Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Стройгрупп" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление капитального строительства и ремонтов" (далее - Заказчик), Комитета по регулированию контрактной системы Вологодской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Средняя общеобразовательная школа в 106 мкр." (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0130200002422000118) (далее - Аукцион, Закупка), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) ненадлежащим образом установивших начальную (максимальную) цену контракта;
2) ненадлежащим образом сформировавших проект контракта извещения о проведении Аукциона (далее - Извещение);
3) неправомерно объединивших в один лот выполнение строительно-монтажных работ и работ по переносу сетей газоснабжения.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 04.10.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 06.10.2022.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 22.09.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 1 837 601 524 руб.;
4) источник финансирования - средства областного бюджета Вологодской области, средства городского бюджета, КБК - 811070220001S3200414, 8110702200E155200414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 30.09.2022;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана только одна заявка (ООО "Строительная компания "Вектор") (ИНН: 3528163432), признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлена начальная (максимальная) цена контракта.
В силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В связи с тем, что контроль обоснования НМЦК осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформирован проект контракта Извещения.
2.1. В соответствии с доводом Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Извещения установлены противоречивые сроки исполнения подрядчиком обязательств по контракту.
Пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроках исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с пунктом 3.1 проекта контракта Извещения срок исполнения контракта: в течение 841 календарного дня с даты заключения контракта.
При этом пунктом 3.1 проекта контракта Извещения установлено, что начало выполнения строительно-монтажных работ: 01.11.2022. Окончание выполнения строительно-монтажных работ: 31.07.2024.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что вышеуказанные сроки не являются противоречивыми, поскольку с 01.11.2022 по 31.07.2024 подрядчиком в соответствии с условиями проекта контракта Извещения осуществляются исключительно строительно-монтажные работы. При этом срок исполнения всех обязательств по контракту в течение 841 календарного дня.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа ограничивают права участников закупки, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2.2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Извещения не установлено условие о приостановлении работ и продлении срока выполнения строительно-монтажных работ в случае выявления подрядчиком ошибок в проектной документации.
В соответствии с пунктом 4.3.8 проекта контракта Извещения подрядчик обязуется в течение всего периода выполнения работ осуществлять входной контроль переданной подрядчику Заказчиком проектной документации и в трехдневный срок с даты обнаружения сообщить Заказчику перечень выявленных в ней недостатков. До получения от Заказчика указаний согласно пункту 5.1.5 проекта контракта Извещения приостановить работу.
Пунктом 5.1.5 проекта контракта Извещения установлено, что при получении согласно пункту 4.3.8 проекта контракта Извещения сообщения от подрядчика о выявленных в процессе выполнения входного контроля проектной документации ошибках передать подрядчику согласованное с проектной организацией решение.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что Законом о контрактной системе не предусмотрено обязательства установления Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Извещения условий о приостановлении работ и продлении срока выполнения строительно-монтажных работ в случае выявления подрядчиком ошибок в проектной документации.
Кроме того, пунктом 15.8 проекта контракта Извещения установлено, что во всем остальном, что не урегулировано настоящим контрактом, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации от 18.02.2022 N 35-1-1-2-009561-2022.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2.3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен срок выдачи Заказчиком подрядчику рабочей документации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2.1 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации рабочая документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации, подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно.
Подпунктом "п" пункта 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" установлено, что раздел 6 "Проект организации строительства" должен содержать перечень требований, которые должны быть учтены в рабочей документации, разрабатываемой на основании проектной документации, в связи с принятыми методами возведения строительных конструкций и монтажа оборудования.
Пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно пункту 2 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
Пунктом 5.1.4 проекта контракта Извещения установлено, что Заказчик обязуется в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения контракта по акту приёма-передачи передать подрядчику на бумажном носителе экземпляр проектной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы.
Выдача рабочей документации осуществляется Заказчиком не позднее 90 дней до даты начала выполнения соответствующих работ согласно графику выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2 к контракту). Рабочая документация по нулевому циклу 310-1-КР выдается в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что срок выдачи Заказчиком подрядчику рабочей документации не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2.4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 4.3.36 проекта контракта Извещения установлены условия о заключении соответствующего договора с собственником сетей газоснабжения, ставящие подрядчика в зависимость от волеизъявления третьих лиц при исполнении обязательств по контракту.
Пунктом 4.3.36 проекта контракта Извещения установлено, что подрядчик обеспечивает выполнение работ по переносу сетей газоснабжения согласно описанию объекта закупки (приложение N 1), в том числе проектной документации, путем заключения соответствующего договора с собственником сетей газоснабжения (в настоящее время - АО "Газпромгазораспределение Вологда").
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 4.3.36 проекта контракта Извещения Заказчик принимает все возможные меры по способствованию в осуществлении мероприятий для своевременного и надлежащего выполнения работ по переносу сетей газоснабжения.
При этом, если неисполнение либо ненадлежащее исполнение указанного в пункте 4.3.36 проекта контракта Извещения обязательства подрядчика связано с действием/бездействием собственника сетей газоснабжения, подлежащих переносу, подрядчик освобождается от ответственности, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации и условиями настоящего контракта (раздел 12 Контракта) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение этого обязательства.
Кроме того, на заседании Комиссии представителями Заказчика, Уполномоченного органа представлено письмо от 03.10.2022 N 27/11400, согласно которому собственник сетей газоснабжения АО "Газпромгазораспределение Вологда" обязуется заключить соответствующее соглашение на выполнение работ по переносу сетей газоснабжения, предусмотренные проектом контракта Извещения.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один лот выполнение строительно-монтажных работ и работ по переносу сетей газоснабжения.
В соответствии с Извещением объектом закупки является выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Средняя общеобразовательная школа в 106 мкр.".
При этом в соответствии с пунктом 4.3.36 проекта контракта Извещения подрядчик обеспечивает выполнение работ по переносу сетей газоснабжения согласно описанию объекта закупки (приложение N 1), в том числе проектной документации.
На заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные работы предусмотрены проектной документацией.
Кроме того, Заказчиком, Уполномоченным органом получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации от 18.02.2022 N 35-1-1-2-009561-2022.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. В соответствии с частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в независимую гарантию включается условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения гарантом требования заказчика (бенефициара), соответствующего условиям такой независимой гарантии, при отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований для отказа в удовлетворении этого требования.
Пунктом 18.6 проекта контракта Извещения установлено, что независимая гарантия, предоставленная в качестве обеспечения исполнения контракта, должна содержать условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении требования бенефициара, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока действия независимой гарантии.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установившего условие об обязанности гаранта уплатить заказчику (бенефициару) денежную сумму по независимой гарантии в недействующей редакции Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 45 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
5. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) установлены возможные виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки.
Вместе с тем Комиссия, изучив проект контракта Извещения установила, что Заказчиком не установлены возможные виды работ, утвержденные Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, которые подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройгрупп" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 3 статьи 45, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе довод в отношении ненадлежащего установления начальной (максимальной) цены контракта оставить без рассмотрения.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 06.10.2022 по делу N 28/06/105-3082/2022 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 октября 2022 г. N 28/06/105-3082/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2022