Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 4 декабря 2019 г. N 341оз-19

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

 

Короткова И.Ю.

 

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

 

Спиридонова О.Г.

 

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

Малышева О.С.

 

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",

в присутствии представителей от:

Заявителя: Еремеевой Г.И. (доверенность от 09.12.2019 N66);

Заказчика: Шумовской А.Н. (доверенность от 11.12.2019);

Уполномоченного органа: Панова О.И. (доверенность от 08.04.2019 N40-Д);

УСТАНОВИЛА:

04 декабря 2019 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Архангельская молочная компания" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ Архангельской области "Северодвинская городская детская клиническая больница" (далее - Заказчик), уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее - Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку молочной продукции (масло, творог) (извещение N 0124200000619006768).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ "О контрактной системе".

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 09.12.2019 N3387.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 10.12.2019 N314-05-909.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области "Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области" от 18.12.2009 N 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области "Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области" от 20 декабря 2013 года N 595-пп (далее - Постановление N 595-пп).

Согласно Постановлению N 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

25.11.2019 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124200000619006768 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку молочной продукции (масло, творог) (далее - документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта - 1 255 726,50 рублей.

Оператор электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка".

Заявитель в жалобе указал, что установленные Заказчиком в документации об аукционе требования к способу производства творога: ультрафильтрация, установлены не в соответствии с ГОСТ 31453-2013. Кроме того, установив требование к виду молочного сырья: цельное молоко, Заказчик ограничил колическтво участников, так как творог с жирностью 9%, который необходим Заказчику, производится из нормализованного молока.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных ФЗ "О контрактной системе", при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 ФЗ "О контрактной системе").

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ "О контрактной системе" именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ "О контрактной системе" не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Согласно части 4 статьи 23 ФЗ "О контрактной системе" наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 6 статьи 23 ФЗ "О контрактной системе" порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Часть 1 раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта" документации об аукционе содержит таблицу, в которой установлены требования к товарам, в том числе по позиции 2 "Творог": "Вид молочного сырья: цельное молоко; способ производства: ультрафильтрация; массовая доля жира: min%: \x{2265} 9, max%: \x{2264} 9".

Представитель Заказчика в заседании комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что при установлении КТРУ по позиции "Творог" из 6-ти предложенных в каталоге было выбрано КТРУ - 10.51.40.300-00000006. При определении характеристик товара возможность выбрать иной способ производства, кроме 4-х указанных в КТРУ, Заказчику не предоставлена. Способ производства - кислотный или кислотно-сычужный (по ГОСТ 31453-2013) в КТРУ не предусмотрен. Кроме того, способ производства - ультрафильтрация, выбран Заказчиком в виду того, что при данном способе сохраняются сывороточные белки в продукте, улучшаются вкусовые свойства и пищевая ценность продукта. Относительно выбора вида молочного сырья - цельное молоко, Заказчиком выбран именно этот вид, так как это сырье для производства продуктов переработки молока. Цельное молоко - продукт, состав которого не изменялся, это молоко с естественной жирностью, полученное в результате надоя. Из цельного молока производят уже все остальные виды молочного сырья: нормализованное, обезжиренное и т.д. Жирность 9% выбрана Заказчиком в связи с тем, что в соответствии с СанПиН для больных и детей рекомендованная жирность творога составляет не более 9%.

Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела и выслушав представителей Заказчика и Заявителя, пришла к следующим выводам.

В извещении о закупке объект закупки - молочная продукция (творог), отнесен к коду по КТРУ - 10.51.40.300-00000006 "Творог", что свидетельствует о необходимости описания объекта закупки в соответствии со сведениями, указанными в КТРУ.

В каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд коду ОКПД2 - 10.51.40.300 "Творог" соответствует 6 видов творога с КТРУ от 10.51.40.300-00000001 до 10.51.40.300-00000006. Данные товары различаются по виду молочного сырья (цельное молоко, нормализованное молоко, восстановленное молоко и т.д.). Указанная характеристика выбирается Заказчиком изначально в соответствии со своей потребностью. В данном случае Заказчик выбрал вид сырья - цельное молоко.

Согласно КТРУ по позиции 10.51.40.300-00000006 "Творог", размещенному в единой информационной системе в сфере закупок, установлены, в том числе, следующие характеристики товара:

Вид молочного сырья (характеристика неизменяемая заказчиком) - цельное молоко.

Жирность (изменяемая заказчиком (выбор одного значения)): min% от менее 1,8% (обезжиренный) до \x{2265} 23%; max%: от менее 1,8% (обезжиренный) до \x{2264} 23%.

Способ производства (изменяемая заказчиком (выбор одного значения)):

прессование;

самопрессование;

сепарирование;

ультрафильтрация.

В соответствии с частью 3.1 ГОСТ 31453-2013 "Творог. Технические условия" творог - это кисломолочный продукт, произведенный с использованием заквасочных микроорганизмов - лактококков или смеси лактококков и термофильных молочнокислых стрептококков и методами кислотной или кислотно-сычужной коагуляции белков с последующим удалением сыворотки путем самопрессования и (или) прессования.

Вместе с тем, иные характеристики товара, кроме тех которые указаны в КТРУ, Заказчик выбрать не вправе.

Следовательно, Заказчик установил характеристики закупаемого товара по позиции N2 "Творог" в соответствии с характеристиками, установленными в КТРУ по позиции 10.51.40.300-00000006 "Творог", и в соответствии со своими потребностями.

Комиссии Архангельского УФАС России отмечает, что документация об аукционе не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В связи с этим, участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и требованиям Заказчика.

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Кроме того, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что материалы дела требуют отдельного рассмотрения для выявления признаков нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Архангельская молочная компания" необоснованной.

2. Передать материалы дела в структурное подразделение Архангельского УФАС России для выявления признаков нарушений Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии И.Ю. Короткова

Члены Комиссии О.Г. Спиридонова

О.С. Малышева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 4 декабря 2019 г. N 341оз-19


Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.12.2019