Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 10 декабря 2019 г. N 016/06/2-2135/2019

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

<_> - [должностное лицо]

 

Члены Комиссии:

 

<_> - [должностное лицо]

<_> - [должностное лицо]

в присутствии представителей заказчика ГКУ "Фонд газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей РТ" - <_> (доверенность N19/1 от 11.01.2019 г.), <_> (доверенность N19/7 от 03.12.2019 г.), в отсутствие заявителя ООО "Атлантикпро", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу заявителя ООО "Атлантикпро" (вх. N19277/ж от 28.11.2019 г.) на действия заказчика ГКУ "Фонд газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей РТ" при проведении закупки N0311200027219000052 на предмет: "Выполнение работ по техническому перевооружению сетей газопотребления с заменой котлов в котельных, обеспечивающих теплоснабжение бюджетных учреждений Республики Татарстан"

У С Т А Н О В И Л А:

Извещение о проведении электронного аукциона N0311200027219000052 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 19.11.2019 г.

Заказчик - ГКУ "Фонд газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей РТ".

Начальная (максимальная) цена контракта - 16 612 560,72 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.

Относительно доводов заявителя об установлении заказчиком одновременно двух дополнительных требований к участникам закупки в аукционной документации.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к участникам закупок аудиторских и сопутствующих аудиту услуг, а также консультационных услуг.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе).

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе).

Таким образом, в Законе о контрактной системе предусмотрено право Правительства РФ устанавливать к участникам закупок дополнительные требования.

При этом определен исчерпывающий перечень возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие Участников закупок таким требованиям.

Примером реализации указанных пунктов статьи 31 Закона о контрактной системе может служить постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".

В аукционной документации Заказчиком установлены дополнительные требования, предъявляемые участникам аукциона (в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44- ФЗ):

 

 

Наименование товаров, работ, услуг

 

Дополнительные требования к участникам закупки

 

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям

 

 

Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей

 

 

наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:

не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;

 

 

копия исполненного контракта (договора);

копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке

 

Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей

 

 

наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта.

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей;

 

 

копия исполненного контракта договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке

 

Установление одновременно двух дополнительных требований, в случае, если в рамках предмета закупки предусмотрена необходимость выполнения работ как по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта, так и работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу нелинейного объекта, является правомерным и не выходящим за рамки требований законодательства о контрактной системе.

Однако, в ходе анализа документации (ведомость объемов работ, проектно-сметная документация) установлено, что при проведении работ в рамках предмета закупки объекты капитального строительства не затрагиваются.

Таким образом, в рассматриваемом случае, заказчиком не должны устанавливаться дополнительные требования в части выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, ввиду отсутствия затрагивания объектов капитального строительства.

Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком нарушены требования частей 5, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя признан обоснованным.

Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, предписание об устранении нарушений не выдавать.

Относительно довода заявителя о неправомерности установления в аукционной документации требования о выполнении работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570.

В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Во исполнение вышеуказанного требования Правительством Российской Федерации утверждено Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", устанавливающего виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее - Постановление Правительства РФ).

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ установлено следующее:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;

в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".

В аукционной документации (пункт 19 "Заключение контракта, условия контракта") Заказчиком установлено следующее:

"__Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту не менее 25 процентов цены государственного контракта, исходя из сметной стоимости работ, предусмотренной проектной документацией к настоящему аукциону, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 (рекомендуемая форма N2):

Виды работ

по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам

Земляные работы

Устройство фундаментов и оснований

Возведение наружных ограждающих конструкций

Монтаж технологического оборудования

Пусконаладочные работы

Устройство наружных электрических сетей и линий связи

Устройство наружных сетей теплоснабжения

Устройство наружных сетей газоснабжения

 

Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан осуществить поставку, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся объектом закупки, в сроки, в объеме и качестве, которые определены документацией о закупке, описанием объекта закупки и проектом контракта__..".

При этом, в ходе анализа ведомости объемов работ, проектно-сметной документации установлено, что при проведении работ в рамках предмета закупки объекты капитального строительства не затрагиваются.

Таким образом, применение заказчиком в аукционной документации требования о выполнении работ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 недопустимо.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком при формировании документации неправомерно установлено требование положений Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N570, учитывая, что работы в рассматриваемом аукционе не предусматривают проведение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства.

Таким образом, довод заявителя признан обоснованным, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО "Атлантикпро" (вх. N19277/ж от 28.11.2019 г.) на действия заказчика ГКУ "Фонд газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей РТ" при проведении закупки N0311200027219000052 на предмет: "Выполнение работ по техническому перевооружению сетей газопотребления с заменой котлов в котельных, обеспечивающих теплоснабжение бюджетных учреждений Республики Татарстан" обоснованной.

Признать заказчика - Государственное казенное учреждения "Фонд газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей Республики Татарстан" нарушившим требования частей 5, 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".

Выдать заказчику - Государственное казенное учреждения "Фонд газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии:

 

<_> - [должностное лицо]

 

Члены Комиссии:

 

<_> - [должностное лицо]

<_> - [должностное лицо]

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 10 декабря 2019 г. N 016/06/2-2135/2019


Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 10.12.2019