Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 201629-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - законопроект) разработан в целях формирования дополнительных источников доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходных обязательств на социальную сферу, развитие ключевых отраслей промышленности, стимулирование внутреннего производства, а также в целях обеспечения справедливого распределения формируемых свердходов в ряде отраслей, сохраняя при этом достаточный уровень отраслевой рентабельности в таких отраслях и стимулы для дальнейшей инвестиционной активности.
Законопроектом предлагаются меры по совершенствованию налогового законодательства, затрагивающие вопросы акцизов, налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), страховых взносов, налога на прибыль.
1. Изменения, касающиеся исчисления и уплаты акцизов.
В целях обеспечения дополнительных доходов федерального бюджета для возможности выделения бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023 и на плановый период 2024 и 2025 годов на реализацию мероприятий федерального проекта "Борьба с сахарным диабетом" законопроект предусматривает признание подакцизным товаром сахаросодержащих напитков.
Законопроектом предусматривается сохранение учета ценовой скидки при определении демпфера на автомобильный бензин до конца 2025 года.
Законопроектом предусмотрена корректировка с 1 августа 2022 года значения экспортной цены на слябы, при котором ставка акциза на сталь жидкую принимается равной нулю. Мера позволит компаниям применять нулевую ставку акциза на сталь жидкую при отрицательной рентабельности, сохранив возможность обеспечения поступлений в федеральный бюджет при благоприятной ценовой конъюнктуре на металлопродукцию.
2. Изменения, касающиеся исчисления и уплаты НДПИ.
Законопроект предусматривает корректировку налоговой нагрузки в отношении субъектов экономической деятельности, осуществляющих добычу природного газа и располагающих изменившимися рентными доходами, сформировавшимися в 2022 году в результате изменения цен на газ.
Реализация вышеизложенного позволит увеличить уровень поступлений НДПИ в части добычи природного газа в консолидированный бюджет Российской Федерации, сумма которого будет направлена на обеспечение государственных социально значимых программ - образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, а также на нивелирование санкционного давления, оказываемого на российскую экономику.
Законопроектом также предусматривается увеличение налоговой нагрузки в отношении организаций, осуществляющих добычу нефти, на период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2025 года.
Законопроектом предусматривается временное увеличение налоговых ставок по НДПИ в отношении угля на период с 1 января 2023 года по 31 марта 2023 года.
3. Изменения, касающиеся страховых взносов.
Ввиду возникшего в 2021 - 2022 годах отставания планового темпа роста заработной платы (на который с 2022 года индексируется предельная величина базы для исчисления страховых взносов) от фактического, законопроектом предлагается ежегодно с 2023 года определять предельную величину базы для обложения страховыми взносами как произведение прогнозной заработной платы, увеличенной в 12 раз, и коэффициента 2,3 (по аналогии с 2021 годом).
Такой механизм расчета предельной величины базы позволит восстановить облагаемый страховыми взносами уровень выплат физическим лицам и учитывать фактически сложившийся размер заработной платы.
4. Изменения, касающиеся налога на прибыль.
Законопроектом предусмотрено повышение уровня налогообложения прибыли, полученной при производстве и реализации сжиженного природного газа.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов в настоящее время на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации не находятся.
Анализ правоприменительной практики не проводился.
Реализация соответствующего федерального закона не окажет влияние на достижение целей какой-либо государственной программы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
При реализации мер, устанавливаемых федеральным законом "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - законопроект) в целях формирования дополнительных источников доходов для финансирования расходных обязательств государства ожидаются:
дополнительные доходы федерального бюджета от поступлений акцизов на сахаросодержащие напитки в размере около 35 млрд. рублей в год;
сокращение расходов федерального бюджета на предоставление демпфера на нефтяное сырье на 212 млрд. рублей в 2023 году, 221 млрд. рублей в 2024 году, 229 млрд. рублей в 2025 году;
дополнительные поступления НДПИ при добыче нефти в размере 208 млрд. рублей в 2023 году, 213 млрд. рублей в 2024 году, 208 млрд. рублей в 2025 году;
дополнительные поступления в государственные внебюджетные фонды в 2023 году в размере 105,4 млрд. рублей, в 2024 году - 114,1 млрд. рублей, в 2025 году - 122,6 млрд. рублей;
дополнительные поступления НДПИ на уголь порядка 30 млрд. рублей в 2023 году, НДПИ на природный газ 628,3 млрд. рублей в 2023 году, 699,9 млрд. рублей в 2024 году, 749,6 млрд. рублей в 2025 году.
дополнительные доходы федерального бюджета от налога на прибыль организаций, производящих сжиженный природный газ, в размере 200 млрд. рублей в 2023 году.
В связи с корректировкой предельного значения экспортной цены на слябы, при котором ставка акциза на сталь жидкую принимается равной нулю (в условиях ожидаемого снижения экспортной цены на слябы), обусловленной необходимостью нивелирования влияния ухудшения макроэкономической ситуации на металлургическую отрасль, выпадающие доходы федерального бюджета могут составить порядка 29,4 млрд рублей в 2022 году.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" потребует разработки и принятия следующего нормативного правового акта:
Приказ ФНС России "Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления налоговой декларации по акцизам на сахаросодержащие напитки".
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку проекта нормативного акта, - ФНС России.
Срок подготовки нормативного правового акта - 3 месяца с даты принятия Федерального закона.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.