной максимальной цене, следовательно, конкуренция за право заключения муниципального контракта по наименьшей цене обеспечена не была.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 2 статьи 48.1 Закона о конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать: фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, а также доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Согласно частям 4, 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела. Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В соответствии с вышеуказанными положениями Закона о защите конкуренции Новгородским УФАС России было изготовлено заключение об обстоятельствах дела N053/01/17-451/2019 от 05.11.2019 (исх. N 5106 от 05.11.2019 Новгородского УФАС России) о нарушении антимонопольного законодательства, копия которого была направлена Администрации.

В данном заключении Новгородское УФАС России пришло к выводу о наличии в действиях муниципального заказчика - Администрации нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в необоснованном допуске к участию в запросе котировок участника закупки, заявка которого не соответствовала объявленным условиям участия в торгах и созданию конкретному хозяйствующему субъекту преимущественных условий участия в запросе котировок, что подтверждается материалами дела.

29.10.2019 на заседании Комиссии Новгородского УФАС России представители Администрации устно пояснили, что каких-либо возражений и замечаний относительно доводов, изложенных в определении о назначении дела N053/01/17-451/2019 от 07.10.2019 о нарушении антимонопольного законодательства, Администрация не имеет.

Также от ООО Администрации каких-либо возражении в отношении заключения также не поступало.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Факты нарушения Администрацией требований антимонопольного законодательства, выразившиеся в необоснованном допуске к участию в запросе котировок участника закупки, заявка которого не соответствовала объявленным условиям участия в торгах, создали конкретному хозяйствующему субъекту преимущественные условия участия в запросе котировок, что подтверждается материалами дела.

 

Таким образом, в действиях заказчика - Администрации содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 17, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации Любытинского муниципального района (174760, Новгородская область, р.п. Любытино, ул. Советов, д. 29) нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в создании участнику закупки преимущественных условий участия.

2. Выдать Администрации Любытинского муниципального района обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

Председатель Комиссии О.С. Виниченко

 

Члены Комиссии И.А. Куриков

 

С.Е. Паньков

 

И.В. Левченко

 

Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня принятия решения. Датой изготовления решения в полном объеме считается дата его принятия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 14 ноября 2019 г.


Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 26.11.2019