Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
<_> - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;
<_> - члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
<_> - члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии:
со стороны подателя жалобы - ООО "АПгрейт" - <_> (представитель по доверенности),
со стороны заказчика - ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" - <_> (представитель по доверенности),
со стороны уполномоченного учреждения - ГКУ ПО "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" - <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "АПгрейт" на положения извещения при проведении уполномоченным учреждением - ГКУ ПО "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" для нужд заказчика - ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" электронного аукциона "Поставка медицинского оборудования (Анализатор глюкозы ИВД, лабораторный, автоматический), ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование" (извещение N 0855200000522001721 от 18.07.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
08.08.2022 в Пензенском УФАС России зарегистрирована жалоба ООО "АПгрейт" на положения извещения при проведении уполномоченным учреждением - ГКУ ПО "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" для нужд заказчика - ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" электронного аукциона "Поставка медицинского оборудования (Анализатор глюкозы ИВД, лабораторный, автоматический), ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование" (извещение N 0855200000522001721 от 18.07.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Согласно доводам жалобы, описание объекта закупки содержит следующие нарушения:
1) описание объекта закупки неправомерно содержит характеристики, которые не предусмотрены позицией каталога товаров, работ и услуг;
2) требования к закупаемому товару, установленные в описании объекта закупки, свидетельствуют о его конкретном производителе - Др. Мюллер Герэтебау ГмбХ оборудование "Анализатор автоматический глюкозы и лактата серии SUPER GL с принадлежностями" по ФСЗ 2012/11951.
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 11.08.2022 в 14 часов 30 минут.
Представители подателя жалобы, заказчика, уполномоченного учреждения участвуют в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20.
До рассмотрения жалобы 10.08.2022 заказчиком, уполномоченным учреждением представлены отзывы (возражения) на жалобу.
В соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв.
На основании пункта 3.32 Административного регламента в целях получения дополнительных документов и информации в заседании Комиссии Управления объявлялся перерыв до 15.08.2022 в 15 часов 00 минут. Сторонам направлено письменное уведомление о перерыве в заседании Комиссии, в котором предложено в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы представить дополнительные письменные пояснения с приложением подтверждающих документов.
Во время перерыва подателем жалобы, заказчиком подготовлены дополнительные письменные пояснения, которые направлены Комиссии Управления 15.08.2022.
В ходе рассмотрения жалобы представитель подателя жалобы поддержала доводы, изложенные в жалобе, дополнительных письменных пояснениях от 15.08.2022, указала, что в нарушение пункта 5 Правил использования КТРУ в описание объекта закупки включены дополнительные характеристики, которые в позиции КТРУ отсутствуют, при этом закупаемый товар включен в перечень по постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 N 878. В нарушение пункта 6 Правил использования КТРУ для примененных в описании объекта закупки характеристик не содержится обоснования их включения. Для выбора характеристик закупаемого товара заказчик мог воспользоваться техническими документами и регламентами, например, ГОСТ 55991.7-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Медицинские изделия для диагностики ин витро. Часть 7. Автоматические анализаторы для общеклинических исследований. Технические требования для государственных закупок". Кроме того, в рамках описания объекта закупки к поставке возможно предложить только анализатор SUPER GL производства Др. Мюллер Герэтебау ГмбХ (Германия). Только для анализатора SUPER GL характерно использование комбинированного сенсора с различной емкостью по количеству тестов (измерений). Анализаторы иных производителей, в частности приборы Eco Twenty, Biosen, не соответствуют требованиям описания. Так, например, в приборе Eco Twenty используется мембрана, а не чип-сенсор, в анализаторе Biosen используется чип-сенсор, однако не предполагаются вариации по количеству тестов (измерений). На прибор единственного производителя в описании объекта закупки также указывают такие характеристики как принцип измерения глюкозы и лактата (значение "амперометрический с использованием иммобилизованных ферментов", не учитывается метод измерения - энзиматический), точность измерения (значение \x{02c2}1,5% для глюкозы, в большинстве анализаторов - равно 1,5%, Eco Twenty - 2,5%), типы образцов (значения венозная, капиллярная кровь, сыворотка, плазма, иногда используется формулировка "цельная кровь"). Прибор Sensostar G, на который заказчиком также получено коммерческое предложение, не соответствует требованиям описания объекта закупки, в частности, по диапазону измерения (в описании - не менее "0,6 - 50 ммоль/л для глюкозы", у Sensostar G - "0,8 - 50").
В ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу, а также в дополнительных письменных пояснениях. Указала, что с апреля 2020 года учреждение работало с больными вирусом COVID-19. В период работы госпиталя с COVID-больными учреждению было необходимо анализировать большое количество образцов крови, одновременно исследовать глюкозу и лактат. Во время работы госпиталя в обычном режиме необходимость в большом количестве исследований отсутствует (в госпитале всего 238 коек), кроме того, анализ лактата в обычном режиме производится крайне редко (единичные случаи). В скором времени возможно повторное перепрофилирование учреждения для работы с COVID-больными. Данные обстоятельства сформировали потребность заказчика в приборе, который обеспечивал бы возможность производить большое количество исследований в период работы с больными вирусом COVID-19, при этом был бы способен работать с расходными материалами на меньшее количество исследований для обычного режима учреждения. Для учреждения экономически более целесообразно закупать для обычного режима (малого потока) работы расходные материалы не на 10000 тестов, а на 3000 без необходимости утилизировать сенсор с оставшимся (невыработанным) количеством тестов. Таким образом, для заказчика существенным является возможность использовать анализатор в двух режимах. SUPER GL возможно использовать с сенсорами на 3000 измерений (при малом потоке) и на 10000 (при большой загрузке).
В ходе рассмотрения жалобы представитель уполномоченного учреждения поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Дополнительно указал, что иные приборы, о которых говорит заявитель (Eco Twenty, Biosen) являются приборами полностью иностранного происхождения, SUPER GL наряду с Германией имеет производственную площадку также в России. При подготовке обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком, помимо коммерческих предложений на товар SUPER GL, также получено коммерческое предложение на прибор Sensostar G.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
18.07.2022 уполномоченным учреждением - ГКУ ПО "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" для нужд заказчика - ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0855200000522001721 об осуществлении аукциона в электронной форме "Поставка медицинского оборудования (Анализатор глюкозы ИВД, лабораторный, автоматический), ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование".
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 980 733,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок 02.08.2022 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 02.08.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 04.08.2022.
ИКЗ 222583700874158370100103660013250244.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
1) Из пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
В соответствии с подпунктами "а", "б", "г", "ж" пункта 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается следующая информация:
код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога.
Из подпункта "б" пункта 2 Правил использования КТРУ следует, что каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Пунктом 4 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Установлено, что извещение об осуществлении электронного аукциона N 0855200000522001721 в информации об объекте закупки содержит указание на код позиции КТРУ 26.60.12.119-00000329.
Наименование товара в соответствии с позицией КТРУ "Анализатор глюкозы ИВД, лабораторный, автоматический". Единица измерения: Штука. Описание товара, работы, услуги в позиции КТРУ отсутствует:
В составе извещения N 0855200000522001721 размещен файл "Описание объекта закупки", содержащий более 35 пунктов - наименований параметров закупаемого оборудования "Анализатор глюкозы ИВД, лабораторный, автоматический".
Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
В Перечень включена радиоэлектронная продукция, отнесенная по коду по ОКПД2 и наименованию к "26.60.12.119 Аппараты электродиагностические прочие".
В рамках применения национального режима при осуществлении закупок в извещении N 0855200000522001721 установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Из позиции заявителя следует, что поскольку закупаемое оборудование входит в Перечень по постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, ограничение допуска в соответствии с указанным постановлением установлено в рамках закупки, то в силу пункта 5 Правил использования КТРУ дополнительная информация не может быть включена в описание объекта закупки. В нарушение пункта 6 Правил использования КТРУ для примененных в описании объекта закупки характеристик не содержится обоснования их включения.
