Письмо Московского таможенного управления от 3 октября 1997 г. N 07-14/3402 О Методических рекомендациях по обеспечению полноты и своевременности взыскания штрафных санкций за нарушения таможенных правил

Письмо Московского таможенного управления
от 3 октября 1997 г. N 07-14/3402


В соответствии с п. 4.3. Плана реализации замечаний Главного контрольного управления при Президенте РФ от 30.05.97 г., направляем Вам для использования в работе методические рекомендации по обеспечению полноты и своевременности взыскания штрафных санкций за нарушение таможенных правил.

Приложение: на 2 л.


Начальник таможни

Ю.В.Михайличенко



Методические рекомендации
по обеспечению полноты и своевременности взыскания
штрафных санкций за нарушения таможенных правил


Практика исполнения постановлений по делам о НТП показывает, что в деле взыскания штрафных санкций и конфискации имущества имеется немало недостатков. За 8 месяцев текущего года, например, из 397 млрд. рублей штрафных санкций, подлежащих взысканию по 17,3 тыс. постановлений по делам о НТП, взыскано по 16,6 тыс. постановлений лишь 55 млрд. рублей.

Такое положение во многом объясняется тем, что в ходе выявления таможенных правонарушений и их расследования не уделяется должного внимания обеспечению взыскания штрафов, не устанавливаются счета фирм-нарушителей, не разыскивается их имущество, не налагается арест на имущество, не являющееся объектом к сохранности задержанных грузов и транспортных средств и т.п.

В связи с изложенным предлагаем для повышения эффективности работы по обеспечению полноты и своевременности взыскания штрафных санкций учитывать следующие рекомендации:

- при поступлении груза, при предъявлении участниками ВЭД документов для таможенных целей необходимо чтобы инспектор таможни (ОТО и ТК) не только сверял наличие всех видов документов, но и удостоверялся в их подлинности, особое внимание уделяя банковским документам и указанным в них реквизитам; при этом следует выяснять и отражать в документах достоверные данные о личности представителя грузополучателя, декларанта и т.п., чтобы в ходе последующего разбирательства или таможенного расследования можно было бы пригласить это лицо для выяснения необходимых обстоятельств;

- при задержании груза и помещения на СВХ в протоколе и акте передаче должно быть указано точное наименование и количество изделий по всем позициям с тем, чтобы не возникало никаких несоответствий при направлении товаров на реализацию;

- в ходе проверки материала о НТП, при опросе лиц, причастных к перевозке, оформлению, приемке, переадресовке груза необходимо полно и всесторонне выяснять материальное положение грузополучателя, наличие у него денежных средств, складских и торговых помещений, адрес обслуживающих банков, подведомственных и дочерних фирм и предприятий с указанием их координат;

- при задержании грузов и транспортных средств нарушителей таможенных правил следует в соответствии со ст. 340 ТК РФ налагать арест на это имущество для обеспечения исполнения наказания в виде штрафа, конфискации имущества, являющегося объектом правонарушения, либо взыскания его стоимости;

- если при обнаружении таможенного правонарушения груз или транспортное средство, являющиеся объектом правонарушения, не обнаружены, то в целях обеспечения исполнения наказания следует принимать меры к обнаружению и аресту иного имущества правонарушителя, на которое может быть обращено взыскание. Для этого надо использовать все процессуальные действия, а также давать поручения оперативно-розыскным подразделениям об установлении расчетных счетов этих предприятий в банках, другого принадлежащего им имущества, в чьем бы ведении оно не находилось;

- при заведении дела о НТП с юридическими лицами, привлекаемыми к ответственности, заключать договоры о залоге товара и транспортных средств в соответствии с Законом РФ "О залоге" и "Положением об использовании залога таможенными органами РФ", обеспечивающие взыскание штрафа или стоимости товара и транспортных средств. При заключении такого договора должно быть оговорено, что в случае неисполнения залоговых обязательств в момент наступления срока их исполнения залогодатель помещает товары и транспортные средства под таможенный режим отказа в пользу государства. При неисполнении этих обязательств таможенные органы приобретают право обращения взыскания на предметы залога без обращения в судебные органы, т.е. в бесспорном порядке. Заявление такого режима в договоре позволяет в этом случае избежать процедуры оформления грузовой таможенной декларации.

В случае уплаты штрафных санкций предметы залога возвращаются залогодателю в установленном порядке в соответствии со ст.368 Таможенного Кодекса РФ;

- помимо залога необходимо добиваться внесения на депозитные счета таможенных органов сумм, обеспечивающих взыскание штрафа или стоимости товаров и транспортных средств;

- при назначении экспертизы товаров перед экспертом ставить вопрос не только об установлении рыночной стоимости единицы продукции (представленного образца) на момент обнаружения правонарушения, но и всего количества, всей партии товара;

- если под обеспечение штрафных санкций товар не конфискован и они ничем не обеспечены, то целесообразно налагать минимальные штрафы, чтобы сократить разрыв между наложенными и реально взысканными суммами.


Начальник Московской

оперативной таможни

Государственный советник

таможенной службы III ранга

Ю.В.Михайличенко



Настоящий документ не является нормативным и обязателен для исполнения только в регионе деятельности таможенного органа, издавшего данный документ (см. письмо ГТК РФ от 19 февраля 2002 г. N 01-23/6696)


Письмо Московского таможенного управления от 3 октября 1997 г. N 07-14/3402


Текст письма официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.