Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 23 декабря 2019 г. N 042/05/5-2293/2019

Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <_>, заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы о размещении обществом с ограниченной ответственностью "Первая Энергосберегающая Компания" (далее - ООО "Первая Энергосберегающая Компания", юридический адрес: 185030, г. Петрозаводск, республика Карелия, пр. Александра Невского (район Голиковка), д. 65, пом. 306, ИНН 1001314869, ОГРН 1161001061594, дата присвоения ОГРН 11.10.2016, КПП 100101001) рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение <_> (вх. от 29.10.2019 N 6068э) о распространении рекламных листовок по почтовым ящикам в г. Прокопьевске, в многоквартирном жилом доме по адресу ул. Краснокамская, 7, под видом квитанции государственных учреждений следующего содержания:

"ЕИС ЖКХ Единая информационная служба жилищно - коммунального хозяйства г. Прокопьевск СПРАВОЧНЫЙ ТЕЛЕФОН: 8-913-071-29-99 Извещение за Октябрь 2019 Федеральный закон Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" Постановление правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.02.2017) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Напоминаем Вам, что согласно Федеральному Закону от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", а также Постановлению Правительства РФ от 06.06.2011 N 354, индивидуальные приборы учета воды ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКУЮ ПОВЕРКУ, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Таким образом, во избежание начисления платы за потребление по общему нормативу, а так же в целях соблюдения Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды (в случае истечения межповерочного интервала) по телефону 8-913-071-29-99. Работы по поверке будут проводиться с 14 октября по 8 ноября 2019 года. Обращаем Ваше внимание, что самостоятельный демонтаж приборов учета, а также несанкционированное вмешательство прибора КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО! Единая информационная служба Жилищно - коммунального хозяйства в г. Прокопьевск Тел. 8-913-071-29-99".

По мнению заявителя, данная реклама вводит население в заблуждение и заставляет обращаться в "сомнительную" организацию.

Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ПАО "МТС" (исх. N 02/КТ-Б/116и, б/д) следует, что абонентский номер 8-913-071-29-99, указанный в рекламе, принадлежит ООО "Первая Энергосберегающая Компания" в соответствии с договором от 18.07.2018 N 142395642786.

В рекламных листовках ООО "Первая Энергосберегающая Компания" ссылается на Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - ФЗ "Об обеспечении единства измерений") и постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.

Использование в вышеуказанной рекламной листовке ссылки на ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а также указание на организацию - "ЕИС ЖКХ Единая информационная служба жилищно - коммунального хозяйства г. Прокопьевск", искажает смысл информации, создает ложное впечатление о распространении данной информации именно государственными или муниципальными службами и побуждает потребителей в обязательном порядке совершить действия по установке счетчиков воды только в указанной организации.

В соответствии с информацией, размещенной на странице официального сайта http://еисжкх.рф/about/ "ЕИС ЖКХ" осуществляет маркетинговую стратегию, производит информирование, а также предлагает монтаж приборов учета воды жителям МКД. Если потребителю услуг ЖКХ понравились предлагаемые условия, то он осуществляет звонок в call-центр, где оставляет свою заявку на любую услугу. Дальнейшие действия просты. Заявка клиента быстро обрабатывается, на её основании компания подготавливает все нужные документы, сертификаты, и, производит все необходимые работы, например, устанавливает водомер или производит повторный монтаж, если пришел срок замены счетчика (Акт осмотра сайта от 19.12.2019).

Существует целый ряд лиц или организаций, которым в силу определенных обстоятельств доверяют широкие круги населения. От таких лиц и организаций потребители ждут получения каких-либо льгот либо получения услуг по наиболее привлекательным условиям. Рекламодатель использует в рекламе статус этих лиц и организаций, преследующий цель побудить потребителей приобрести определенные товары или услуги именно у него, тем самым злоупотребляя доверием граждан, и действуя неправомерно.

