Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 декабря 2019 г. N 024/05/5-1651/2019

Резолютивная часть решение оглашена 16.12.2019.

В полном объеме решение изготовлено 20.12.2019.

 

Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела <...>, члены Комиссии: заместитель начальника отдела естественных монополий - <...>, специалист - эксперт контрольного отдела <...>, рассмотрев материалы дела N 024/05/5-1651/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" (ОГРН: 1162468063647, ИНН: 2466170065; 660049, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, д. 8 "А", пом. 102) (далее - ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ") рекламы с признаками нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),

в отсутствие представителя ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ",

УСТАНОВИЛА:

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление физического лица (вх. N 15036 от 23.08.2019) (далее - Заявитель) по факту распространения 24.05.2018 в торгово-развлекательном комплексе "Сибирский городок" рекламных купонов зрелищного мероприятия - выставки общества с ограниченной ответственностью "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" (ОГРН: 1162468063647, ИНН: 2466170065; 660049, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, д. 8 "А", пом. 102) (далее - ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ") в виде авиабилетов следующего содержания: "БИЛЕТ В МИР ПУТЕШЕСТВИЙ BOARDING PASS_Зарегистрируйте ваш промо-код сегодня по телефону: 8 800 770 08 97 БИЛЕТ ДАЙСТВИТЕЛЕН В ТЕЧЕНИИ 14 ДНЕЙ С ДАТЫ ПОЛУЧЕНИЯ. Выставку имеют возможность посетить только семейные пары, достигшие 30 лет, по окончанию каждая семейная пара имеет право выбрать только один подарок в день её проведения. Продолжительность выставки 1 час. Повторное посещение возможно через 12 месяцев. ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" 660049, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, д. 8А тел. 8 800 770 08 97 звонки принимаются с 11.00 до 18.00 www.orion-holiday.com info@orion-holiday.com Все гости, посетившие праздничную выставку ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ", получат гарантированный из нижеперечисленного списка: Бытовая техника Автоаксессуар Туристический сертификат SPA сертификат КРАСНОЯРСК наши партнеры_" (далее - Реклама). По мнению Заявителя указанная Реклама нарушает требования Федерального закона "О рекламе".

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая Реклама содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно к выставке ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ", направленной на привлечение внимания к данной организации.

Согласно части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Закон о защите детей), без указания категории данной информационной продукции.

Под информационной продукцией, согласно статье 2 Закона о защите детей понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых носителях, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи.

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона о защите детей зрелищное мероприятие - это демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

При этом указанный в данном понятии перечень мероприятий, относящихся к зрелищным мероприятиям, не является исчерпывающим.

Рассматриваемая Реклама является рекламой информационной продукции, распространяемой посредством зрелищного мероприятия - выставки ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ".

В соответствии частью 3 статьи 6 Закона о защите детей классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

- информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

- информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

- информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

- информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

- информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Так, в соответствии с вышеуказанной классификацией, реклама информационной продукции, в том числе распространяемой посредством зрелищного мероприятия, должна сопровождаться соответствующим знаком, указывающим категорию данной информационной продукции (0+, 6+, 12+, 16+, 18+).

В рассматриваемой Рекламе указание категории информационной продукции в соответствии с классификацией, установленной частью 3 статьи 6 Закона о защите детей отсутствует, что является признаком нарушения требований части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Из содержания рассматриваемой Рекламы следует, что партнерами ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" являются региональные, федеральные и международные компании, перечень которых приведен на обратной стороне рекламного купона. При рассмотрении Рекламы Красноярским УФАС России не установлено того обстоятельства, что сведения о партнерах ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ", указанных в Рекламе, являются достоверными. Данные сведения вызывают у потенциальных потребителей рекламного сообщения доверие к ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ", что также подтверждается информацией из заявления: "На этом же билете были указаны партнеры ООО "Орион Холидей", которыми являются Альфа банк, ТРЦ "Планета", Роев Ручей, телеканал Афонтово, Киви, Мастер кард, виза и другие. Данный список партнеров вызвал доверие к ООО "Орион Холидей", как к добросовестному и серьезному туроператору".

