Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 197803-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) предусматривает дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) статьей 20.6.2, устанавливающей ответственность за нарушение порядка информирования территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) о маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанных с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу (далее - нарушение порядка).
Законопроект направлен на устранение пробела в правовом регулировании в части отсутствия ответственности за нарушение порядка информирования территориального органа МЧС России о маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанных с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу.
Необходимость установления ответственности за нарушение порядка связана с тем, что ежегодно порядка сорока тысяч человек осуществляют альпинистские восхождения на территории Кабардино-Балкарской Республики, из которых только половина информирует территориальный орган МЧС России о восхождении. Дальнейшее ожидаемое увеличение туристического потока только усугубит указанную проблему.
Таким образом, ввиду отсутствия соответствующей информации значительно затрудняется поиск туристов и альпинистов, осуществляющих передвижение по маршрутам, проходящим по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанным с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью граждан.
Аналитические данные, представленные уполномоченными органами, позволяют сделать вывод о том, что нарушение порядка информирования территориального органа МЧС РФ о маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанных с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу, приводит к значительным временным, трудовым, а также финансовым затратам.
Так, исходя из аналитической информации, представленной Главным управлением МЧС России по Свердловской обрасти, в поисково-спасательных работах в отношении лиц, нарушивших порядок, задействуется личный состав в количестве 195 человек, несколько десятков единиц техники, а также вертолеты МЧС России.
Главным управлением МЧС России по Краснодарскому краю представлена информация, в соответствии с которой за период с 2019 по 2021 год поисково-спасательные работы проводились 158 раз, из них 138 раз в отношении туристских групп, нарушивших порядок и не зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке.
Согласно предоставленной Главным управлением МЧС России по Камчатскому краю информации за период с 2019 по 2021 год произошло 35 происшествий, связанных с туристскими группами (индивидуальными туристами), при которых пострадало 73 человека, из них 16 человек погибло (в том числе 1 ребенок), 56 гражданам оказана помощь, 1 человек пропал без вести. Из них с незарегистрированными туристскими группами (индивидуальными туристами) произошло 21 происшествие, при которых пострадало 59 человек, из них 11 человек погибли (в том числе 1 ребенок), 47 гражданам оказана помощь, 1 человек пропал без вести.
Кроме того, Главным управлением МЧС России по КБР представлены данные, в соответствии с которыми на территории Кабардино-Балкарской Республики за период с 2019 по 2021 год осуществлены спасательные операции в отношении незарегистрированных туристских групп. Так, за указанный период проведено 15 спасательно-поисковых операций в отношении лиц, нарушивших порядок.
Указанный факт подтверждается ежегодным увеличением расходов Эльбрусского ВПСО МЧС России при проведении поисково-спасательных работ, которые в 2018 году составили 296 354,12 рублей, а в 2020 году - 622 337,32 рублей. Расходы на привлечение авиации в год составляет порядка 1 млн. рублей.
Представленный законопроект позволит снизить материальные затраты для проведения поисковых и поисково-спасательных мероприятий, что приведет к экономии бюджетных средств.
Настоящий проект федерального закона был направлен в адрес иных уполномоченных региональных органов исполнительной власти в сфере туризма. Исходя из поступивших отзывов, законодательная инициатива поддерживается субъектами Российской Федерации.
Рассмотрение дел о нарушении порядка будет отнесено к исключительной компетенции судей.
Протоколы о данном административном правонарушении в соответствии с пунктом 7 части 2 ст. 28.3 Кодекса будут составляться должностными лицами органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация предлагаемого к принятию федерального закона не повлечет за собой дополнительных затрат, необходимых для осуществления производства по делам о предусмотренном им административном правонарушении.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.