Резолютивная часть решения объявлена 20.07.2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20.07.2020 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<_..>; члены Комиссии: <_..>; <_..>;
в присутствии представителей Управления федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области" (Управление Росгвардии по Иркутской области) (далее-заказчик) <_..>; <_..>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Индивидуального предпринимателя Аблюкова Анастасия Владимировна (далее - заявитель; ИП Аблюкова А.В.);
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, связанные с рассмотрением заявок на участие в электронном аукционе "Оказание образовательных услуг под дополнительному профессиональному образованию (по программам профессиональной переподготовки) "Системный администратор", извещение N 0134400000220000029 (далее - электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 13 июля 2020 года поступила жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок, связанные с рассмотрением заявок на участие в аукционе в электронной форме "Оказание образовательных услуг под дополнительному профессиональному образованию (по программам профессиональной переподготовки) "Системный администратор", извещение N 0134400000220000029.
Заявитель считает, что комиссия при рассмотрении вторых частей заявок участников закупки и формировании протокола подведения итогов электронного аукциона необоснованно признала его заявку несоответствующей требованиям, установленным документацией о проведении электронного аукциона в части непредставления в составе второй части заявки копии действующей лицензии на право осуществления образовательной деятельности по дополнительному профессиональному образованию.
На основании вышеизложенного, заявитель просит проверить действия комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении вторых частей заявок.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, заказчик считает доводы жалобы необоснованными, указывая, что заявки участников были рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 11 июня 2020 года в единой информационной системе в сфере закупок, размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134400000220000029, а также документация об электронном аукционе "Оказание образовательных услуг под дополнительному профессиональному образованию (по программам профессиональной переподготовки) "Системный администратор" (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 34 666 рублей 67 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, приходит к следующим выводам.
01 июля 2020 года заказчиком размещен протокол подведения итогов электронного аукциона от 30.06.2020 N0134400000220000029-3.
Согласно названном протоколу, участнику закупки, подавшему заявку под номером "42" заявителю, отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию.
"На основании п.2 ч.6 ст.69 Закона 44-ФЗ (Не соответствует требованиям технического задания и условиям проекта контракта. В соответствии с пунктом 2.2 технического задания результатом оказанных услуг является диплом о профессиональной переподготовке. Также в техническом задании установлено, что по окончании обучения военнослужащему предоставляется документ о прохождении профессиональной переподготовки. Согласно пункту 1.2 проекта контракта по окончании обучения военнослужащему предоставляется документ о прохождении профессиональной переподготовки. Вместе с тем в нормативно-правовых актах установлено, что выдавать диплом о профессиональной переподготовке государственного образца имеют право только организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Частью 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что документ о квалификации подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. В части 2 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" указано что, документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Частью 3 данного федерального закона определено, что лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Пунктом 19 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 установлено, что документ о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией. В соответствии с пунктом 17 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации относится к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности. Помимо выше названного, согласно части 2 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). В соответствии с частью 3 статьи 32 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Таким образом, реализация дополнительных профессиональных программ индивидуальными предпринимателями Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ не предусматривается. Предметом закупки является оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию, следовательно индивидуальный предприниматель Аблюкова Анастасия Владимировна оказать в полном объеме услуги в соответствии с предметом закупки не сможет. На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 69 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, а именно несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона)".
Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе урегулирован статьей 69 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу части 1 статьи 69 Федерального закона N44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона N44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Федерального закона N44-ФЗ аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Частью 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ.
Согласно части 7 статьи 69 Федерального закона N44-ФЗ принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Федерального закона N44-ФЗ, не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 1, части 4 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 5 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона N44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно пункту 21 "Единые требования к участникам закупки" Раздела I "Информационная карта электронного аукциона" установлено, что:
"1) наличие лицензии на права оказывать образовательные услуги;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении исполнителя (подрядчика, Исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара , работ, услуг, являющегося объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
8) участник закупки не является офшорной компанией;
9) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации;
10) отсутствие в предусмотренном Законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных исполнителей (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона N44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона N 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В составе второй части заявки ИП Аблюковой Анастасии Владимировны копия лицензии на право ведения образовательной деятельности отсутствует.
Согласно пояснениям заказчика, при принятии решения о несоответствии требованиям Федерального закона N 44-ФЗ заявки ИП Аблюковой А.В, не приложившей в составе заявки лицензию на образовательную деятельность, аукционная комиссия руководствовалась положениями Закона о контрактной системе, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и правоприменительной практикой.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.
Согласно части 3 статьи 32 Закона об образовании индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.
Исходя из данной нормы Закона об образовании, индивидуальные предприниматели не имеют право обучать по профессиональным образовательным программам, то есть не имеют право предоставлять профессиональное образование, но вправе предоставлять общее образование и профессиональное обучение.
Согласно части 7 статьи 73 Закона об образовании перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Согласно письму Минобрнауки России от 09.10.2013 N 06-735 "О дополнительном профессиональном образовании" (вместе с "Разъяснениями о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования") индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность только по основным и дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения (часть 3 статьи 32 Федерального закона N 273-ФЗ). Реализация дополнительных профессиональных программ индивидуальными предпринимателями Федеральным законом N 273-ФЗ не предусматривается. При этом индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно, то есть индивидуально, имеют право не проходить процедуру лицензирования образовательной деятельности.
Поскольку объектом закупки является оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (по программам профессиональной переподготовки) "Системный администратор", исходя из вышеизложенных норм закона, индивидуальные предприниматели не вправе оказывать образовательные услуги, в связи с чем в пункте 21 Раздела I "Информационная карта электронного аукциона" установлено требование о наличии лицензии у участников закупки. Указания на то, что ИП вправе оказывать услуги без лицензии, не было сделано в документации, поскольку ИП в принципе не имеет права оказывать образовательные услуги по дополнительному профессиональному образованию.
Таким образом, действия аукционной комиссии Заказчика являются правомерными.
Довод Заявителя является необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Аблюкова Анастасия Владимировна необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта;
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_..>; |
Члены комиссии |
<_..>; <_..>; |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 20 июля 2020 г. N 038/1025/20
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2020