Резолютивная часть решения оглашена 14.03.2022
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председательствующего Комиссии:
_
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "СИЛКВЭЙ" (Владимирская область, г. Александров) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул. Камешки д. Рождествено Александровского района Владимирской области (N закупки 0328300017422000029).
11.03.2022 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 14.03.2022.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/22-134/2022 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
04.03.2022 г. во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "СИЛКВЭЙ" (далее - заявитель, общество) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул. Камешки д. Рождествено Александровского района Владимирской области (N закупки 0328300017422000029).
Довод N1.
Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчик ненадлежащим образом установил обоснование начальной (максимальной) цена контракта, а именно, не включил в смету на ремонт автомобильной дороги ул. Камешки д. Рождествено Александровского района Владимирской области стоимость доставки щебня М400 до места производства работ, что повлекло ограничение конкуренции.
Довод N2.
Заказчик нарушил часть 1, часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п. 3.1 Свода правил СП 78.13330.2012 "Автомобильные дороги", автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения.
В функциональных характеристиках не указано какой транспорт может двигаться по данной дороге, с какой нагрузкой, с какой скоростью и прочее.
В технических характеристиках не указаны параметры дороги:
-длина ремонтируемого участка;
-ширина земполотна по низу насыпи ремонтируемого участка;
-ширина проезжей части ремонтируемого участка;
-ширина обочин ремонтируемого участка;
-ширина по верху насыпи ремонтируемого участка;
-описание конструктивных элементов слоёв дорожной одежды подлежащих устройству при проведении ремонта (в том числе и толщины этих слоёв), как проезжей части, так и обочин;
-вид покрытия (асфальт, щебень и пр.);
- указание на наличие или отсутствие данных о пересечении с подземными коммуникациями;
-указание на наличие искусственных сооружений на ремонтируемом участке;
-указание на наличие примыканий, пересечений и съездов, с учётом обоснования необходимости или отсутствия таковой в их ремонте;
-пикетажное положение ремонтируемого участка с привязкой к местности (схема ремонтируемого участка);
Необходимость или отсутствие необходимости формирования (чистки) кюветов, как конструктивного элемента автомобильной дороги;
В качественных характеристиках не указаны требования к качеству.
Также отсутствует описание технических характеристик и текущего состояния ремонтируемого участка дороги.
По существу жалобы в своих письменных пояснениях заказчик сообщил следующее.
Заказчик при формировании и обосновании начальной (максимальной) цены контракта руководствовался статьей 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно приложению N2 к извещению о проведении электронного аукциона в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта представлен локальный сметный расчет на ремонт автомобильной дороги ул. Камешки д. Рождествено Александровского района Владимирской области Владимирской области который прошел проверку в ГБУ "ОПИАПБ" и получил положительную экспертизу.
Касаемо довода N2, представитель Заказчика на рассмотрении жалобы, пояснил, что нарушений статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок не имеется, а локального сметного расчета на ремонт автомобильной дороги ул. Камешки д. Рождествено Александровского района Владимирской области достаточно, чтобы определить объект закупки.
Кроме того, имеется Приложение N 1 к извещению о проведении электронного аукциона- Описание объекта закупки.
Исходя из вышеизложенного, заказчик считает, что нарушений законодательства при подготовке и утверждении документации об электронном аукционе не допущено и жалоба ООО "СИЛКВЭЙ" удовлетворению не подлежит.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
18.02.2022 на официальном сайте в единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение N 0328300017422000029 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул. Камешки д. Рождествено Александровского района Владимирской области (N закупки 0328300017422000029).
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 045 294,22 рублей.
Касаемо довода N1.
Частью 1 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 4 настоящего Федерального закона, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Пункт 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит о том, что контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения:
- плановых проверок в отношении субъектов контроля (за исключением банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций) при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок;
- внеплановых проверок в отношении субъектов контроля;
Часть 4 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусматривает, что контроль в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.
Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Вышеуказанные положения статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок свидетельствуют о том, что к полномочиям контрольного органа в сфере закупок (каковым является территориальный антимонопольный орган) не относится проведение проверки надлежащего исполнения заказчиком требований законодательства РФ к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта.
Данные полномочия в соответствии с частями 8, 9 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок делегированы органам государственного (муниципального) финансового контроля.
Контрольный орган в сфере закупок лишь констатирует факт наличия в закупочной документации Приложения N 2 к извещению о проведении электронного аукциона обоснования начальной (максимальной) цены контракта, которая и имеется в рассматриваемом электронном аукционе на ремонт автомобильной дороги ул. Камешки д. Рождествено Александровского района Владимирской области.
На основании изложенного, указанный довод заявителя, признан необоснованным.
Касаемо довода N2.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки представлено заказчиком в приложение N1 к извещению о проведении электронного аукциона.
Комиссия полагает, что в аукционной документация не содержится в полной мере информация относительно функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, что является нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Описание объекта закупки и условия исполнения контракта по электронному аукциону на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул. Камешки д. Рождествено Александровского района Владимирской области, не носит объективный характер, не отражает условия подлежащих выполнению работ, не позволяет установить результат работ, который должен быть достигнут сторонами при исполнении контракта, что может привести к отказу хозяйствующего субъекта от участия в торгах ввиду неясности объекта закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "СИЛКВЭЙ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул. Камешки д. Рождествено Александровского района Владимирской области (N закупки 0328300017422000029), по доводам, изложенным в ней, частично обоснованной (в части нарушений требований части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3.Выдать в отношении заказчика, единой комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4.Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 14 марта 2022 г. N 033/06/22-134/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2022