Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение администрации муниципального образования Киреевский район (далее - Заказчик, Администрация, заказчик) (вх. N 8008/24 от 18.12.2024) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "СПИРИТ-1" (ИНН 7106087910; 301650, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, г.о. ГОРОД НОВОМОСКОВСК, Г НОВОМОСКОВСК, УЛ МАЯКОВСКОГО, ЗД. 27, КОМ. 204, ЛИТЕР А,А1,А2, ЭТАЖ 2) (далее - Общество, Подрядчик, ООО "Спирит-1", подрядчик) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 11.01.2023 N 33 на выполнение работ по ремонту дороги по ул. мкр. Энергетик в муниципальном образовании г. Болохово Тульской области в 2023 году (закупка N 0166300021422000052, ИКЗ 223712800481271280100100510014211244) (далее - Контракт, контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- представителя Общества на основании доверенности;
в отсутствие представителей Заказчика, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и возможном способе рассмотрения настоящего дела (Администрация направила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия),
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "Спирит-1" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дороги по ул. мкр. Энергетик в муниципальном образовании г. Болохово Тульской области в 2023 году (закупка N 0166300021422000052) (далее - Закупка).
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями), предусмотренными Законом (далее - Извещение о Закупке) 09.12.2022 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 864 125,04 рублей.
11.01.2023 по итогам Закупки между Заказчиком и Обществом заключен муниципальный Контракт на сумму 17 108 582,51 рублей.
Разделом 1 Контракта определен его предмет:
"1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту автомобильной дороги по ул. мкр. Энергетик в муниципальном образовании г. Болохово Тульской области (далее - работы, объект), в соответствии со сметными расчетами стоимости работ по ремонту автомобильной дороги ул. Мкр. Энергетик в муниципальном образовании г. Болохово Тульской области (Приложение N 1 к контракту), Описанием объекта закупки (Приложение N 4 к контракту), Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 6 к контракту), являющимися неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять работы и оплатить их в установленном контрактом порядке.
1.2. Подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами весь комплекс работ по ремонту объекта в соответствии с условиями контракта и передать его заказчику.
1.3. Заказчик обязуется обеспечить контроль за осуществлением подрядчиком работ, а также принять и оплатить надлежащим образом выполненные подрядчиком работы в соответствии с условиями контракта".
Разделом 3 Контракта установлены сроки и место выполнения работ:
"3.1. Подрядчик обязуется выполнить работы в сроки, установленные контрактом и графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 6 к контракту).
3.2. Дата начала работ: с даты заключения контракта.
Дата окончания работ: 01 сентября 2023 года включительно в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ.
3.3. Сроки отдельных этапов выполнения работ определяются графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 6 к контракту).
3.4. Подрядчик вправе досрочно выполнить работы, предусмотренные контрактом, при этом подрядчик не вправе требовать увеличения цены контракта, а также изменения сроков оплаты, предусмотренных настоящим контрактом, при досрочно выполненных работах.
3.5. Место выполнения работ:
Тульская область, Киреевский район, г. Болохово, ул. мкр. Энергетик".
Приложением N 6 к Контракту утвержден следующий график выполнения строительно-монтажных работ:
N этапа |
Наименование этапа |
Место выполнения работ |
Объем работ |
Срок выполнения работ по этапу исполнения контракта |
|
Дата начала исполнения этапа |
Дата окончания исполнения этапа |
||||
1 |
Вспомогательные работы |
Тульская область, Киреевский район, г. Болохово, мкр. Энергетик |
1 комплекс работ |
с даты заключения контракта |
по 01.06.2023 |
2 |
Основной ход (Подготовительные работы) |
Тульская область, Киреевский район, г. Болохово, мкр. Энергетик |
1 комплекс работ |
с даты заключения контракта |
по 01 сентября 2023 года включительно |
3 |
Ремонт съездов и примыканий |
Тульская область, Киреевский район, г. Болохово, мкр. Энергетик |
1 комплекс работ |
с даты заключения контракта |
по 01 сентября 2023 года включительно |
4 |
Ремонт тротуаров |
Тульская область, Киреевский район, г. Болохово, мкр. Энергетик |
1 комплекс работ |
с даты заключения контракта |
по 01 сентября 2023 года включительно |
5 |
Искусственная дорожная неровность (ИДН). Остановочные павильоны. Нанесение разметки. Установка дорожных знаков |
Тульская область, Киреевский район, г. Болохово, мкр. Энергетик |
1 комплекс работ |
с 01.08.2023 |
по 01 сентября 2023 года включительно |
6 |
Восстановление освещения |
Тульская область, Киреевский район, г. Болохово, мкр. Энергетик |
1 комплекс работ |
с даты заключения контракта |
по 01 сентября 2023 года включительно |
7 |
Ограждения |
Тульская область, Киреевский район, г. Болохово, мкр. Энергетик |
1 комплекс работ |
с 01.08.2023 |
по 01 сентября 2023 года включительно |
Права и обязанности сторон закреплены в разделе 4 Контракта.