Из текста пункта 5 Правил использования КТРУ следует, что дополнительной для описания объекта закупки будет такие информация и потребительские свойства, которые не предусмотрены в позиции КТРУ, то есть для позиций КТРУ, в которых описание товара отсутствует, дополнительной будет являться абсолютно любая информация.
Поскольку заявитель считает неправомерным в рассматриваемом случае использовать дополнительную информацию, значит, он полагает возможным размещать закупку без описания объекта закупки в принципе.
При этом Комиссия полагает, что, вопреки позиции заявителя, отсутствие описания товара в позиции КТРУ не может повлечь обязанность заказчика размещать закупку без описания объекта закупки в связи с установлением ограничения допуска по постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Положения Закона о контрактной системе устанавливают необходимость наличия описания объекта закупки, представляющее собой совокупность функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе), показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
По смыслу закона, заказчики при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Позиция о том, что при отсутствии в позиции КТРУ описания товара заказчик вправе самостоятельно сформировать описание объекта закупки согласуется с позицией Минфина России, выраженной в письме от 24.01.2022 N 24-03-08/4090, в котором указано, что, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию КТРУ:
- заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги);
- предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Относительно необходимости наличия обоснования каждой характеристики, которая включена заказчиком в описание объекта закупки, Комиссия полагает необходимым отметить, что Правила использования КТРУ предполагают включение в описание товара, работы, услуги обоснования необходимости использования дополнительной информации только в случае наличия описания товара, работы, услуги в позиции каталога (пункт 6 Правил использования КТРУ).
В настоящем случае описание товара в позиции КТРУ отсутствует, в связи с чем отсутствие обоснования для всех характеристик Описания объекта закупки не может являться нарушением Правил использования КТРУ.
Таким образом, рассматриваемый довод заявителя признается Комиссией необоснованным.
2) Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из довода заявителя следует, что требования к закупаемому товару, установленные в описании объекта закупки, свидетельствуют о его конкретном производителе - Др. Мюллер Герэтебау ГмбХ оборудование "Анализатор автоматический глюкозы и лактата серии SUPER GL с принадлежностями" по ФСЗ 2012/11951.
Согласно жалобе заявителя, "ограничивающими" являются следующие пункты описания объекта закупки:
Наименование |
Характеристики
|
|
Анализатор глюкозы ИВД, лабораторный, автоматический |
наименование характеристики |
значение характеристики
|
Тип сенсора |
Комбинированный сенсор. Одновременное измерение глюкозы и лактата одним сенсором. |
|
Виды используемых сенсоров |
1. Сенсор для определения глюкозы и лактата на 10 000 измерений 2. Сенсор для определения глюкозы и лактата на 3 000 измерений 3. Сенсор для определения только глюкозы на 3 000 измерений |
Заявитель утверждает, что только для анализатора SUPER GL характерно использование комбинированного сенсора с различной емкостью по количеству тестов (измерений). В анализаторах глюкозы и лактата других производителей (DiaSys Анализатор автоматический глюкозы SensoStar G, Германия; ЕКФ-диагностик Анализатор глюкозы и лактата BIOSEN, Германия; КАРЕ диагностика Анализатор глюкозы EcoTwenty, Германия) предусмотрено использование одного типа измерительных устройств, с фиксированной емкостью.
Прибор Super GL комплектуется следующими сенсорами: сенсор глюкоза/лактат - 3 000 измерений, 10 000 измерений; сенсор глюкозы 3 000 измерений (данные из официального каталога АО "ДИАКОН" - организации - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия).
Анализатор глюкозы и лактата SensoStar G производства DiaSys комплектуется только одним видом сенсора - сенсором для определения глюкозы и лактата на 10 000 исследований (данные из официального каталога АО "ДИАКОН" - организации - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия).
Для анализатора BioSen C-line Clinic предусмотрены следующие сенсоры: глюкоза - 10 000 измерений, сенсор лактат - 10 000 измерений (Данные с официального сайта ЕКФ-диагностик).
В анализаторе EcoTwenty используется мембрана, а не чип-сенсор, мембрана рассчитана на 3 000 измерений (Данные из официального руководства на анализатор EcoTwenty).