На основании изложенного в рассматриваемой Рекламе содержатся признаки нарушения пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

Таким образом, рассматриваемая Реклама содержит признаки нарушения требований пункта 20 части 3, части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

На основании части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламораспространитель.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой Рекламы является ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ".

По данному факту Красноярское УФАС России 18 сентября 2019 года возбудило дело N 024/05/5-465/2019 по признакам нарушения требований, установленных пунктом 20 части 3, частью 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в отношении ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" (далее - Дело).

Определение о возбуждении Дела (исх. N 14992 от 18.09.2019) было направлено в адрес ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" заказным письмом с уведомлением и вручено 25.09.2019 (почтовый идентификатор N 80101440174033). В назначенное время на рассмотрение Дела явился представитель ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" по доверенности б/н от 06.03.2019 И.И. Тимофеев, запрошенные определением о возбуждении Дела документы и сведения не представлены.

В ходе рассмотрения Дела Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение об отложении рассмотрения Дела и продлении срока его рассмотрения в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определение об отложении рассмотрения Дела и продлении срока его рассмотрения (исх. N 16402 от 11.10.2019) было направлено в адрес ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" заказным письмом с уведомлением и вручено 18.10.2019 (почтовый идентификатор N 80083841772905). В назначенное время представитель ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" на рассмотрение Дела не явился, запрошенные определением об отложении рассмотрения Дела и продлении срока его рассмотрения документы и сведения не представлены.

На момент рассмотрения Дела Комиссия Красноярского УФАС России обладала информацией, подтверждающей надлежащее уведомление ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" о дате, времени и месте рассмотрения Дела, доказательства надлежащего уведомления в материалах Дела имеются.

Изучив имеющие материалы Дела, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о необходимости рассмотрения вопроса о соответствии Рекламы требованиям Федерального закона "О рекламе" на заседании Экспертного совета по применению законодательства Российской Федерации о рекламе при Красноярском УФАС России (далее - Экспертный совет по рекламе).

Согласно Положению об экспертном совете по применению законодательства Российской Федерации о рекламе и антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции при управлении Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Положения) Экспертный совет по рекламе образуется в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольного законодательства в части недобросовестной конкуренции.

Исследовав материалы Дела, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение об отложении рассмотрения Дела в связи неявкой на рассмотрение участвующего в деле лица и необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определение об отложении рассмотрения Дела (исх. N 17601 от 01.11.2019) было направлено в адрес ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" заказным письмом с уведомлением и вручено 14.11.2019 (почтовый идентификатор N 80080742940556). В назначенное время представитель ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" на рассмотрение Дела не явился, запрошенные определением об отложении рассмотрения Дела документы и сведения не представлены.

На момент рассмотрения Дела Комиссия Красноярского УФАС России обладала информацией, подтверждающей надлежащее уведомление ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" о дате, времени и месте рассмотрения Дела, доказательства надлежащего уведомления в материалах Дела имеются.

Исследовав материалы Дела, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение об отложении рассмотрения Дела в связи неявкой на рассмотрение участвующего в деле лица и необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определение об отложении рассмотрения Дела (исх. N 18904 от 22.11.2019) было направлено в адрес ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" заказным письмом с уведомлением и вручено 28.11.2019 (почтовый идентификатор N 80086742880144). В назначенное время представитель ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" на рассмотрение Дела не явился, запрошенные определением об отложении рассмотрения Дела документы и сведения не представлены.

На момент рассмотрения Дела Комиссия Красноярского УФАС России обладала информацией, подтверждающей надлежащее уведомление ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" о дате, времени и месте рассмотрения Дела, доказательства надлежащего уведомления в материалах Дела имеются.