Разделом 5 Контракта определен порядок сдачи и приемки выполненных работ.
В соответствии с пунктом 12.1 Контракта срок его действия: 15.12.2023 (срок действия контракта включает срок окончания работ, период приемки результатов выполненных работ по контракту, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств по контракту, и оплаты за выполненные работы).
Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по контракту.
Из материалов настоящего дела, а также из сведений, содержащихся в единой информационной системе, установлено следующее.
11.01.2023 приказом Общества N 3 Григорян Г.Х. был назначен ответственным за ведение Контракта.
10.03.2023 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N 8, в котором сообщил о госпитализации генерального директора Общества, осуществлявшего разрешение снабженческих вопросов и контроль выполняемых работ, в связи с чем Подрядчик, с целью надлежащего исполнения Контракта, привлекает субподрядную организацию.
09.08.2023 обществом с ограниченной ответственностью "МАГМА+" (ИНН 7130031316), осуществлявшим строительный контроль за исполнением Контракта, Заказчику направлено письмо исх. N 15, в котором указано, что специалистами ООО "МАГМА+" были отобраны пробы щебня фракции 20-40 и 5-20, по результатом испытаний щебень фракции 5-20 не соответствует требованиям по прочности, фактическая прочность соответствует М400, при этом согласно требованиям Контракта марка прочности данного вида щебня должна быть не менее М600, в вязи с чем контролирующая организация запретила дальнейшее использование данного материала.
Данная информация была доведена до Подрядчика, при этом представитель Общества на заседании сообщил, что позже, после возобновления работ, Подрядчик произвел замену ненадлежащего материала.
20.10.2023 Заказчик направил Подрядчику претензию исх. N 12-25-8330, в которой, в связи с допущенной просрочкой исполнения 1-7 этапа работ по состоянию на 19.10.2023, рассчитал неустойку в виде пени, а также сообщил о требовании незамедлительно закончить выполнение работ по Контракту.
20.11.2023 Администрация направила Подрядчику письмо исх. N 12-25/9232 о приостановке выполнения работ с применением асфальтобетона в связи с наступлением неблагоприятных погодных условий.
25.01.2024 Заказчик в письме исх. N 12-25-532 направил Подрядчику претензию, в которой, в связи с допущенной просрочкой исполнения 1-7 этапа работ по состоянию на 20.11.2023, рассчитал неустойку в виде пени. При этом Администрация указала, что работы по всем этапам не выполнены, исполнительская документация Заказчику Обществом не представлена. Кроме того, Заказчик сообщил, что ранее начисленные пени Обществом не оплачены.
07.05.2024 в письме исх. N 12-25-3511 Заказчик сообщил Подрядчику о возможности возобновления выполнения работ с применением асфальтобетона.
03.07.2024 Подрядчик направил Заказчику письмо исх. N 7, в котором сообщил следующее:
"Учитывая претензии Администрации (с расчетами неустойки), подтверждаю образовавшуюся задолженность Общества перед Заказчиком за нарушение сроков выполнения обязательств по условиям Контракта и не отказываюсь от исполнения обязательств.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 года N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - Постановление), при сдаче-приемке выполненных работ по Контракту прошу рассмотреть возможность списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), с учетом пп. а, б п. 3 Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (приложение к Постановлению).
Дополнительно сообщаю, что в настоящее время Обществом на Объекте выполнены демонтажные работы, валка деревьев и работы по ремонту тротуаров (установка бортовых камней, устройство основания из щебня, асфальтирование 70% от общей площади тротуаров); так же обустроены посадочные площадки под установку остановочных павильонов со 100% асфальтированием (в настоящее время проводятся сварочные работы по изготовлению остановочных павильонов с последующей их установкой на Объекте); заказаны материалы по обустройству наружного электроосвещения, которые будут поставлены и установлены на Объекте в июле 2024 года; выполнено устройству основания проезжей части щебнем фракции 20-40 М600.
Из-за сбоев в поставке щебня фракции 5-20 М600, выполнить работы в установленные Контрактом сроки не представилось возможным. Выявленный обществом с ограниченной ответственностью "МАГМА+" щебень в объеме 20 м3 фракции 5-20 (используемый для расклинцовки основания из щебня фракции 20-40 М600), завезенный на Объект в августе 2023 года и не соответствующий действующим требованиям ГОСТ, что установлено лабораторным испытанием строительного контроля, 15.05.2024 вывезен Подрядчиком с ремонтируемого Объекта. В июле 2024 года запланирован довоз (из-за эксплуатации автодороги автотранспортными средствами) необходимого объема щебня и полная подготовка основания проезжей части к асфальтированию. В августе 2024 года запланировано завершение строительно-монтажных работ на Объекте и сдача результатов Заказчику".