Более того, как сообщила представитель подателя жалобы на заседании Комиссии Управления, на прибор единственного производителя в описании объекта закупки также указывают такие характеристики как принцип измерения глюкозы и лактата (значение "амперометрический с использованием иммобилизованных ферментов", не учитывается метод измерения - энзиматический), точность измерения (значение \x{02c2}1,5% для глюкозы, в большинстве анализаторов - равно 1,5%, Eco Twenty - 2,5%), типы образцов (значения венозная, капиллярная кровь, сыворотка, плазма, иногда используется формулировка "цельная кровь"). Прибор Sensostar G, на который заказчиком также получено коммерческое предложение, не соответствует требованиям описания объекта закупки, в частности, по диапазону измерения (в описании - не менее "0,6 - 50 ммоль/л для глюкозы", у Sensostar G - "0,8 - 50").
Заказчиком на доводы заявителя представлены возражения, согласно которым характеристика "Тип сенсора" применена в связи с ограниченным финансированием лаборатории и стремлением сэкономить бюджетные средства так как этот тип сенсора позволяет измерять два параметра параллельно. Анализатор SUPER GL укомплектован комбинированным сенсором, дающим возможность одновременного измерения глюкозы и лактата одним сенсором. Анализатор по аналогичному функционалу "Biosen С-line" производства ЕКФ-диагностик ГмбХ, имеет отдельные сенсоры на глюкозу и лактат. По словам заказчика, тест, проведенный на анализаторе "Biosen С-line" значительно дороже теста, проведенного на анализаторе SUPER GL, так как расходные материалы для "Biosen С-line", в настоящий момент, являются самыми дорогостоящими из представленных на рынке.
Кроме того, заказчиком указано, что характеристика "фотометрический корректор (длина волны 530 нм)" имеется только у SUPER GL что позволяет получать значение глюкозы в плазме крови, измеряя цельную кровь. Таким образом, исключен процесс центрифугирования крови и сокращено время пробоподготовки, что является актуальным для экстренной медицины. Также анализатор SUPER GL оснащен уникальным типом насоса - поршневой в стеклянном корпусе, повышенной точности, бесшумный, без деталей, требующих регулярной замены. У анализаторов "Biosen С-line" и "Есо Twenty" перистальтические насосы, что влечет необходимость регулярной замены резиновых трубок насоса, периодического обслуживания насоса и снижение точности дозирования жидкостей за счет изменения просвета трубок, вследствие естественного износа. Помимо прочего, анализатор SUPER GL предусматривает возможность полного выключения прибора с сохранением работоспособности текущего сенсора. В случае выключения "Есо Twenty" установленный сенсор необходимо будет заменить на новый, что приведет к увеличению расходов лаборатории.
Дополнительно на заседании Комиссии Управления, а также в дополнительных письменных пояснениях заказчиком указано, что с апреля 2020 года учреждение было перепрофилировано и работало с больными вирусом COVID-19. В настоящий момент учреждение является резервным. При этом возможно скорое повторное перепрофилирование коечного фонда в целях обеспечения охраны здоровья населения и нераспространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Пензенской области. В период работы госпиталя с COVID-больными учреждению необходимо анализировать большое количество образцов крови, одновременно исследовать глюкозу и лактат. Требование по измерению лактата установлено временными методическими рекомендациями по профилактике, диагностики и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (версия 15 от 22.02.2022). Во время работы госпиталя в обычном режиме необходимость в большом количестве исследований отсутствует (в госпитале всего 238 коек), кроме того, анализ лактата в обычном режиме производится крайне редко (единичные случаи). Данные обстоятельства сформировали потребность заказчика в приборе, который обеспечивал бы возможность производить большое количество исследований в период работы с больными вирусом COVID-19, при этом был бы способен работать с расходными материалами на меньшее количество исследований для обычного режима учреждения. Для учреждения экономически более целесообразно закупать для обычного режима (малого потока) работы расходные материалы, например, не на 10 000 тестов, а на 3000 без необходимости утилизировать сенсор с оставшимся (невыработанным) количеством тестов.
