Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 17.02.2022 N 78 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "СБ Трейд" (далее - Комиссия), в составе:
в присутствии представителя уполномоченного органа - Управление образования Администрации Вейделевского района (по доверенности от 17.09.2021 N 99-01-5232), представителя заявителя - ООО "СБ Трейд" (по доверенности N 2 от 14.02.2022), рассмотрев материалы дела N 031/06/105-102/2022 по жалобе ООО "СБ Трейд" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на поставку и сборку мебели для объекта "Капитальный ремонт муниципального образовательного учреждения "Солонцинская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области" (N закупки 0126300006022000009), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "СБ Трейд" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на поставку и сборку мебели для объекта "Капитальный ремонт муниципального образовательного учреждения "Солонцинская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области" (N закупки 0126300006022000009) (далее - Электронный аукцион).
Из поступившей жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. А именно:
1. Заказчиком в описании объекта закупки указаны избыточные требования по сравнению с каталогом товаров, работ, услуг.
2. В Приложении N5 к извещению об электронном аукционе не содержится требований о предоставлении выписки из реестра Минпромторга в подтверждение страны происхождения товара.
3. Заказчик нарушает часть 8.1 статьи 96 Закона о закупках, в проекте контракта, приложенный к аукционной документации не содержатся условия об освобождении участника закупки от предоставления обеспечения исполнения контракта, в случае если участник закупки обладает добросовестностью.
4. Контракт, приложенный к аукционной документации не соответствует типовому контракту в нарушение Приказа Минпромторга России от 7 апреля 2020 года N1152 "Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного, информационных карт данных типовых контрактов".
Уполномоченный орган - Управление образования Администрации Вейделевского района представил возражения на жалобу ООО "СБ Трейд", с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "СБ Трейд", возражение Уполномоченного органа, заслушав доводы присутствующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 09.02.2022 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - поставка и сборка мебели для объекта "Капитальный ремонт муниципального образовательного учреждения "Солонцинская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области".
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 974 061,68 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "СБ Трейд" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Предметом закупки является поставка товаров, которые в соответствии с кодом 31.01 ОКПД2 внесены в Каталог товаров, работ, услуг (Далее - КТРУ).
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее - Правила), с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Правил установлено, что Заказчик вправе указывать дополнительную информацию, не предусмотренную КТРУ при наличии соответствующего обоснования.
Исследуя материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что в извещении об электронном аукционе установлены дополнительные требования к предмету закупки, не предусмотренные КТРУ, однако обоснование их применения отсутствует, что нарушает п. 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах, Комиссия, руководствуясь абзацем вторым пункта 3.35 Административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которому Комиссия вправе не выдавать предписание, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения, так как материалами жалобы не подтверждено, что выявленное нарушение повлияло или могло повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссией было установлено, что согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.02.2022 NИЭА1 на участие в Электронном аукционе было подано 16 заявок, все допущены.
Таким образом, данное нарушение не повлияло на результат закупки, в связи с чем отсутствуют основания для выдачи предписания.
2. В соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе заседания Комиссии, представитель уполномоченного органа пояснил, что в Приложении N 5 к извещению "Требования к извещению и составу заявки, инструкция по ее заполнению" документации об электронном аукционе указаны требования к содержанию заявки на участие в закупке, а именно в Разделе 1 п. 2 содержится требование о предоставлении в составе заявки информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе.
А также в извещении об осуществлении закупки указано условие о применении Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, дя целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства". Согласно данному постановлению поставщик обязан указать на этапе заявки номер реестровой записи из реестра российской промышленности продукции для подтверждения происхождения товара.
При указанных обстоятельствах, довод жалобы ООО "СБ Трейд" является необоснованным.
3. Согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, пришла к выводу, что в соответствии с п. 7.11. проекта Контракта участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", освобождается от предоставления обеспечения исполнения Контракта.
Таким образом, данный довод жалобы ООО "СБ Трейд" не нашёл своего подтверждения.
4. В соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Приказом Минпромторга России от 7 апреля 2020 года N1152 "Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного, информационных карт данных типовых контрактов" утверждены типовые контракты на оказание услуг и поставку продукции.
По мнению заявителя, проект Контракта не соответствует типовому контракту, в части определения предмета Контракта, срока действия такого Контракта и требования удержания из цены контракта суммы неисполненных поставщиком требований об уплате неустоек.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, пришла к выводу, что согласно п. 1.1. проекта Контракта поставщик обязуется поставить и собрать мебель (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом, что соответствует объекту закупки - поставка и сборка мебели для объекта "Капитальный ремонт муниципального образовательного учреждения "Солонцинская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области" и не ограничивает конкуренцию. Данное условие согласуется с п. 4.1.1. типового контракта.
В соответствии с п. 12.1. проекта Контракта - Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует до полного исполнения сторонами обязательств. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика
Согласно четвертому доводу жалобы ООО "СБ Трейд" в проекте Контракта п. 12.1. не установлена конкретная дата срока действия такого контракта. Однако в п. 1.1. указано, что Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу, в срок до 30 июня 2022 года (включительно). Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика. Настоящий Контракт действует до полного исполнения сторонами своих обязательств, что не противоречит п. 12.1 типового контракта.
Касательно требования об удержании из цены контракта суммы неисполненных поставщиком требований об уплате неустоек, установленного п. 4.4.9 проекта Контракта, Комиссия приходит к выводу, что согласно п. 2 ч. 12 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт могут быть включены условия об удержании суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком, из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю).
Частью 12 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) типовых условий контрактов.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания довода обоснованным.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СБ Трейд" обоснованной в части.
2. Признать в действиях заказчика - МОУ "Солонцинская СОШ Вейделевского района Белгородской области" нарушения п. 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 24 февраля 2022 г. N 031/06/105-102/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2022