19.07.2024 Заказчик направил Подрядчику претензию, в том числе посредством единой информационной системы, в которой сообщил, что Общество по состоянию на 19.07.2024 не выполнило работы по 1-7 этапу, в связи с чем рассчитал сумму неустойки и потребовал ее оплатить в течение 10 календарных дней. Кроме того, Заказчик уведомил Подрядчика, что, в случае невыполнения работ до 01.09.2024 примет решение об одностороннем расторжении Контракта.
03.09.2024 Администрацией было проведено комиссионное обследование дороги по ул. мкр. Энергетик г. Болохово и установлено, что Подрядчиком работы в установленном объеме в рамках Контракта не выполнены.
Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
При этом если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.2 Контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- задержки подрядчиком начала работ более чем на 30 дней по причинам, не зависящим от заказчика;
- систематического нарушения подрядчиком сроков (два и более раз) выполнения работ, влекущего увеличение срока окончания работ более чем на 30 дней (несоблюдение подрядчиком установленных графиком выполнения строительно-монтажных работ сроков выполнения работ);
- несоблюдения подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку окончания работ более чем на 30 дней;
- отступления подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- существенного нарушения подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) подрядчик (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) и (или) поставляемому товару;
б) при определении подрядчика подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.
В связи с систематическим нарушением Подрядчиком срока исполнения обязательств более, чем на 30 дней, выполнением работ в нарушение условий, предусмотренных Контрактом, на основании статьи 715 ГК РФ, части 9 статьи 95 Закона 11.09.2024 Заказчик принял решение об одностороннем расторжении Контракта исх. N 12-25-7385 (далее - Решение N 1).
Комиссией установлено, что с соблюдением требований части 12.1 статьи 95 Закона Заказчиком Решение N 1 сформировано с использованием единой информационной системы 11.09.2024 14:42 (МСК) и поступило в адрес Подрядчика 11.09.2024 14:42 (МСК).
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
18.09.2024 Подрядчик представил результаты выполнения работ по 1 этапу, между сторонами были подписаны акты приемки без замечаний Заказчика по качеству.
В соответствии с частью 14.1 статьи 95 Закона в случае отмены заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.
Учитывая сданные по 1 этапу работы, Заказчик 23.09.2024, руководствуясь частью 14 статьи 95 Закона, принял решение об отмене Решения N 1, о чем разместил в единой информационной системе соответствующую информацию.
15.11.2024 Администрацией было проведено комиссионное обследование дороги в мкр. Энергетик г. Болохово и установлено, что Подрядчиком не выполнены работы в рамках локальной сметы: демонтажные работы, валка деревьев и работы по ремонту тротуаров (установка бортовых камней, устройство основания из щебня, асфальтирование 70% от общей площади тротуаров); обустройство посадочных площадок под установку остановочных павильонов; устройство основания проезжей части из щебня.
По состоянию на 02.12.2024 Подрядчиком в полном объеме не сданы работы, предусмотренные Контрактом.
В связи с систематическим нарушением Подрядчиком срока исполнения обязательств более, чем на 30 дней, выполнением работ в нарушение условий, предусмотренных Контрактом, на основании статьи 715 ГК РФ, части 9 статьи 95 Закона 02.12.2024 Заказчик принял решение об одностороннем расторжении Контракта исх. N 12-25-10000 (далее - Решение N 2).
Комиссией установлено, что с соблюдением требований части 12.1 статьи 95 Закона Заказчиком, Решение N 2 сформировано с использованием единой информационной системы 03.12.2024 10:19 (МСК) и поступило в адрес Подрядчика 03.12.2024 10:19 (МСК).
Необходимо отметить, что, учитывая положения части 14 статьи 95 Закона, у Заказчика отсутствовали основания для отмены Решения N 2.
Посчитав, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с соответствующим обращением.
В материалы дела Обществом представлены письменные пояснения следующего содержания.
Работы были начаты с 15.05.2023, а именно:
- демонтаж бетонных плит частично (так как по демонтажу полного объема имеется заключение экспертизы, которая гласит о нецелесообразности проведения данных работ);
- вывоз строительного мусора в полном объеме;
- устройство тротуаров;
- устройство посадочных площадок;
- установка бордюрного камня;
- устройство щебеночного основания.
Строительным надзором было выявлено применение на объекте некачественных материалов, а именно щебня, несоответствие качества которого Подрядчик выявить сам бы не смог без проведения лабораторных испытаний.
Работы на данном объекте были приостановлены до наступления благоприятных условий.
С наступлением благоприятных условий щебень с объекта был вывезен и заменен на качественный материал.