Заказчиком указано, что при подготовке к закупке им был проведен анализ имеющегося рынка анализаторов глюкозы и лактата. Были рассмотрены: Анализатор автоматический глюкозы и лактата серии SUPER GL с принадлежностями: вариант исполнения: Анализатор автоматический глюкозы и лактата SUPER GL; Анализатор глюкозы и лактата BIOSEN: вариант исполнения BIOSEN C-Line Clinic; EcoTwenty, анализатор глюкозы и лактата. Результаты анализа представлены в виде таблицы:
Анализатор глюкозы ИВД, лабораторный, автоматический |
SUPER GL SUPER GL предназначен для лабораторий со средним количеством определений глюкозы, лактата и гемоглобина |
Biosen C-lin ehttp://medservice.info/catalog/opredelenie_glyukozy_i_laktata/biosen_c_line_analizator_glyukozy_i_laktata/ Анализатор используется: в медицинских учреждениях: в лабораториях; в клиниках диабета. |
Eco http://oksi-m.ru/product/analizator-glyukozy-i-laktata-ecobasic EcoTwenty, анализатор глюкозы и лактата |
НАИМЕНОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
|
Количественное определение глюкозы |
Наличие |
Наличие |
Наличие |
Количественное определение лактата |
Наличие |
Наличие |
Наличие |
Принцип измерения глюкозы и лактата |
Амперометрический с использованием иммобилизованных ферментов (глюкозооксидаза и лактатоксидаза) |
Энзиматический, амперометрический |
Амперометрия на глюкозооксидазного метода
|
Тип сенсора |
Комбинированный сенсор. Одновременное измерение глюкозы и лактата одним сенсором. Необходимость гемолиза отсутствует |
Отдельные сенсоры. Необходимость гемолиза отсутствует |
Отдельные Мембраны (сенсоры) измерения количества глюкозы в предварительно разбавленной (50 + 1, после гемолиза) цельной крови человека |
Срок годности |
1. Сенсор для определения глюкозы и лактата на 10 000 измерений 60 дней 2. Сенсор для определения глюкозы и лактата на 3 000 измерений 60 дней 3. Сенсор для определения только глюкозы на 3 000 измерений 120 дней |
Лактат: не более 60 дней или 10000проб Глюкоза: 90 дней или 10000 проб |
Стабильность не менее 3000 образцов |
Размещение анализатора |
Настольный |
Настольный |
Настольный |
Производительность |
Измерение в серии Глюкоза:не менее 180 проб в час Измерение в серии Глюкоза/Лактат: не менее 120 проб в час |
180 проб/час |
150проб/час
|
Возможность измерения срочной пробы |
Наличие |
Наличие |
Наличие |
Ротор |
Общее число позиций не менее 36 |
|
54 |
Диапазон измерения не менее |
0,6-50 ммоль/л для глюкозы 0,5-30 ммоль/л для лактата |
Глюкоза: 0.5-50 ммоль/л Лактат: 0.5-40 ммоль/л |
0,5 - 50 ммоль/л 0,5 - 40 ммоль/л |
Режимы калибровки: 1. Автоматическая калибровка 2. Калибровка по желанию пользователя |
Наличие |
Наличие |
Наличие |
Точность измерения |
\x{02c2} 1,5% для глюкозы \x{02c2} 2 % для лактата |
1.5% |
1,5% |
Типы образцов |
Венозная, капиллярная кровь, сыворотка, плазма |
Кровь, сыворотка или плазма |
капиллярная или венозная кровь, сыворотка, плазма или ликвор |
Объем дозированной пробы |
Не более 20 мкл |
20мкл |
20мкл |
Память |
500 последних измерений |
500 |
1000 |
Для заказчика существенным является возможность использовать анализатор в двух режимах, то есть с расходными материалами на разное количество тестов. SUPER GL дает возможность использовать сенсоры на 3000 измерений (при малом потоке) и на 10000 (при большой загрузке в условиях работы с COVID-больными). Кроме того, поскольку анализ лактата в учреждении проводится фактически только для COVID-больных, а в обычном режиме заказчику почти не требуется проведение анализа на лактат, SUPER GL возможно оснащать сенсором для определения только глюкозы на 3 000 измерений.
