Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
|
- заместителя руководителя; |
членов комиссии:
|
- заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности; - специалиста 1 разряда отдела контроля монополистической деятельности, |
рассмотрев жалобу ИП К (далее - Заявитель) на действия МКУ Администрация городского округа Стрежевой (далее - Заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Устройство асфальтобетонного покрытия на территории стадиона, по адресу: Томская обл., г. Стрежевой, 4-й мкр., д. 458/1" (извещение N 0165300003122000126) (далее - аукцион), и проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон 44-ФЗ),
без участия представителей Заявителя и Заказчика, уведомленных о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратился Заявитель с жалобой, поданной в срок и соответствующей статье 105 Закона 44-ФЗ, на действия Заказчика при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Устройство асфальтобетонного покрытия на территории стадиона, по адресу: Томская обл., г. Стрежевой, 4-й мкр., д. 458/1" (извещение N 0165300003122000126), нарушающие, по мнению Заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в извещении о проведении аукциона установлены противоречащие друг другу требования к участникам закупки, а именно требование о представлении в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 и дополнительное требование в соответствии с позицией 9 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571).
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.
Заказчик в письменных возражениях на жалобу указал, что извещение об осуществлении аукциона полностью соответствует законодательству о контрактной системе, с доводами жалобы не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Томского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0165300003122000126 размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Официальный сайт, ЕИС) 28.07.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 309 149,60 руб.
Объект закупки - "Устройство асфальтобетонного покрытия на территории стадиона, по адресу: Томская обл., г. Стрежевой, 4-й мкр., д. 458/1".
По окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 52 Закона 44-ФЗ, электронный аукцион признается несостоявшимся.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно пункту 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
В соответствии с вышеуказанными нормами в извещении о проведении аукциона Заказчиком было установлено требование к участникам закупки о представлении в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В силу пункта 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 Постановления N2571 Правительство Российской Федерации постановляет установить, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Пунктом 3 Постановления N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Как следует из извещения об осуществлении аукциона объектом аукциона является устройство асфальтобетонного покрытия на территории стадиона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 309 149,60 рублей.
В извещении о проведении рассматриваемого аукциона Заказчиком было установлено требование к участникам закупки в соответствии с позицией 9 раздела 2 Постановления N2571.
В соответствии с позицией 9 раздела 2 Постановления N2571 дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются в случае, если объектом закупки выступают работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
Согласно техническому паспорту объекта недвижимости, на котором предполагалось выполнить работы по устройству асфальтобетонного покрытия, данный объект (стадион) является сооружением.
Данный факт свидетельствует о том, что стадион является объектом капитального строительства, поскольку в силу пункта 10 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В соответствии с разделом 2 технического паспорта указанного сооружения, асфальтовая беговая дорожка входит в состав сооружения, следовательно, является составной частью объекта капитального строительства, в связи с чем, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о том, что работы по устройству асфальтобетонного покрытия на территории стадиона не являются работами по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений).
В силу пункта 36 статьи 1 ГрК РФ благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно пункту 38 статьи 1 ГрК РФ элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
В соответствии с частью 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы:
1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений;
3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;
4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;
5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;
6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;
7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;
8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения;
10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период;
11) организации стоков ливневых вод;
12) порядка проведения земляных работ;
13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
15) праздничного оформления территории муниципального образования;
16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.
Согласно п 3.2 СП 82.13330.2016 "Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр, благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
В соответствии с вышеизложенным, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о том, что работы по устройству асфальтобетонного покрытия на территории стадиона не являются работами по благоустройству территории.
Следовательно, установление дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с позицией 9 раздела 2 Постановления N2571 неправомерно, поскольку работы, предусмотренные извещением об осуществлении рассматриваемого аукциона не относятся к работам по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
Как было установлено выше, асфальтовая беговая дорожка является составной частью объекта капитального строительства (стадиона).
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В связи с чем, Комиссия Томского УФАС России отмечает, что в случае выполнения работ по реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), к участникам закупки устанавливается дополнительное требование в соответствии с позицией 7 раздела 2 Постановления N2571, в случае выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) - в соответствии с позицией 10 раздела 2 Постановления N2571.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик неправомерно установил в извещении об осуществлении аукциона дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 9 раздела 2 Постановления N2571.
В действиях Заказчика установлено нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Жалоба обоснована.
Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь статьей 14, статьей 42, статьей 49, статьей 105, статьей 106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП К на действия МКУ Администрация городского округа Стрежевой (далее - Заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Устройство асфальтобетонного покрытия на территории стадиона, по адресу: Томская обл., г. Стрежевой, 4-й мкр., д. 458/1" (извещение N 0165300003122000126) обоснованной.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии
Члены комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 11 августа 2022 г. N 070/06/106-556/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2022