Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 июня 2019 г. N 8

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Золина Г.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; Ивакина А.И. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции; Табулова Д.А. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело N 8 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту, указывающему на наличие в действиях ООО "Санселл" /357433, г. Железноводск, п. Иноземцево, ул. Промышленная, д. 1, ИНН 2627024318, КПП 262701001, ОГРН 1092647000951, зарегистрировано в качестве юридического лица 08.10.2009/ признаков нарушения части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 и часть 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе",

в отсутствии представителей ООО "Санселл",

У С Т А Н О В И Л А:

 

В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения Федерального закона "О рекламе".

29 декабря 2018 в городе Железноводске по ул. Ленина, д. 95 на заборе и на фасаде здания "Центр Стоматологии" был зафиксирован факт распространения рекламы следующего содержания: "Центр стоматологии. Только у нас гарантии на 1-3 года. Терапия, протезирование, хирургия, классическая и базальная имплантация, все виды диагностики. 8 (87932) 5-10-10, 8 (928) 653-11-95. Железноводск, ул. Ленина, д. 95_" и "Хирургия, имплантация, все виды диагностики, кредит-рассрочка. 8 800 700 46 44; 8 (87932) 5-10-10, 8 (928) 653-11-95_".

В данной рекламе медицинских услуг отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов.

Также в данной рекламе финансовой услуги (кредит, рассрочка) не указано лицо, которое предоставляет данную финансовую услугу.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе", реклама-информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В пункте 22 Постановлении Пленума высшего арбитражного суда РФ от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами федерального закона "О рекламе" указано, согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств и медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказания к их применению.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 N1664н. В данном перечне указаны такие медицинские услуги, как:

- А16.07.006 - протезирование зуба с использованием имплантата;

- А16.07.023 - протезирование зубов полными съемными протезами.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Рекламораспространителем и рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "Санселл" /357433, г. Железноводск, п. Иноземцево, ул. Промышленная, д. 1, ИНН 2627024318, КПП 262701001, ОГРН 1092647000951, зарегистрировано в качестве юридического лица 08.10.2009/.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 7 статьи 24 и частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 и частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", несет рекламораспространитель.

В адрес ООО "Санселл" было направлено определение об отложении рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе N8 (исх. NГЗ/05-4464/2019 от 23.04.2019). Определение не получено Обществом, согласно отчету об отслеживании отправления "неудачная попытка вручения, выслано обратно отправителю".

Согласно позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", следует, что в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела, в рамках производства по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Согласно части 3 статьи 54 ГК РФ в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ адресом ООО "Санселл" является - г. Железноводск, п. Иноземцево, ул. Промышленная, д. 1.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В соответствии со статьей 165.1 ГК РФ под юридически значимым сообщением ГК РФ понимает заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица и которые влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Определение было направлено Ставропольским УФАС России по адресу, указанному в ЕГРЮЛ ООО "Санселл" - г. Железноводск, п. Иноземцево, ул. Промышленная, д. 1.

Таким образом, корреспонденция считается доставленной, поскольку она поступила по юридическому адресу ООО "Санселл", но по обстоятельствам, зависящим от общества, не была ему вручена и общество не ознакомилось с ней.

 

У ООО "Санселл" имелась возможность обеспечить соблюдение законодательства о рекламе при распространении рекламы, но общество не приняло к тому разумных и адекватных мер, не проявило должную степень заботливости и осмотрительности, не организовало соответствующий контроль за соблюдением требований действующего законодательства.

Право потребителя на получение информации о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, закрепленное в части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", обеспечивает защиту законных интересов потребителя в момент восприятия рекламы медицинских услуг, т.е. задолго до того момента, как потребитель обратится в медицинское учреждение за оказанием медицинских услуг.

Требование законодательства о необходимости сопровождать соответствующую рекламу предупреждением о наличии противопоказаний обусловлено необходимостью защиты здоровья граждан, которые в силу отсутствия специальных знаний объективно лишены возможности адекватно оценивать последствия для своей жизни и здоровья использования рекламируемых лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг.

Правонарушения в сфере рекламы, связанной с оказанием финансовых услуг, обладают повышенной опасностью.

Совершение подобных нарушений несет в себе существенную угрозу установленному публично-правовому порядку, поскольку может повлечь неблагоприятные финансовые последствия для потребителей.

 

Таким образом, в рекламе распространенной ООО "Санселл" допущены нарушения части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении рекламы медицинских услуг без указания предупреждения о возможных противопоказаниях, необходимости получения консультации со специалистом и рекламы финансовых услуг без указания лица, предоставляющего данные услуги.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО "Санселл" /357433, г. Железноводск, п. Иноземцево, ул. Промышленная, д. 1, ИНН 2627024318, КПП 262701001, ОГРН 1092647000951, зарегистрировано в качестве юридического лица 08.10.2009/ поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе".

Выдать ООО "Санселл" /357433, г. Железноводск, п. Иноземцево, ул. Промышленная, д. 1, ИНН 2627024318, КПП 262701001, ОГРН 1092647000951, зарегистрировано в качестве юридического лица 08.10.2009/ предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38 - ФЗ "О рекламе".

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 19.06.2019. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии Г.В. Золина

 

Члены Комиссии А.И. Ивакина

 

Д.А. Табулова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 июня 2019 г. N 8


Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.06.2019