Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 4 декабря 2019 г. N 073/06/64-16156/2019

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

 

председателя

 

- врио руководителя управления <_>;

 

членов

 

в отсутствие сторон

 

 

- начальника отдела <_>;

- ведущего специалиста-эксперта <_>;

 

рассмотрев дело N 073/06/64-16 156/2019 по жалобе ООО "КС-Строй" (далее - заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона N 0168200002419010310 (наименование объекта закупки - "Ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения Николаевского и Новоспасского районов Ульяновской области"; заказчик - Областное государственное казенное учреждение "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", далее - заказчик, уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, далее - уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта - 70 435 770,00 руб.; срок окончания подачи заявок - 05.12.2019 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. N 8234 от 04.12.2019 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО "КС-Строй" на положения документации о проведении электронного аукциона N 0168200002419010310.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

В нарушение требований части 2 статьи 33 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком не сопоставлены стандарты с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке. Показатели "Модуль крупности" и "Группа" по позиции 4 "Песок" дублируют друг друга и являются излишними. В позиции 1 "Бетон тяжелый" в показателе "Морозостойкость" заказчиком не указана цифра в обозначении, определяющая базовый метод определения морозостойкости (1 или 2). Кроме того, заявитель жалобы считает, что заказчик необоснованно укрупнил лот, включив в него работы в разных районах области, что увеличило, в том числе, суммы обеспечения заявок и контракта и ограничило участие субъектов малого предпринимательства, что нарушает требования статьи 17 Закона о защите конкуренции и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

 

На заседание Комиссии 10.12.2019 г. представитель ООО "КС-Строй" не явился (доказательство надлежащего извещения - отчет о направлении уведомления по электронной почте 06.12.2019 г. в 10:50).

 

На заседании Комиссии 10.12.2019 г. представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения (исх. N 2766 от 09.12.2019 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.

Приложение N 5 к контракту содержит перечень стандартов и технических требований к объекту закупки, в том числе, к товарам, используемым при выполнении работ. Характеристики "Модуль крупности" и "Группа" установлены в документации на основании ГОСТ 32824-2014 и не противоречат друг другу. ГОСТ 26633-2015 не сдержит указаний на связь между классом бетона по прочности и методами определения морозостойкости, в связи с чем была указана общая маркировка без указания на вид испытания. Лоты по ремонту дорог сформированы с целью привлечения крупных дорожных компаний для повышения качества дорожных работ и обеспечения гарантийных обязательств. Кроме того, заказчиком в проекте контракта установлено требование к исполнителю об обязательном привлечении субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

 

На заседание Комиссии 10.12.2019 г. представитель уполномоченного органа не явился (доказательство надлежащего извещения - отчет о направлении уведомления по электронной почте 06.12.2019 г. в 10:49).

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:25 11.12.2019 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Вх. N 8423 от 11.12.2019 г. в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа поступили письменные возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Аукционная документация была сформирована на основании технико-экономического задания, представленного заказчиком. Описание объекта закупки сформировано заказчиком исходя из его потребности. Заказчиком указывались такие показатели, которые имеют важное и существенное значение при выполнении работ. Комплекс работ предусматривает ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, расположенных в районах Ульяновской области, которые взаимосвязаны между собой и составляют единую цельную функционирующую систему.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 18.11.2019 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0168200002419010310, наименование объекта закупки - "Ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения Николаевского и Новоспасского районов Ульяновской области" (начальная (максимальная) цена контракта - 70 435 770,00 руб.).

25.11.2019 г. на основании решения заказчика в документацию были внесены изменения.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме N 0168200002419010310 от 05.12.2019 г. на участие в указанной закупке поступило 2 заявки, обе заявки были допущены.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 06.12.2019 г. ценовые предложения поступали от двух участников закупки, цена была снижена на 16%.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 06.12.2019 г. заявки обоих участников были признаны соответствующими требованиям документации и законодательства.

 

Рассмотрев представленные материалы Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "КС-Строй" необоснованной, при этом Комиссия исходила из следующего.

 

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

При этом заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями.

Согласно пункту 9 раздела 1 Общие сведения о закупке" документации N 0168200002419010310 объектом закупки является ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения Николаевского и Новоспасского районов Ульяновской области.

Пункт 10 раздела 1 "Общие сведения о закупке" документации N 0168200002419010310 содержит указание на то, что описание объекта закупки содержится в Приложении N 1 документации.

 

1. Пункты 2 и 3 приложения N 1 к документации "Описание объекта закупки и количество" содержат указание на количество и объем выполняемых работ, а также ссылку на то, что работы выполняются в соответствии с локальными сметами (приложение N 3 к документации) и ведомостью объемов работ (приложение N 4 к документации).

