Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
в отсутствие:
заявителя индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича (далее - ИП Меньшиков Р.А., заявитель): не участвовал, уведомлен надлежащим образом;
заказчика администрации муниципального образования "город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МО "Город Ленск", заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения;
рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия (бездействие) заказчика Администрации МО "Город Ленск" Ленского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома N 3 А по улице Рабочая (извещение N 0116300038522000001), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. на заказчика.
Из сути жалобы ИП Меньшикова Р.А. следует, что заказчиком в аукционной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки, которые не соответствуют Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из представленных письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой согласны, в части указания дополнительных требований была допущена техническая ошибка.
Просят не выдавать предписание в связи с тем, что закупка не состоялась.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ИП Меньшикова Р.А. обоснованной на основании следующего.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Комиссией антимонопольного органа установлено, что выполняемые в рамках заключаемого контракта работы, относятся к работам по капитальному ремонту объекта капитального строительства (не линейного).
В соответствии с пунктом 10 Постановления N 2571 установлено следующее:
10. |
Работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию |
В печатной форме Извещения, размещенного в ЕИС указано следующее:
Между тем, Извещением аукционной документации установлено следующее:
Дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ |
Установлены |
В соответствии с Приложением к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации", |
В соответствии с позицией 10 Приложения к ППРФ от 29.12.2021 N 2571 устанавливается дополнительное требование к участнику - Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Наличие за 5 лет до окончания срока подачи заявок опыта исполнения договора на капремонт объекта капстроительства (кроме линейного). (Подтверждение-исполненный контракт или договор по Закону N 223-ФЗ, актом выполненных работ); Цена выполненных работ должна составлять минимум 20% от НМЦК. Акт выполненных работ, акт приемки объекта капстроительства, разрешение на ввод такого объекта в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Если сведения о подтверждающих документах есть, например, в ЕИС, то участнику достаточно направить номер записи из реестра контрактов или договоров. |
Подтверждение (перечень) |
1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. Опытом исполнения договора, считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа). |
Таким образом, действия заказчика, допустившего разночтения, а также установившего в документации об аукционе ненадлежащим образом дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 2571, нарушают часть 3 статьи 7, часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что дополнительные требования к участникам закупки в части предоставления подтверждения наличия у участника закупки следующего опыта выполнения работ сформированы без учета положений пунктов 3,4 Постановления N 2571.
Жалоба ИП Меньшикова Р.А. признана обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Пунктом 1 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту, а не поставка товаров.
Согласно Извещению, размещённому в ЕИС по закупке N 0116300038522000001:
Вместе с тем в извещении о проведении Аукциона, а также в документации об Аукционе неправомерно установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616:
Информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств |
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 запрещается допуск товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением государств - членов ЕАЭС |
На основании изложенного, заказчик признается нарушившим часть 3 статьи 7, часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи. При этом, если:
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части;
2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона), уменьшенной на размер такого аванса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:
1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Извещением о проведении закупки и Информационной картой аукционной документации установлено, что данная закупка проводится у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций:
Участниками могут быть только СМП, СОНКО |
Предъявляется |
В ЕИС заказчиком установлен следующий размер обеспечения исполнения контракта:
Между тем, в Извещении электронного аукциона установлено следующее:
Размер обеспечения исполнения контракта |
5% |
Следовательно, заказчик, допустивший разночтения в аукционной документации в части указания размера обеспечения контракта, признается нарушившим часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:
1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Извещением о проведении закупки и Информационной картой аукционной документации установлено, что данная закупка проводится у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций:
Между тем, Извещением о проведении закупки не установлено вышеуказанное положение:
Сведения об обеспечении исполнения контракта | |
Размер обеспечения исполнения контракта |
5% |
Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта |
Обеспечение исполнения контракта предоставляется в виде независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. ст. 45, 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки самостоятельно. Контракт заключается после предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта |
Сведения об обеспечении гарантийных обязательств | |
Размер обеспечения гарантийных обязательств |
5% |
Порядок предоставления обеспечения гарантийных обязательств |
Обеспечение гарантийных обязательств предоставляется в виде независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. ст. 45, 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Способ обеспечения гарантийных обязательств определяется поставщиком закупки самостоятельно. Обеспечение гарантийных обязательств необходимо предоставить до оформления итогового документа о приемке товара |
Таким образом, заказчик признается нарушившим часть 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия (бездействие) заказчика Администрации МО "Город Ленск" Ленского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома N 3 А по улице Рабочая (извещение N 0116300038522000001) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим часть 3 статьи 7, часть 3 статьи 14, часть 4 статьи 31, часть 8.1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что закупка признана несостоявшейся, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместителя председателя Комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 февраля 2022 г. N 014/06/59-115/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2022