Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
_ - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
_. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
_- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Загорской Марии Вячеславовны (далее - ИП Загорской М.В.): ... (представитель по доверенности);
в отсутствие:
заказчика Администрации муниципального образования "Абагинскй наслег" Олекминского района Республики Саха (Якутия) (далее - АМО "Абагинскй наслег" Олекминского района РС (Я), заказчик): отсутствовали, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу ИП Загорской М.В. на действия (бездействие) заказчика АМО "Абагинскй наслег" Олекминского района РС (Я) при проведении электронного аукциона на поставку автомобиля вакуумный на шасси ГАЗон -Next КО-522N или эквивалент (извещение N 0116300005122000003), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Загорской М.В. на действия заказчика АМО "Абагинскй наслег" Олекминского района РС (Я).
Из сути жалобы ИП Загорской М.В. следует, что:
1. Заказчик при установлении в извещении преимущества для СМП не указал требования части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. Заказчик установил в описании объекта закупки дополнительные характеристики, но не указал обоснование дополнительных характеристик.
3. В проекте контракта в Приложении N3 к извещению отсутствует информационная карта типового контракта на поставку средств автотранспортных, утвержденная Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 07.04.2020 N1152.
4. Обосновании НМЦК Заказчиком использован только один источник ценовой информации - всего три коммерческих предложения.
5. Заказчик в проекте контракта установил короткий срок для поставки товара.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой не согласны.
Просит признать жалобу необоснованной.
Извещение N0116300005122000003 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 02.11.2022 года;
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 340 000,00 рублей.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, предоставленные сторонами, считает жалобу ИП Загорской М.В. частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части того что, заказчик при установлении в извещении преимущества для СМП не указал требования части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе, признан необоснованным на основании следующего.
В соответствии с требованиями статьи 42 Закона о контрактной системе, заказчик формирует извещение об осуществлении закупки исключительно с использованием единой информационной системы (далее также - ЕИС), подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС.
В извещении об осуществлении рассматриваемой закупки, размещенном в ЕИС, заказчиком установлены преимущества в соответствии с части 3 статьи 30 о контрактной системе, преимущества участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Информация о таких преимуществах отражена Заказчиком на соответствующей вкладке закупки в ЕИС в подразделе "Преимущества, требования к участникам" раздела "Общая информация".
В соответствии с требованиями статьи 42 Закона о контрактной системе информация о том, что в соответствии с частью 8.1. статьи 96 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), не является обязательной для включения такой информации в извещение об осуществлении закупки. Указанные положения Закона N 44-ФЗ обязательны для применения при заключении контракта в силу норм закона.
Комиссия Управления, изучив документацию установила, что данное положение указано заказчиком в пункте 7.2. проекта контракта.
Таким образом, довод жалобы признана необоснованным.
2. Довод в части того что, заказчик установил в описании объекта закупки дополнительные характеристики, но не указал обоснование дополнительных характеристик, признан обоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу пункта 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуг, в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
При этом, согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Указанная норма императивно определяет, что при описании объекта закупки Заказчик должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Материалами дела установлено, что заказчиком при проведении закупки применен у код КТРУ 29.10.59.130-0000006.
Между тем в описании объекта закупки установлены дополнительные характеристики:
Дополнительные характеристики*:
Колесная формула |
4х2 |
Длина, мм |
Не менее 6530 |
Ширина, мм |
Не менее 2270 |
Высота, мм |
Не менее 2770 |
Колесная база, мм |
Не менее 3770 |
Дорожный просвет, мм |
Не менее 265 |
Масса снаряженного а/м, кг |
Не менее 4230 |
Полная масса, кг |
Не менее 8700 |
Двигатель |
Дизельный |
Топливо |
ДТ |
Рабочий объем, л |
Не менее 4,43 |
Максимальная мощность, л.с. |
Не менее 148,9 |
Максимальная скорость, км/ч |
Не менее 105 |
Расход топлива при 60 км/ч, л / 100 км |
Не более 16 |
Емкость топливного бака, л |
Не менее 105 |
Коробка передач |
5-ступенчатая, механическая |
Гидроусилитель руля |
Да |
Гарантийный период |
Не менее 12 месяцев или 30 000 км. пробега |
Вместимость цистерны, м |
Не менее 4,3 |
Количество секций, шт. |
1 |
Глубина очищаемой ямы, м |
Не менее 4 |
Производительность вакуум-насоса, м3/ч |
Не менее 240 |
Максимальное разрежение в цистерне, МПа |
Не менее 0,08 |
Время наполнения цистерны, мин |
3 - 6 |
Наименование оборудования |
КО-522N |
Фара-искатель |
В рабочей зоне |
Обоснование необходимости использования дополнительной информации заказчиком установлено следующим образом: "Обоснование необходимости использования дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которые не предусмотрены в позиции каталога, обусловлены необходимостью обеспечения потребностей Заказчика в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона и сохранения потребительских свойств товара, а также в связи с отсутствием описания товара в позиции каталога характеристики товара".
