Резолютивная часть решения оглашена 29 июня 2020 года
Решение в полном объеме изготовлено 02 июля 2020 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:., Членов Комиссии
Рассмотрение жалобы проводилось в формате видео-конференц связи в присутствии:
Представителя ГКУ "ЦЗН г. Сорочинска" :
представитель ИП А.В. на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП на действия ГКУ "ЦЗН г. Сорочинска" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по профессиональному обучению безработных граждан по программе профессиональной подготовки "Специалист по маникюру" (номер извещения N 0853500000320005686),
УСТАНОВИЛА:
19.06.2020 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ИП А.В. (далее - Заявитель) на действия ГКУ "ЦЗН г. Сорочинска" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по профессиональному обучению безработных граждан по программе профессиональной подготовки "Специалист по маникюру" (номер извещения N 0853500000320005686), (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Исходя из содержания жалобы следует, что решение единой комиссии в части отклонения заявки ИП А.В., не приложившей лицензию на образовательную деятельность, незаконно.
Заказчик с доводами жалобы не согласился и пояснил, что, исходя из норм Законодательства индивидуальный предприниматель вправе оказывать образовательные услуги, однако в виду того что аукционной документацией установлено требование о представлении лицензии на образовательные услуги, заявка ИП была отклонена по причине не предоставления вышеназванной лицензии. Просит считать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
21.05.2020 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об аукционе на оказание услуг по профессиональному обучению безработных граждан по программе профессиональной подготовки "Специалист по маникюру" (номер извещения N 0853500000320005686),
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 70 333,33 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 11.06.2020 N0853500000320005686-3 победителем признана заявка ООО УЦ "ЗНАНИЕ" с ценой контракта 52637.52 руб.
22.06.2020 г. с победителем был заключен контракт N ЭА-9/2020.
Согласно п. 1. ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе запрещает устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 66 Закона о контрактной системе заявка участника состоит из двух частей.
В соответствии с ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с п. 22 Документации об электронном аукционе "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе":
22. |
Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе |
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы или копии таких документов (далее документы) и информацию: 1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона; 2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона следующим требованиям: а) документ, подтверждающий соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки, в случае, если это предусмотрено пунктом 22.1 настоящей документацией об аукционе. _ |
22.1 |
Перечень документов (копий документов), подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки |
Копия лицензии на образовательную деятельность в соответствии с п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г N99-ФЗ, подтверждающая право на оказание образовательных услуг, являющихся объектом закупки. Установлены единые требования к участникам закупок в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень требований к участникам закупок указан в п. 21 документации об электронном аукционе
|
В составе второй части заявки ИП А.В. копия лицензии на проведение образовательной деятельности отсутствует.
Согласно пояснениям Заказчика, "При принятии решения о не соответствии требованиям закона победителя ИП А.В., не приложившей в составе заявки лицензию на образовательную деятельность, комиссия руководствовалась положениями Федерального закона N 44-ФЗ,
При этом согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" индивидуальный предприниматель должен предоставить информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы. Данная информация также отсутствовала во второй части заявки ИП А.В.
Каких-либо иных документов, подтверждающих намерение ИП А.В. осуществлять оказание образовательных услуг непосредственно, также представлено не было.
Документов, подтверждающих намерение ИП А.В. оказывать образовательные услуги с применением сетевых форм обучения, вторая часть заявки не содержала."
Таким образом признание заявки ИП А.В. не соответствующей положениям аукционной документации формально верно, следовательно, действия аукционной комиссии Заказчика правомерны.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к следующим выводам:
Согласно части 3 статьи 32 Закона об образовании в РФ образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.
Исходя из данной нормы закона, ИП не имеют право обучать по профессиональным образовательным программам, то есть не имеют право предоставлять профессиональное образование, но вправе предоставлять общее образование и профессиональное обучение.
Согласно части 7 статьи 73 указанного закона Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Во исполнение указанной нормы закона Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение". Пунктом 25 данного Перечня предусмотрена профессия "Специалист по маникюру".
Поскольку объектом закупки является профессиональное обучение по профессии "Специалист по маникюру", исходя из вышеизложенных норм закона, ИП вправе оказывать образовательные услуги.
Согласно части 3 статьи 32 Закона об образовании в РФ при осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Согласно части 2 статьи 91 указанного закона соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Таким образом, в случае если ИП оказывает услуги непосредственно, то есть самостоятельно и без привлечения педагогических работников, он вправе оказывать услуги без лицензии.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, требования к участникам закупки должны носить ясный и четкий характер, не допускать неоднозначного толкования. Между тем, указанное правило при формировании требований к участникам закупки было нарушено. Так, Заказчик, установив требование о предоставлении копии лицензии на образовательную деятельность, исключил возможность участия в закупке ИП, право которых на участие в данном аукционе без лицензии гарантировано законодательством.
Таким образом, в действиях Заказчика, неверно установившего требования к участнику аукциона, имеются нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
При вынесении решения Комиссия Оренбургского УФАС России принимает во внимание, что между ГКУ "ЦЗН г. Сорочинска" и ООО УЧ "Знание" заключен муниципальный контракт N ЭА-9/2020 от 22.06.2020 г. на оказание услуги по профессиональному обучению безработных граждан по программе профессиональной подготовки "Специалист по маникюру". При таких обстоятельствах, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не может быть выдано.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП А.В. на действия ГКУ "ЦЗН г. Сорочинска" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по профессиональному обучению безработных граждан по программе профессиональной подготовки "Специалист по маникюру" (номер извещения N 0853500000320005686),необоснованной.
2. Признать ГКУ "ЦЗН г. Новотроицка" нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать
4. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного дела о нарушении Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 29 июня 2020 г. N 056/06/69-924/2020
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.06.2020