Кроме того, при буквальном, дословном восприятии спорной рекламы (ЕИС ЖКХ Единая информационная служба жилищно - коммунального хозяйства г. Прокопьевск СПРАВОЧНЫЙ ТЕЛЕФОН: 8-913-071-29-99 Извещение за Октябрь 2019... индивидуальные приборы учета воды ДОЛЖНЫ ПРОЙТИ ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ МЕТРОЛОГИЧЕСКУЮ ПОВЕРКУ, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления. Таким образом, во избежание начисления платы за потребление по общему нормативу, а так же в целях соблюдения Федерального Закона, Вам необходимо согласовать дату и время процедуры проведения поверки приборов учета воды_) потребитель, имеющий необходимость в проведении поверки приборов учета воды, понимает, что для этого необходимо обратиться именно в "ЕИС ЖКХ Единая информационная служба жилищно - коммунального хозяйства г. Прокопьевск". В связи с тем, что фраза "Единая информационная служба жилищно - коммунального хозяйства г. Прокопьевск" у большинства населения ассоциируется с государственной либо муниципальной структурой (в данном случае хозяйствующим субъектом, осуществляющим бесплатную коллективную поверку приборов учета воды в соответствии с Федеральным Законом N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", либо предоставляющим какие - либо льготы для определенного круга населения), то есть некоммерческой структурой, основной задачей которой не является извлечение прибыли, потребитель ожидает, что ему будет предоставлена социальная льгота в виде поверки приборов учета воды, либо будут оказаны услуги по ценам намного ниже чем в коммерческих организациях.

Следовательно, при восприятии содержания спорной рекламы потребители вводятся в заблуждение относительно как лица предоставляющего данный вид услуг, так и возможности поверки приборов учета воды гарантированно бесплатно либо с получением каких - либо льгот.

Согласно части 1 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

В соответствии с подпунктом 1 и 3 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей") изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя)

Статьей 3.1 ФЗ "Об обеспечении единства измерений" установлено, что Полномочия по федеральному государственному метрологическому надзору (за исключением метрологического надзора в области обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации), предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

ООО "Первая Энергосберегающая Компания", информируя потребителей об оказываемых услугах общества, именует себя "ЕИС ЖКХ Единая информационная служба жилищно - коммунального хозяйства г. Прокопьевск".

Вместе с тем, Кемеровским УФАС России установлено, что в данном случае услуги метрологической поверки оказывает ООО "Первая Энергосберегающая Компания", а не ЕИС ЖКХ Единая информационная служба жилищно - коммунального хозяйства г. Прокопьевск, как указанно в рекламе.

Пунктом 3 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

В нарушение данной правовой нормы в рекламной листовке ООО "Первая Энергосберегающая Компания" содержатся не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения услуги - метрологической поверки приборов учета воды собственниками жилых помещений в несуществующей государственной или муниципальной службе - "ЕИС ЖКХ Единая информационная служба жилищно - коммунального хозяйства г. Прокопьевск".

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Исходя из смысла пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" сведения об изготовителе, продавце услуг являются обязательными, так как потребитель должен знать, кто оказывает те или иные услуги.

В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы содержатся не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемых услуг: "ЕИС ЖКХ Единая информационная служба жилищно - коммунального хозяйства г. Прокопьевск" со ссылкой на Федеральный Закон N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, что является недостоверной информацией и вводит в заблуждение потребителей о лице, предоставляющем услуги. Также в нарушение пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" в тексте рекламы отсутствует информация о лице, предоставляющим рекламируемые услуги - ООО "Первая Энергосберегающая Компания", что в силу данной правовой нормы является обязательным.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктами 3, 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", несёт рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является ООО "Первая Энергосберегающая Компания".

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1.Возбудить производство по делу N 042/05/5-2293/2019 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Первая Энергосберегающая Компания" (юридический адрес: 185030, г. Петрозаводск, республика Карелия, пр. Александра Невского (район Голиковка), д. 65, пом. 306, ИНН 1001314869, ОГРН 1161001061594, дата присвоения ОГРН 11.10.2016, КПП 100101001) по признакам нарушения пунктов 3, 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".

2. Назначить дело N 042/05/5-2293/2019 к рассмотрению на 30 января 2020 года на 11 часов 00 минут по адресу: 650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5, каб. 309. Регистрация участников дела состоится в 10 часов 50 минут в каб. 316.

3. ООО "Первая Энергосберегающая Компания" необходимо представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок до 28 января 2020 года копии следующих документов (заверенных надлежащим образом):

- свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

- договоров со всеми приложениями или иных документов на изготовление и распространение рекламы вышеуказанной содержания;

- счетов - фактур, платежных поручений или иных документов, подтверждающих оплату за распространение вышеуказанной рекламы.

Дополнительно ООО "Первая Энергосберегающая Компания" необходимо представить письменные пояснения по поводу распространения вышеуказанной рекламы, содержащей признаки нарушения требований пунктом 3, 20 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".

В случае отсутствия какой-либо информации из запрашиваемого перечня или невозможности ее предоставления необходимо указать причины отсутствия данной информации.

Явка представителя ООО "Первая Энергосберегающая Компания" с доверенностью, оформленной надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

При себе иметь данное определение (копию определения).

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 23 декабря 2019 г. N 042/05/5-2293/2019


Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 24.12.2019