Комиссия Управления отмечает, что пунктом 6 Правил использования КТРУ однозначно определено, что включение в описание объекта закупки дополнительной информации (дополнительных характеристик), в установленных случаях, должно сопровождаться обоснованием необходимости использования такой информации.
Между тем обоснование, установленное заказчиком, не содержит надлежащего обоснования необходимости использования дополнительной информации.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений части 6 статьи 23, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного довод жалобы признан обоснованным.
3. Довод в части того что, в проекте контракта к извещению отсутствует информационная карта типового контракта на поставку средств автотранспортных, утвержденная Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 07.04.2020 N1152, признан необоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Абзацем 4 пункта 1 Приказа Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152 "Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного, информационных карт данных типовых контрактов" (далее - Приказ N 1152) утвержден типовой контракт на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного согласно приложению N 3 к Приказу N 1152.
Вместе с этим Приложением N 6 к Приказу N 1152 "Информационная карта типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного" определены коды предмета контракта:
- по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2);
- по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2);
- по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом информационной картой типового контракта предусмотрено использование типового контракта в том числе в случае поставки продукции с кодом ОКПД2 29.10.59.130 "Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог".
Комиссия Якутского УФАС отмечает, что информационная карта - это руководство для заказчика при принятии решения о применении типового контракта, документ, который содержит показатели для применения того или иного типового контракта, типовых условий контракта.
Таким образом, информационная карта любого типового контракта не является документом для включения его в извещение об осуществлении закупки и документы закупки.
Установлено, что отношении пунктов 4.3.3.1. - 4.3.3.3. и раздела 7 проекта контракта заказчиком внесены соответствующие изменения в извещение и документы закупки.
Комиссия Якутского УФАС России, изучив проект государственного контракта приходит к выводу об использовании заказчиком типового контракта, установленного Приказом N 1152.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
4. Довод в части того что, обоснование НМЦК в целях получения ценовой информации в отношении товара Заказчиком использован только один источник ценовой информации - всего три коммерческих предложения, признан необоснованным на основании следующего.
Комиссия отмечает, что согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Также Комиссия отмечает, что согласно письму ФАС России от 13.01.2016 N ИА/699/16 "По вопросу о проведении проверки действий заказчика при планировании закупок и обосновании начальной (максимальной) цены контракта" при рассмотрении жалоб участников закупок, проведении внеплановых проверок действий заказчика в полномочия ФАС России входит контроль за соблюдением заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в части наличия в документации о закупке, извещении об осуществлении закупки обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, на основании вышеизложенного, поскольку контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, жалобу Заявителя о том, что государственными заказчиками некорректно сформирован расчет НМЦК "Обоснования начальной максимальной цены контракта". Комиссией по существу не рассматривается.
5. Довод в части того что, Заказчик в проекте контракта установил не доступную дату для поставки товара, признан обоснованной на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 2 статьи 8 Закона 44-ФЗ установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, проект контракта.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пункту 3.1 проекта контракта:
3.1. поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: поставка Товара осуществляется за счет средств Поставщика в течение 3 (трех) рабочих дней с момента заключения контракта.
Антимонопольный орган указывает, что установленный заказчиком срок поставки автомобиля вакуумного н шаcси ГАЗон - Next в течение 3 (трех) календарных дней со дня, следующего за днем заключения контракта, не соответствует требованиям добросовестности, разумности и справедливости (пункт 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации - далее по тексту ГК РФ), основным началам гражданского законодательства, поскольку противоречит императивным требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Таким образом, возможность поставки товара в соответствии с условиями контракта, не представляется возможным для потенциальных поставщиков и ограничивает круг участников закупки.
Таким образом, заказчиком нарушены положения части 2 статьи 8, в части установления сжатого срока поставки товара, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Довод жалобы признан обоснованным.
Жалоба ИП Загорской М.В. признана Комиссией Якутского УФАС частично обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Загорской Марии Вячеславовны на действия (бездействие) заказчика Администрации муниципального образования "Абагинский наслег" Олекминского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на автомобиль вакуумный на шасси ГАЗон - Next КО-522N или эквивалент (извещение N 0116300005122000003) частично обоснованной (в части доводов N 2,5).
2. Признать заказчика Администрацию муниципального образования "Абагинский наслег" Олекминского района Республики Саха (Якутия) нарушившим часть 2 статьи 8, часть 6 статьи 23, пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации муниципального образования "Абагинский наслег" Олекминского района Республики Саха (Якутия) обязательное предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 7 ноября 2022 г. N 014/06/49-1580/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2022