Резолютивная часть решения оглашена 08.09.2022
В полном объеме решение изготовлено 13.09.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя руководителя - начальника отдела административного и судебного производства Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Сорокиной Т.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобу ООО СК "Медсервис-регион", при участии в дистанционном режиме:
- представителя ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Миасс" Голевой Е.С., действующего на основании доверенности N 22 от 01.03.2022,
- представителя ООО СК "Медсервис-регион" Рожнова А.В., действующего на основании доверенности N 1 от 06.09.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Челябинского УФАС России 01.09.2022 поступила жалоба ООО СК "Медсервис-регион" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0369300130122000127 на оказание услуг по проведению инструментального контроля медицинской техники (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 17.08.2022 ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Миасс" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 188 501, 94 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 30.08.2021.
На момент рассмотрения жалобы ООО СК "Медсервис-регион" контракт не заключен.
На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы жалобы и указал, что аукционная комиссия неправомерно отстранила от участия в закупке заявку ООО СК "Медсервис-регион", так как при подаче заявки участник закупки автоматически подтверждает согласие на оказание услуг на условиях извещения о закупке, что является достаточным условием для допуска такого участника до аукциона.
На заседании Комиссии представители заказчика с доводами жалобы согласились и указали, что отстранение заявки произведено ошибочно.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, порядок рассмотрения заявок в случае проведения электронного аукциона определяется нормами, регулирующими рассмотрение вторых частей заявок при проведении электронного конкурса.
Так, пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
- непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
- предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Требования к содержанию заявки на участие в закупке предусмотрены частями 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при этом перечень указанных требований является исчерпывающим и требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается в силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Из части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе следует, что предложение в отношении объекта закупки требуется в случае, если предметом закупки является поставка товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Таким образом, при закупке услуг, работ, при которых не осуществляется поставка товара, сам факт подачи заявки подразумевает согласие на оказание услуг, выполнение работ на условиях извещения о закупке и в соответствии с заявкой такого участника закупки.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 01.09.2022 заявка участника закупки с номером 23 (заявка заявителя) признана аукционной комиссией не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе по причине непредставления согласия, характеристик предлагаемого участником закупки товара, соответствующих описанию объекта закупки, со ссылкой на пункт 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении аукциона заказчиком осуществляется закупка на оказание услуг по проведению инструментального контроля медицинской техники, описание которых содержится в техническом задании (Приложение N 3 к извещению о закупке).
Так, согласно техническому заданию заказчику требуется оказать услуги по инструментальному контролю 18 дефибрилляторов и 18 аппаратов искусственной вентиляции легких .
Так, в пункте 2.2 требований к составу и содержанию заявки, а именно в инструкции по заполнению заявки, определен порядок заполнения конкретных показателей товара, при этом указано, что информация о товаре включается в случае, если осуществляется закупка товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Как следует из документов, представленных заказчиком, в составе заявки заявителя не предоставлялось согласие на оказание услуг, являющихся объектом закупки, равно как и предложение в отношении объекта закупки, что соответствует как требованиям к составу и содержанию заявки, предусмотренным извещением о закупке, так и положениям законодательства о контрактной системе.
Таким образом, заявителем подана заявка на участие в аукционе, что означает согласие на оказание услуг по проведению инструментального контроля медицинской техники, предусмотренных извещением о закупке.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что при рассмотрении заявок ошибочно отстранена заявка заявителя.
На основании изложенного, действия аукционной комиссии по отклонению заявки ООО СК "Медсервис-регион" по основанию несоответствия заявки требованиям, предусмотренным извещением о закупке, являются незаконными, в нарушение пункту 1 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Проведя внеплановую проверку антимонопольный орган приходит к следующим выводам.
1. Из пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что в извещении о закупке должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 утверждены меры стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н утверждены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, данные нормативные правовые акты распространяются на закупки, предметом которых является поставка товара.
Вместе с тем, в нарушение пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной систем заказчиком неправомерно установлены ограничения и условия допуска товаров в соответствии с указанными правовыми актами, так как предметом закупки является оказание услуг по инструментальному контролю медицинской техники, а не поставка товара.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
При этом, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
С учетом изложенного, в извещении об электронном аукционе должны содержаться документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения).
Порядок лицензирования указанного вида деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2129 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1445 и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение N 2129).
В Приложении N 1 к Положению N 2129 закреплен перечень оказываемых услуг в составе деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), а именно:
- техническое обслуживание групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2а потенциального риска применения;
- техническое обслуживание групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2б потенциального риска применения;
- техническое обслуживание групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 3 потенциального риска применения.
Более того, лицензии, срок действия которых не истек, в том числе выданные на основании Постановления Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" (далее - Положение N 469), содержат лицензируемые виды деятельности в соответствии с пунктом 2 Приложения к Положению N 469.
Вместе с тем в извещении о закупке в требованиях к участнику закупки и к составу заявки (пункт 1.1, 2.1 требований к содержанию и составу заявки) не конкретизирован как вид работ по техническому обслуживанию медицинских изделий с учетом класса потенциального риска их применения в соответствии с Положением N 2129, так и отдельные работы, входящие в составе лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники согласно Положению N 469 с учетом описания объекта закупки, в нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
3. В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, должно содержать полную и однозначную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства, и позволяющую определить соответствие товаров, работ, услуг потребности заказчика.
При проведении внеплановой проверки установлено, что в пункте 3 технического задания указано, что исполнитель должен оказать услуги по инструментальному контролю состояния изделий медицинской техники согласно Методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники" (утверждены письмом Минздрава России от 27.10.2003 N 293-22/233) (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 6.4.3 Методических рекомендаций предусмотрено, что техническое состояние изделия определяется в том числе средствами инструментального контроля.
В пункте 6.4.6 Методических рекомендаций указано, что при проведении инструментального контроля определяются значения основных эксплуатационных и технических характеристик изделия.
Таким образом, из описания объекта закупки следует, что заказчику требуется осуществить контроль технического состояния изделий медицинского назначения, указанных в техническом задании.
Вместе с тем, в пункте 4 технического задания предусмотрено, что заказчику требуется осуществить метрологическое обслуживание в соответствии с указаниями эксплуатационной документации фирм-производителей обслуживаемого оборудования.
Вместе с тем, осуществление метрологического обслуживания не входит в объем услуг по проведению инструментального контроля, в том числе не определен объем и перечень таких услуг, что свидетельствует о несогласованности и неопределенности услуг, требуемых заказчику, в том числе с предметом закупки, что противоречит пункту 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО СК "Медсервис-регион" на действия аукционной комиссии обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях аукционной комиссии нарушения пункта 1 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пунктов 12, 15 части 1, пунктов 1, 3 части 2 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.А. Долгополова
Члены Комиссии Т.А. Сорокина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 сентября 2022 г. N 074/06/106-2558/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.09.2022