Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 310814-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Законопроект, проект федерального закона, проект акта) разработан в целях совершенствования правового регулирования в области административной ответственности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог.
Федеральным законом от 15 октября 2020 г. N 326-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 40 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлена возможность свободного (безбарьерного) проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам.
Вместе с тем в настоящий момент не урегулирован вопрос распределения сумм штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам (статья 12.21.4 КоАП РФ) федерального, регионального, межмуниципального и местного значения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы штрафов, установленных КоАП РФ, постановления о наложении которых вынесены должностными лицами федеральных органов исполнительной власти (территориальных органов), их структурных подразделений, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.
В соответствии с абзацем четвертым подпункта "г" пункта 2 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2021 г. N 1043 (далее - федеральный надзор), предметом федерального надзора является соблюдение обязательных требований к осуществлению проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог в части соблюдения порядка внесения платы за проезд транспортного средства. Федеральный надзор осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" полномочия по подготовке постановлений об административных правонарушениях за невнесение платы за проезд по платным автомобильным дорогам отнесены к полномочиям Ространснадзора.
Таким образом, в настоящее время административные штрафы за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным федерального, регионального, межмуниципального и местного значения подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.
Проектом федерального закона уточняются положения статьи 12.21.4 КоАП РФ, в части наступления ответственности по данной норме в случае неисполнения соответствующей обязанности только в отношении платных автомобильных дорог федерального значения, платных участков таких дорог, а также вносятся изменения в примечании к статье 1.5, части 1 статьи 2.6.1, пункте 4 части 1 статьи 28.1, части 3 статьи 28.6 и части 5 статьи 29.5 КоАП РФ, которые позволят субъектам Российской Федерации в рамках регионального законодательства обеспечить возможность использования средств фотовидеофиксации при администрировании правонарушений в части оплаты проезда транспортных средств по автомобильным дорогам регионального, межмуниципального и местного значения.
Также проектом федерального закона предусмотрено внесение изменений в часть 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ в целях распространения льготного периода уплаты административного штрафа с пятидесятипроцентной скидкой на административные правонарушения, выразившиеся в несоблюдении порядка внесения платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, платным участкам таких автомобильных дорог, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Реализация норм Законопроекта будет осуществляться в пределах действующей штатной численности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение их функций в сфере установленных полномочий.
В проекте акта отсутствуют положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положения Законопроекта затрагивают обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Анализ правоприменительной практики отражает необходимость создания условий, позволяющих субъектам Российской Федерации устанавливать административную ответственность за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по платным автомобильным дорогам регионального, межмуниципального и местного значения, участкам таких дорог.
Принятие Законопроекта не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Срок вступления в силу Законопроекта установлен с 1 марта 2024 г. с учетом принятия и вступления в силу проекта федерального закона "О внесении изменений в статью З1 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Нормы Законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Проект федерального закона) не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Реализация норм Проекта федерального закона будет осуществляться в пределах действующей штатной численности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение их функций в сфере установленных полномочий.
Принятие Проекта федерального закона не окажет влияния на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в связи с отсутствием в настоящее время в субъектах Российской Федерации платных автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения, эксплуатируемых с возможностью свободного (безбарьерного) проезда транспортных средств.
В случае принятия решения об эксплуатации платных автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения с возможностью свободного (безбарьерного) проезда транспортных средств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации будут поступать дополнительные доходы в связи с взысканием штрафов за неисполнение обязанности по внесению платы за проезд по таким дорогам.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признавать утратившими силу, приостанавливать, изменять или принимать федеральные законы.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не требуется признавать утратившими силу, приостанавливать, изменять или принимать нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.