Вместе с тем, в связи со смертью генерального директора, представитель Общества, действующий на основании приказа ООО "Спирит-1" N 3 от 11.01.2023 предпринимал попытки наладить партнерство со смежными организациями и поставщиками строительных материалов, с которыми ранее взаимодействовал генеральный директор, с целью завершить работы, предусмотренные Контрактом.
При этом представитель Общества заявляет, что в настоящий момент все работы по Контракту выполнены, в связи с чем просит сведения в отношении ООО "СПИРИТ-1" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Частью 1 статьи 2 Закона определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Из представленных в материалы дела документов следует, что с момента заключения Контракта (11.01.2023) до 01.09.2023 (срок окончания работ, предусмотренный Контрактом) Подрядчиком результат работ не был сдан Заказчику.
При этом Заказчик предоставил Подрядчику время на завершение работ как до приостановки в связи с неблагоприятными условиями (20.11.2023), так и после возобновления работ (07.05.2024).
Вместе с тем, по состоянию на момент принятия Решения N 1 работы так и не были выполнены в полном объеме.
Подрядчик все же завершил выполнение 1 этапа работ 18.09.2024, в связи с чем Заказчик принял решение об отмене Решения N 1 с целью получить желаемый результат работ.
Далее, вплоть до 02.12.2024 (дата принятия Решения N 2) Заказчик настаивал на завершении работ Подрядчиком и ожидал положительный результат их выполнения.
При этом, согласно сведениям единой информационной системы, большую часть работ Подрядчик выполнил, а Заказчик ее принял (11 765 204,47 рублей), однако сумма исполненных обязательств существенно ниже цены Контракта (17 108 582,51 рублей), что также подтверждает нарушение Обществом условий Контракта с учетом значительной задержки.
Необходимо отметить, что выполненные работы по 2-7 этапу по фактическому их объему оплачены Заказчиком в период с 13 по 15 декабря 2024 года.
При исследованных выше обстоятельствах, следует признать, что выполнение работ, предусмотренных Контрактом, с нарушениями условий исполнения Контракта в указанной выше части, в рассматриваемом случае является существенным нарушением условий Контракта, и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения N 2.
Ввиду данного факта Комиссия заключает, что Решение N 2 не противоречит Закону и является обоснованным.
При этом, учитывая положения части 14 статьи 95 Закона, Заказчик был не вправе отменить Решение N 2, более того, весь объем работ так и не был выполнен Подрядчиком.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Между тем, недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.
При этом, согласно позиции представителя Общества, завершить весь объем работ не позволила смерть генерального директора, которая произошла 08.11.2024.
Вместе с тем, Комиссия не может принять данный факт в качестве обстоятельства непреодолимой силы, не позволившего надлежащим образом исполнить Контракт, так как датой окончания выполнения работ, согласно требованиям Контракта, является 01.09.2023.
В данном случае Комиссия признает, что у Общества имелось достаточно времени для выполнения всего объема работ, однако этого сделано не было.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе, не допущено.
2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения ООО "Спирит-1" условий Контракта.
3. Подрядчиком не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта; равно как не представлено доказательств того, что надлежащее исполнение Контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
Своим бездействием Общество не обеспечило соблюдение прав Заказчика относительно срока исполнения Контракта в целом, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению Контракта, и, в свою очередь, влечет наложение на ООО "Спирит-1" санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
Общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при исполнении Контракта, и в силу действующего гражданского законодательства влечет применение к нему мер как частно-правовой, так и публично-правовой ответственности.
Учитывая, что Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения Контракта, то включение ООО "Спирит-1" в реестр недобросовестных поставщиков, в настоящем случае, является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности лица.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком Решения послужило неисполнение Подрядчиком условий Контракта, при этом факт неисполнения условий Контракта установлен Комиссией на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Обществом условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Подрядчиком также не предоставлено.
Оценка действий Общества, совершенных им в ходе исполнения Контракта, в совокупности и взаимосвязи явно свидетельствует о допущенных Подрядчиком существенных нарушениях положений Контракта в части соблюдения срока выполнения работ и необходимости на основании части 2 статьи 104 Закона, Правил ведения реестра включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об обществе с ограниченной ответственностью "Спирит-1" (ИНН 7106087910; 301650, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, г.о. ГОРОД НОВОМОСКОВСК, Г НОВОМОСКОВСК, УЛ МАЯКОВСКОГО, ЗД. 27, КОМ. 204, ЛИТЕР А,А1,А2, ЭТАЖ 2) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Спирит-1" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил ведения реестра в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля (согласно Приложению N 1).
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Приложение N 1
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
16.12.2024 |
18.12.2024 |
18.12.2024 |
0 |
18.12.2024 |
25.12.2024 |
20.12.2024 |
0 |
25.12.2024 |
25.12.2024 |
0 |
0 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
2024-7016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 25 декабря 2024 г. N 071/10/104-1100/2024
Текст документа опубликован на сайте br.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 25.12.2024