Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 6 декабря 2019 г. N 016/07/3-2113/2019

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

<_> - [должностное лицо]

 

Члены Комиссии:

 

<_> - [должностное лицо]

<_> - [должностное лицо]

в присутствии представителя заказчика ФКП "Казанский государственный казенный пороховой завод": <_> (доверенность N48 от 11.04.2019 г.), Заявителя ООО "Регион Спас" - <_> (доверенность от 14.02.2019 г.), <_> (доверенность от 20.11.2019 г.), рассмотрев жалобу заявителя ООО "Регион Спас" (вх. 18823/ж от 20.11.2019 г.) на действия заказчика ФКП "Казанский государственный казенный пороховой завод" при проведении закупки N31908416621 на оказание услуг по обслуживанию опасных производственных объектов профессиональным аварийно-спасательным формированием,

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме 31908416621 было размещено на официальном сайте http://zakupki.gov.ru - 18.10.2019 года.

Заказчик - Федеральное казенное предприятие "Казанский государственный казенный пороховой завод".

Начальная (максимальная) цена договора - 2 880 000,00 рублей.

Предмет закупки: Оказание услуг по обслуживанию опасных производственных объектов профессиональным аварийно-спасательным формированием.

Суть жалобы, по мнению заявителя, заявка ООО "ОДС РТ" неправомерно признано победителем закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. "О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг" по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствии с указанными положениями Закона о закупках, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, а также позиции заказчика, анализа документации приходит к следующим выводам.

Выводы Комиссии относительно довода Заявителя о том, что ООО "ОДС РТ" неправомерно признано победителем закупки.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, при проведении данной закупки заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФКП "Казанский государственный казенный пороховой завод" (далее - Положение), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, проведенного на электронной площадке 223.zakazrf.ru от 12.11.2019 г. Комиссия приняла решение заключить договор с участником, который ранее других (предложение участника N 2 подано 10:13:03 (+03:00) по сравнению с участником N 1 - 10:25:47 (+03:00)) предложил наименьшую цену, и заявка которого соответствует требованиям Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ и документации об электронном аукционе:

 

N п/п

 

Дата и время регистрации заявки

 

Наименование участника

 

Цена контракта, руб.

 

2

 

вх.N 78017 от 01.11.2019 15:14:19 (+03:00)

 

ООО "ОДС РТ"

ИНН 1660180256

 

2 792 400,00

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя", Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" документацией об электронном аукционе установлено требование о наличии у Участника закупки Свидетельства на право ведения аварийно-спасательных работ.

В соответствии с пунктом 5.1 аукционной документации к участникам закупки предъявляются следующие обязательные требования: соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки. Перечень документов, подтверждающих соответствие участника аукциона установленным требованиям:

- Свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ на основании Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя".

Участники закупки в составе своей заявки приложили все соответствующие документы, в том числе:

- ООО "ОДС РТ" - Свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выданное Отраслевой комиссией Минэнерго России по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей топливно-энергетического комплекса;

- ООО "Регион Спас" - Свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выданное Отраслевой комиссией Минпромторга России по аттестации химической промышленности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя.

Согласно пункту 7 Положений Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), эксплуатирующие объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ.

Участники закупки, участвующие в электронном аукционе в составе вторых частей заявки приложили действующие свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, где указаны виды аварийно-спасательных работ, а это поисково-спасательные работы, газоспасательные работы, аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров. При этом не в одном из свидетельств нет ограничений о работе по подведомственности организаций.

Следовательно, исходя из полной идентичности выданных Свидетельств по видам аварийно-спасательных работ, можно сделать вывод о том, что существует несколько комиссий в РФ или межведомственная комиссия, дающая право о выдаче Свидетельств по видам аварийно-спасательных работ вне зависимости от ведомственной принадлежности организаций.

ФКП Казанский государственный казенный пороховой завод" является организацией, подведомственной Министерству промышленности и торговли РФ.

Между тем, установление дополнительного требования к выдаче свидетельства только комиссией Министерства промышленности и торговли Российской Федерации аналогичного свидетельства с теми же видами аварийно-спасательных работ привело бы к нарушению Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и уменьшило бы количество участников закупки.

В связи с вышеизложенным, а также учитывая принятые обязательные меры обеспечения защищенности от чрезвычайных ситуаций, ФКП "КГКПЗ" как организатор торгов, в соответствии со своими потребностями, вправе избрать ту форму аттестации, которая соответствует требованиям подлежащего охране объекта (аналогичной позиции придерживается Министерство промышленности и торговли РТ (письмо N22-09/9776 от 02.12.2019 г.)).

Также подавая заявку, Заявитель согласился на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.

На основании вышеизложенного, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Выводы Комиссии относительно довода Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование о том, что в случае повышения уровня чрезвычайной ситуации ПАСФ должно иметь возможность оперативного наращивания группировки сил и средств не менее 60 спасателей в течение 2 часов.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно пункту 6 аукционной документации в случае повышения уровня чрезвычайной ситуации ПАСФ должен иметь возможность оперативного наращивания группировки сил и средств не менее 60 спасателей.

В соответствии с частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств того, что установление указанных требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, либо создает одним участникам закупки преимущество перед другими.

Комиссия полагает, что требования к оказываемым услугам формируются Заказчиком самостоятельно, исходя из потребности Заказчика в оказываемых услугах, отвечающих соответствующим требованиям. При этом необходимо отметить, что в аукционной документации заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам оказываемых услуг, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.

Следовательно, довод Заявителя о нарушении Заказчиком положений Закона путем установления в документации требований к оказываемым услугам, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, являются недоказанными и, как следствие, необоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу заявителя ООО "Регион Спас" (вх. 18823/ж от 20.11.2019 г.) на действия заказчика ФКП "Казанский государственный казенный пороховой завод" при проведении закупок N31908416621 на оказание услуг по обслуживанию опасных производственных объектов профессиональным аварийно-спасательным формированием, необоснованной.

2. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства о закупках не выдавать.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии:

 

<_> - [должностное лицо]

 

Члены Комиссии:

 

<_> - [должностное лицо]

<_> - [должностное лицо]

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 6 декабря 2019 г. N 016/07/3-2113/2019


Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 06.12.2019