28.11.2019 в Красноярском УФАС России состоялось заседание Экспертного совета по рекламе, в рамках которого был рассмотрен вопрос о наличии либо отсутствии нарушений требований пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в Рекламе ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ".

В ходе заседания, большинством голосов членов Экспертного совета по рекламе принято решение о признании рассматриваемой Рекламы нарушающей требования, установленные пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

Таким образом, изучив имеющиеся материалы Дела, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.

В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление физического по факту распространения 24.05.2018 в торгово-развлекательном комплексе "Сибирский городок" Рекламы в виде купонов с признаками нарушения требований пункта 20 части 3, части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

Согласно части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Закона о защите детей, без указания категории данной информационной продукции.

Под информационной продукцией, согласно статье 2 Закона о защите детей понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых носителях, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи.

В соответствии с классификацией, установленной частью 3 статьи 6 Закона о защите детей реклама информационной продукции, в том числе распространяемой посредством зрелищного мероприятия, должна сопровождаться соответствующим знаком, указывающим категорию данной информационной продукции (0+, 6+, 12+, 16+, 18+).

Из разъяснений, указанных в письме ФАС России от 20.06.2019 N ДФ/52056/19 "По вопросу применения части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" (далее - Разъяснения) к рекламе зрелищных мероприятий" следует: "Понятие зрелищного мероприятия содержится в пункте 3 статьи 2 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", в соответствии с которым зрелищное мероприятие - это демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

Следует иметь в виду, что указанный в данном понятии перечень мероприятий, относящихся к зрелищным мероприятиям, не является исчерпывающим.

Вместе с тем отнесение информации к рекламе зрелищных мероприятий осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств ее размещения".

Исходя из содержания Рекламы и на основании указанных Разъяснений Красноярское УФАС России установило, что в рассматриваемой Рекламе отсутствуют признаки нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Из содержания рассматриваемой Рекламы следует, что партнерами ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" являются региональные, федеральные и международные компании, которые приведены на обратной стороне рекламного купона. При рассмотрении Рекламы Красноярским УФАС России не установлено того обстоятельства, что сведения о партнерах ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ", указанный в Рекламе, являются достоверными. Данные сведения вызывают у потенциальных потребителей рекламного сообщения доверие к ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ", что также подтверждается информацией из заявления: "На этом же билете были указаны партнеры ООО "Орион Холидей", которыми являются Альфа банк, ТРЦ "Планета", Роев Ручей, телеканал Афонтово, Киви, Мастер кард, виза и другие. Данный список партнеров вызвал доверие к ООО "Орион Холидей", как к добросовестному и серьезному туроператору".

Определениями о возбуждении Дела (исх. N 14992 от 18.09.2019), об отложении рассмотрения Дела и продлении срока его рассмотрения (исх. N 17601 от 01.11.2019) и об отложении рассмотрения Дела (исх. N 18904 от 22.11.2019) Красноярское УФАС России запросило у ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" сведения, подтверждающие партнерские отношения с указанными в рассматриваемой Рекламе компаниями, с приложением копий подтверждающих документов. Запрошенные документы и сведения от ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ", подтверждающие достоверность информации, содержащейся в рассматриваемой Рекламе, в адрес Красноярского УФАС России к моменту рассмотрения Дела не представлены.

Таким образом, Красноярское УФАС России установило, что рассматриваемая Реклама ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" нарушает требования, установленные пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.

На основании вышеизложенного, ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель, которым в силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" является ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ".

На момент рассмотрения Дела Комиссия Красноярского УФАС России не располагала информацией, подтверждающей тот факт, что нарушение требований пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" устранены.

На основании изложенного, руководствуясь пункта 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 30, 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей Рекламу ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ", поскольку она нарушает требования, установленные пунктом 20 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

2. Выдать ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. В связи с истечением 24.05.2019 срока давности привлечения к административной ответственности со дня совершения ООО "ОРИОН ХОЛИДЕЙ" указанных действий не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 декабря 2019 г. N 024/05/5-1651/2019


Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.12.2019