Согласно приложению N 4 к документации N 0168200002419010310 в ходе выполнения работ ремонту подлежат следующие объекты:

- автомобильная дорога Бестужевка - Барыш - Николаевка - Павловка - граница области км 99+800 - 101+800 Николаевского района;

- автомобильная дорога Солдатская Ташла - Кузоватово - Новоспасское - Радищево -Старая Кулатка - граница области км 110+125 - км 114+125 Новоспасский район.

Представители заказчика на заседании Комиссии также пояснили, что в рамках объекта закупки выполняется комплекс работ по ремонту региональных и межмуниципальных дорог Ульяновской области, расположенных в разных, но смежных районах области, которые взаимосвязаны между собой, составляют единую функционирующую систему, а также при формировании объекта закупки заказчик руководствовались технологическим процессом, территориальными признаками и экономической целесообразностью.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности выполнить работы, соответствующие потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Подателем жалобы также не было представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности выполнения работ и о том, что содержащиеся в описании объекта закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.

Учитывая изложенное, жалоба ООО "КС-Строй" в указанной части является необоснованной.

Относительно довода заявителя о нарушении заказчиком статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Комиссия Ульяновского УФАС России по контролю в сфере закупок поясняет, что не уполномочена рассматривать жалобу в части нарушения Закона о защите конкуренции.

 

2. Пункт 4 приложения N 1 к документации N 0168200002419010310 в виде таблицы содержит требования к товарам, используемым при выполнении работ, в том числе:

 

 

N п/п

 

Наименование товара

 

 

Наименование показателя товара

 

Требования к значению показателя

 

Требования заказчика к указанию значения показателя участником закупки

 

 

Бетон тяжелый

 

Класс по прочности на сжатие

 

В15

 

значение не изменяется

 

Морозостойкость

 

Не менее F150

 

указывается одно значение

 

4.

 

Песок

 

Группа

 

очень мелкий

 

значение не изменяется

 

Вид

 

природный

 

значение не изменяется

 

Модуль крупности

 

Свыше 1,3 до 1,8

 

указывается значение в виде диапазона

 

Из положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.

Закон о контрактной системе не устанавливает обязанность об указании заказчиками в документации об аукционе наименований ГОСТов, ТУ, СНиПов, поскольку на отдельные товары, работы, услуги нормативные требования могут отсутствовать, а обязывает использовать стандартные показатели, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. При этом приложение N 5 к государственному контракту содержит полный перечень нормативно-технической документации, которой должен руководствоваться исполнитель в ходе выполнения работ.

Таким образом, отсутствие указания в пунктах 1 и 4 таблицы с перечнем используемых при выполнении работ материалов, а также установленные заказчиком характеристики указанных товаров, наименования показателя товаров, требование к значениям показателей и требования к указанию значений показателей участником закупки на ГОСТ не препятствует надлежащему заполнению заявки участником и не нарушает положения Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 3 письма ФАС России от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Вместе с тем, вышеуказанные показатели материалов, используемых при выполнении работ, содержатся в сопроводительной документации на товары, и не требуют проведения испытаний определенной партии товара после производства. Также к спорным показателям заказчиком установлено требование к указанию значения показателя участником закупки - "указывается одно значение", "указывается значение в виде диапазона", "значение не изменяется", что позволяет подготовить первую часть заявки надлежащим образом в соответствии с требованиями, установленными документацией.

ГОСТ 32824-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования" содержит установленные заказчиком значения показателей по позиции 4 "Песок" "модуль крупности" и "группа", которые установлены в соответствии с таблицей 2 указанного ГОСТа и соотносятся между собой, что позволяет участнику закупки при заполнении первой части заявки надлежащим образом указать остальные показатели данного товара, которые бы соответствовали документации и ГОСТу.

Позиция 1 "Бетон тяжелый" таблицы с перечнем используемых при выполнении работ материалов, содержит такой показатель как "Морозостойкости - не менее F150". ГОСТ 10060-2012 "Бетоны. Методы определения морозостойкости" предусматривает определение морозостойкости бетона по двум базовым методам, оба из которых включают значение свыше 150, что позволяет участнику закупки при заполнении первой части заявки, надлежащим образом указать показатели данного товара, которые бы соответствовали документации и ГОСТу.

При этом заявителем жалобы не представлено документального подтверждения, что спорные характеристики могут быть известны только при испытании определенной партии товара после его производства, а также каким-либо образом препятствуют надлежащему заполнению заявок и делают невозможным участие в указанной закупке.

На основании вышеизложенного, жалоба ООО "КС-Строй" является необоснованной в указанной части.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО "КС-Строй" необоснованной.

 

 

Председатель комиссии

 

 

Члены комиссии

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 4 декабря 2019 г. N 073/06/64-16156/2019


Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 13.12.2019