Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 172829-8 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к уставам некоммерческих организаций.
Законопроект направлен на оптимизацию требований к содержанию уставов некоммерческих организаций, так как анализ правоприменительной практики выявил, что зачастую уставы некоммерческих организаций содержат сведения, фактически дублирующие положения закона.
Согласно статье 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон) устав некоммерческой организации должен содержать в том числе сведения о ее филиалах и представительствах, источниках формирования имущества и порядке внесения изменений в учредительные документы.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ) устав общественного объединения также должен содержать сведения о порядке внесения изменений и дополнений в устав, источниках формирования денежных средств и иного имущества, а также порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.
На практике положения устава, определяющие порядок внесения изменений в устав некоммерческой организации, дублируют порядок принятия соответствующего решения уполномоченным органом некоммерческой организации.
Кроме того, положения уставов некоммерческих организаций, определяющие источники формирования имущества, порядок реорганизации и (или) ликвидации, дублируют положения статьи 26 "Источники формирования имущества некоммерческой организации" Федерального закона и, соответственно, положения Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющие порядок реорганизации и ликвидации всех юридических лиц и, в частности, отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций.
Также отсутствует необходимость указания в уставе некоммерческой организации сведений о ее филиалах и представительствах, которые согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации должны содержаться в едином государственном реестре юридических лиц.
Согласно законопроекту вышеуказанные положения не должны в обязательном порядке содержаться в уставе некоммерческой организации.
Вместе с тем законопроект не предусматривает запрет на включение в устав иных положений, не противоречащих действующему законодательству.
Кроме того, законопроектом статья 14 Федерального закона и статья 20 Закона N 82-ФЗ приводятся в соответствие с положениями главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащей общие требования к уставу юридических лиц и специальные требования к уставам некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроектом не вводятся новые, но отменяются ранее предусмотренные законодательством Российской Федерации требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы. В связи с этим срок вступления законопроекта в силу устанавливается с 1 марта 2023 г.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях", не окажет влияния на доходы или расходы и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон) потребуется:
1. Внесение в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" изменения, предусматривающего наделение Минюста России полномочием по утверждению типовых уставов некоммерческих организаций.
Срок подготовки указанного акта Президента Российской Федерации - 3 месяца со дня принятия Федерального закона.
Ответственный за подготовку акта Президента Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти - Минюст России.
2. Издание приказа Минюста России "Об утверждении типовых уставов некоммерческих организаций", которым будут утверждены типовые уставы для некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм.
Срок подготовки указанного приказа - 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный за подготовку и издание приказа федеральный орган исполнительной власти - Минюст России.
Принятие Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.