На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей ГКУ СО "Управление автодорог" Малкова Л.В., Федорова В.С., Новицкой Н.Н., Департамента государственных закупок Свердловской области Кондрат Е.В., АО "МИнБанк" Шаталова В.Г., представители ООО "Феникс-групп" на заседание Комиссии не явились, о дате и времени проведения внеплановой проверки посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "МИнБанк" (далее - Банк) при проведении ГКУ СО "Управление автодорог" (далее - Заказчик), Департаментом государственных закупок Свердловской области (далее - Уполномоченный орган), комиссией по осуществлению закупок Департамента государственных закупок Свердловской области (далее - Комиссия по осуществлению закупок), оператором электронной площадки OOO "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги г. Краснотурьинск - г. Карпинск на участке км 0+000 -км 5+000 на территории Краснотурьинского и Карпинского городских округов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0162200011822003015) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением ФАС России признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в отношении действий Банка 09.11.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения информации в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание Комиссии продолжилось 18.11.2022.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 27.09.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 104 904 313,49 руб.;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 06.10.2022;
5) на участие в Аукционе подано 4 заявок, 3 из которых отклонены Комиссией по осуществлению закупок в связи с несоответствием требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
6) победителем Аукциона признано ООО "Граунд" (далее - Победитель);
7) между Заказчиком и Победителем заключен государственный контракта от 24.10.2022 N24-Р/5003000/ЭА.
Представитель Банка на заседании Комиссии сообщил, что Банк при оформлении независимой гарантии от 05.10.2022 N 953227-ГВБЦ/22 (далее - Независимая гарантия) действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.10.2022 N ИЭА1 заявка ООО "Феникс-групп" с идентификационным номером "112731826" отклонена на основании пункта 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием Независимой гарантии требованиям, установленным в части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
Согласно части 4 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Пунктом 1 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется, в том числе путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005) в редакции от 01.10.2022 утверждены:
- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе (далее - Дополнительные требования);
- перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, правила ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий;
- форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии;
- правила формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий;
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Типовая форма);
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно Типовой форме независимая гарантия должна содержать телефон принципала, адрес электронной почты принципала, а также согласно пункту 14 Типовой формы независимой гарантии "Споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по настоящей независимой гарантии, подлежат рассмотрению в арбитражном суде _________".
При этом пункт 14 Типовой формы независимой гарантии содержит сноску N 8, согласно которой в Типовой форме независимой гарантии, утвержденной Постановлением N 1005, указывается наименование арбитражного суда.
На заседании Комиссии установлено, что ООО "Феникс-групп" в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд получена Независимая гарантия 05.10.2022.
Таким образом, Независимая гарантия ООО "Феникс-групп" должна быть оформлена по форме, утвержденной Постановлением N 1005.
При этом на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в вышеуказанной Независимой гарантии не содержится информации о номере телефона принципала, адресе его электронной почты, а также в пункте 14 отсутствует наименования суда в связи с чем заявка ООО "Феникс-групп" отклонена.
Таким образом, действия Банка, выдавшего Независимую гарантию, не соответствующую Типовой форме Постановления N 1005, нарушают часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией принято решение предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с тем, что заключен государственный контракт.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Банка нарушение части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 ноября 2022 г. N 22/44/99/П5
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2022