Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 12 декабря 2019 г. N ИП 06/18493

На основании приказа от 23.09.2019 N 02/390-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан.

По итогам рассмотрения и изучения документов, представленных Исполнительным комитетом Мензелинского муниципального района, были установлены следующие обстоятельства.

На территории Мензелинского муниципального района Республики Татарстан органами местного самоуправления создано МУП "Чистый город".

Постановлением Руководителя Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района N 749 от 09.08.2011 года утвержден устав МУП "Чистый город". Внесены изменения Постановлением Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района РТ N1165 от 15.10.2018.

Согласно пункту 2.1 устава МУП "Чистый город", создано для выполнения работ, производство продукции, оказание услуг, удовлетворение общественных потребностей и получения прибыли.

Основными видами деятельности предприятия, согласно пункту 2.2, являются:

1. Забор, очистка и распределение воды;

2. Предоставление прочих персональных услуг;

3. Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;

4. Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам;

5. Предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества;

6. Организация перевозок грузов;

7. Производство общестроительных работ по возведению зданий, жилых домов;

8. Строительство дорог;

9. Организация похорон и предоставление связанных с ним услуг;

10. Строительство жилых и нежилых помещений;

11. Строительство автомобильных дорог и автомагистралей;

12.Разбор и снос зданий;

13. Подготовка строительной площадки; .

14. Производство дренажных работ на сельскохозяйственных землях, землях лесных территорий, а также на строительных площадках;

15. Производство земляных работ;

16. Перевозка прочих грузов;

17.Производство электромонтажных работ; `

18.Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха;

Предоставление услуг по перевозкам;

Деятельность трубопроводного транспорта:

Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом;

Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе;

Предоставление посреднических услуг при оценке недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе;

Аренда или лизинг сельскохозяйственных машин и оборудования;

Подметание улиц и уборка снега;

Деятельность по благоустройству ландшафта;

Забор и очистка волы для питьевых нужд и промышленных нужд;

Распределение воды для питьевых нужд и промышленных нужд;

Производство санитарно- технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха;

Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами;

Перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами:

Аренда и управление собственным или арендованным жилым недвижимым имуществом;

Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом:

Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях;

Предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок;

Распиловка и строгание древесины;

Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей:

Разборка и снос зданий;

Реконструкция или ремонт существующих жилых домов и нежилых зданий, а также спортивных сооружений;

Строительство автомобильных дорог и автомагистралей;

Торговля оптовая отходами и ломом.

Федеральный закон от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определяет в соответствии с Гражданским кодексом РФ правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 г. N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

- необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.

Названный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, поэтому недопустимо осуществление государственными или муниципальными предприятиями деятельности, не указанной в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Товарные рынки, на которых осуществляют свою деятельность МУП "Чистый город", являются конкурентными, и создание муниципальных унитарных предприятий в данных сферах предоставляет данному предприятию более выгодные условия деятельности, так как при создании муниципальных унитарных предприятий за данными предприятиями закрепляется муниципальное имущество.

Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с нормами антимонопольного законодательства МУП "Чистый город" является хозяйствующим субъектом.

Таким образом, создание МУП "Чистый город", осуществляющего вышеуказанные виды деятельности, противоречит нормам действующего законодательства, поскольку деятельность указанного предприятия не отвечает пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", указанное унитарное предприятие осуществляет деятельность на рынках, допускающих участие частных организаций с использованием муниципального имущества, которое может быть передано частным организациям.

При обычных условиях здоровой и справедливой конкуренции МУП "Чистый город" должно осуществлять тот круг деятельности, который ему предоставляет действующее законодательство.

Кроме того, пунктом 1 Указа Президента РФ от 21.12.2017 N618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" установлено считать активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Также в пункте 3 Указа Президента РФ от 21.12.2017 N618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" определено в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции: сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного, бездействие Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в непринятии решения о несоответствии деятельности МУП "Чистый город" целям создания унитарных предприятий, указанным в Федеральном законе от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В связи с наличием в бездействии Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части непринятия решения о несоответствии деятельности МУП "Чистый город" целям создания унитарных предприятий, указанным в Федеральном законе от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан предупреждает о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем внесения соответствующих изменений в утвержденный Постановлением Исполнительного комитета Мензелинского муниципального района Республики Татарстан N1165 от 15.10.2018 устав МУП "Чистый город".

Предупреждение необходимо выполнить в течение 45 дней с момента получения уведомления.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

<_> [должностное лицо]

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 12 декабря 2019 г. N ИП 06/18493 (ключевые темы: унитарное предприятие - развитие конкуренции - системы кондиционирования воздуха - перевозка грузов - предоставление посреднических услуг)


Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.12.2019