Рассматриваемая позиция заказчика согласуется с позицией заявителя о том, что только для одного прибора - анализатора SUPER GL характерны вариации используемых сенсоров по количеству тестов (3000 или 10 000). Из изложенного следует, что только один прибор способен удовлетворить потребность заказчика и обеспечить последнему возможность использования анализатора в двух режимах без необходимости при малом потоке пациентов утилизировать сенсор с оставшимся (невыработанным) количеством тестов и нести в связи с этим дополнительные расходы.
Из возражения подателя жалобы следует, что использование расходных материалов на меньшее количество исследований в одном сенсоре (3000 вместо 10 000) не повлечет экономию для заказчика, поскольку при закупке сенсора на меньший объем происходит удорожание одного проведенного теста. В качестве примера подателем жалобы представлен расчет, сделанный на основании ранее заключенных контрактов из реестра контрактов единой информационной системы, представленный в таблице:
Таким образом, удорожание одного исследование происходит более чем в два раза. Заявителем также представлен аналогичный расчет для расходных материалов для анализатора BioSen C-line:
Вместе с тем, Комиссия не может согласиться с выводами заявителя по расчетам и указывает на то, что для определения экономии либо ее отсутствия им некорректно принята стоимость одного исследования.
Так, из таблицы заявителя следует, что сенсор на 10 000 тестов для прибора в любом случае дороже сенсора на 3000 тестов, сумма цен чипов-сенсоров для прибора BIOSEN также больше цены сенсора на 3000 тестов для прибора SUPER GL.
В том случае если заказчику в период срока работы сенсора потребуется провести всего 3000 исследований, прибор BIOSEN необходимо обеспечить двумя сенсорами - глюкозы и лактата (например, 12 614,30+21 702,12 руб. (из таблицы подателя жалобы) = 34 316,42 руб.), прибор SUPER GL - одним сенсором на 3000 исследований (например, 16 247,40 руб. (из таблицы подателя жалобы). Таким образом, в первом случае заказчик сделает 3000 исследований за 34 316,42 руб., во втором те же 3000 исследований, но за 16 247,40 руб. При выполнении 3000 исследований и истечении срока работы сенсор на 3000 тестов будет утилизирован полностью выработанный, сенсоры на 10 000 тестов также будут утилизированы, но при неполной выработке.
С учетом изложенного Комиссия не может принять позицию заявителя и обязать заказчика исключить спорные характеристики из описания объекта закупки.
Для признания в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе необходимо прийти к выводу о том, что спорные требования к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, не могут иметь для заказчика существенного, принципиального значения, не обусловлены спецификой назначения и применения закупаемого товара, а также к выводу о том, что потребность заказчика может быть удовлетворена аналогичными товарами иных производителей без значительных негативных последствий.
В настоящем случае Комиссия не может прийти к выводу о том, что рассматриваемые характеристики, в частности, возможность использования сенсоров на разное количество исследований, для заказчика не имеют существенного значения, и использование в работе иных приборов не повлечет для него негативных последствий, в частности, в виде дополнительных расходов на расходные материалы.
Комиссией от заказчика получено обоснование необходимости установления указанных характеристик, а также в ходе рассмотрения жалобы получено подтверждение того, что иные обращающиеся на рынке товары не могут обеспечить заказчику те режимы применения закупаемого прибора, которые ему требуются.
В настоящем случае обязать заказчика исключить из описания объекта закупки спорные характеристики, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в частности, возможность использования сенсоров на разное количество исследований, означает поставить его в ущемленное положение, при котором ему будет необходимо нести дополнительные расходы при использовании прибора, а также при закупке и использовании расходных материалов к нему.
С учетом изложенного настоящий довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.
Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АПгрейт" на положения извещения при проведении уполномоченным учреждением - ГКУ ПО "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" для нужд заказчика - ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" электронного аукциона "Поставка медицинского оборудования (Анализатор глюкозы ИВД, лабораторный, автоматический), ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование" (извещение N 0855200000522001721 от 18.07.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 15 августа 2022 г. N 058/06/106-597/2022
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.08.2022