Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 июня 2018 г.

 

В ходе рассмотрения обращения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Санкт-Петербургское УФАС России выявило в действиях Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 50/52, далее - ГУ МВД России по СПб и ЛО), признаки нарушения пункта 2, пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившиеся в указании хозяйствующим субъектам требований о необходимости обеспечения использования средств криптографической защиты информации при отсутствии нормативно установленного состава и перечня необходимых к использованию средств защиты информации в рамках обеспечения информационного взаимодействия с ГУ МВД России по СПб и ЛО о миграционном учете, что может воспрепятствовать хозяйствующим субъектам в осуществлении деятельности, и обеспечении доступа к указанной информации в приоритетном порядке ООО "Федеральный гостиничный сервис".

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1) регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения, если иное не предусмотрено статьей 5 Закона N 5242-1.

Также согласно статье 5 Закона N 5242-1 администрации учреждений, на безвозмездной основе в течение суток представляют непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи информацию о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно пункту 2 приказа МВД России от 09.07.2018 N 435 "Об утверждении Порядка представления администрациями гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, медицинских организаций или других подобных учреждений, учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, информации о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы МВД России и Типовой формы соглашения об информационном взаимодействии" (далее - Приказ N 435) администрации гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, медицинских организаций или других подобных учреждений в течение суток с даты прибытия гражданина Российской Федерации в соответствующее место пребывания и выбытия из него представляют информацию территориальному органу МВД России.

Информация представляется на бумажных либо электронных носителях, или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), входящего в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Таким образом, как Законом N 5242-1, так и Приказом N 435 перечислены способы взаимодействия поставщиков информации и оператором, без установления конкретных хозяйствующих субъектов, с которым должно быть заключено соглашение об информационном взаимодействии и без указания на конкретный программный продукт.

Согласно письму ГУ МВД от 20.03.2019 N 15/3-197801357126 "О предоставлении информации" нормативно-правовые акты и документы, определяющие критерии отбора организаций, информационных систем, программных продуктов при осуществлении передачи сведений в ГУ МВД России от гостиниц и иных мест размещения отсутствуют. Информационное взаимодействие может осуществляться посредством лицензионного программного обеспечения, имеющего сертификат ФСБ России и ФСТЭК России, соответствующее требованиям к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 N 1119, требованиям приказа ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", приказа ФСБ России от 10.07.2014 N 378 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности".

При этом согласно письмам ГУ МВД России по СПб и ЛО от 30.05.2017 N 15/5-12268, от 04.06.2017 N 15/5-16287, от 01.06.2017 N 15/з-177802293845, от 26.05.2017 N 15/5-11951, от 26.05.2017 N 15/5-11946, от 26.05.2017 N 15/5-11948 и 08.08.2017 N 27/1645, от 16.08.2017 N 15/5-22099, 16.08.2017 N 15/5-2100, от 15.06.2018 N 15/5-36155, 15.06.2018 N 15/5-35352, от 28.06.2018 N 15/5-40142, от 28.06.2018 N 15/5-40140, 22.06.2018 N 15/5-38077, 28.06.2018 N 15/5-40141 ГУ МВД России по СПб и ЛО формально указывает на невозможность подписания соглашений о взаимодействии в связи с тем, что проект соглашения о взаимодействии не соответствует типовой форме соглашения об информационном взаимодействии, а также, что в заключении соответствующих соглашений необходимо использовать лицензионное программное обеспечение, специального антивирусного программного обеспечения, имеющего сертификат ФСБ России или ФСТЭК России, а также необходимость приобретения и установки криптографической защиты информации, в том числе криптомаршрутизаторов и межсетевых экранов, имеющих сертификат ФСБ России и ФСТЭК России, соответствующих требования нормативно-распорядительных документов по защите персональных данных.

Таким образом, без указаний на нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми определены требования по использованию программно-аппаратных средств, средств антивирусной защиты, средств криптозащиты, а также без указания на состав и спецификации соответствующих программно-аппаратных средств, у хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке информационных систем и программных продуктов в городе Санкт-Петербург и Ленинградской области, отсутствует возможность исполнения соответствующих требований ГУ МВД России по СПб и ЛО.

Письмом МВД России (исх.N3/197711433873 от 27.09.2019) в адрес Федеральной антимонопольной службы подтверждено наличие в действиях ГУ МВД России по СПб и ЛО признаков нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем МВД России принимаются меры, направленные на недопущение нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с наличием в действиях Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, выразившихся в указании хозяйствующим субъектам требований о необходимости обеспечения использования средств криптографической защиты информации при отсутствии нормативно установленного состава и перечня необходимых к использованию средств защиты информации в рамках обеспечения информационного взаимодействия с ГУ МВД России по СПб и ЛО о миграционном учете, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных п. 2, п.6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Санкт-Петербургское УФАС России предупреждает Главное управление МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о необходимости прекращения указанных действий путем:

1. Отзыва писем, направленных Главным управлением МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в период с 01.01.2017 по настоящее время в адреса хозяйствующих субъектов, содержащих требования о необходимости обеспечения использования средств криптографической защиты информации при отсутствии нормативно установленного состава и перечня необходимых к использованию средств защиты информации в рамках обеспечения информационного взаимодействия с ГУ МВД России по СПб и ЛО о миграционном учете и уведомления указанных хозяйствующих субъектов о возможности повторного рассмотрения проекта соглашения об информационном взаимодействии.

2. Уведомления гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз и других организаций города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, осуществляющих передачу в адрес Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области сведений о перемещении иностранных граждан, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, и организаций, предоставляющих информационные системы и программные продукты для осуществления передачи указанных сведений посредством информационного взаимодействия с ГУ МВД России СПб и ЛО о возможности заключения соглашений об информационном взаимодействии (подключения) организаций с ГУ МВД России по СПб и ЛО посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на главной странице официального сайта Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области информационного материала о подобной возможности с раскрытием всех предъявляемых требований и их нормативного обоснования.

Указанные действия необходимо осуществить в срок до 30.01.2020.

О выполнении предупреждения сообщить в ФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением копий подтверждающих документов).

 

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Руководитель управления В.В. Владимиров

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 июня 2018 г.


Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.12.2019