Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 379444-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - законопроект, Федеральный закон соответственно) направлен на совершенствование деятельности по правовому просвещению граждан и оказанию им бесплатной юридической помощи.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 324-ФЗ) предусматривается возможность получения гражданами бесплатной юридической помощи в государственной и негосударственной системах бесплатной юридической помощи.
Согласно статьям 15 и 22 Федерального закона N 324-ФЗ основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются государственные юридические бюро (далее - бюро) и адвокаты, негосударственной системы - юридические клиники и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.
Одним из основных вопросов организации оказания, бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации является определение основных участников государственной системы бесплатной юридической помощи, принятие решения о создании бюро и (или) привлечении адвокатов.
В настоящее время из 89 субъектов Российской Федерации в 48 регионах бесплатную юридическую помощь оказывают только адвокаты. В 8 субъектах Российской Федерации действуют только бюро, в 33 субъектах Российской Федерации задействованы и бюро, и адвокаты (смешанная модель).
Согласно данным проведенного Минюстом России мониторинга реализации Федерального закона N 324-ФЗ в настоящее время право на получение бесплатной юридической помощи имеют 34 018 744 человека, получили ее в 2022 году в 403 514 случаях, из них помощь оказана бюро в 158 596 случаях, адвокатами - в 125 155 случаях, негосударственными центрами оказания бесплатной юридической помощи - в 80 928 случаях, юридическими клиниками - в 38 835 случаях.
Обозначенный мониторинг показал, что наиболее эффективно система оказания бесплатной юридической помощи работает в тех регионах, где созданы бюро. Именно они обеспечивают надлежащий уровень оказания гражданам бесплатной юридической помощи, а также правовое информирование и правовое просвещение граждан.
Регионы, в которых созданы бюро, имеют стабильно высокие количественные показатели оказания бесплатной юридической помощи.
При том, что бюро осуществляют деятельность только в 41 субъекте Российской Федерации, на них приходится около 39,3% всего объема правовой помощи. Количество оказанной в 2021 - 2022 годах сотрудниками бюро помощи гражданам составило 313 331 из 668 949 случаев (46,8%).
Важными преимуществами создания бюро являются:
понятная для граждан структура оказания бесплатной юридической помощи;
единая информационная система оказания бесплатной юридической помощи;
создание сети пунктов оказания бесплатной юридической помощи на всей территории субъекта Российской Федерации;
подконтрольная органам государственной власти субъектов Российской Федерации система организации оказания бесплатной юридической помощи с точки зрения управленческих, финансовых и организационно-правовых решений.
Наличие бюро, имеющих в штате профессиональных юристов, оснащенных необходимой инфраструктурой, будет способствовать увеличению числа граждан, обеспеченных бесплатной юридической помощью, позволит в полной мере предоставлять им конституционные гарантии.
Следует отметить, что в связи с прибытием на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, сотрудниками бюро за период с 20 февраля 2022 г. по 21 апреля 2023 г. оказано 22 862 консультации.
На состоявшемся 13 мая 2021 г. совещании Президента Российской Федерации с постоянными членами Правительства Российской Федерации поддержано предложение Минюста России о создании в субъектах Российской Федерации бюро как основных участников государственной системы по оказанию бесплатной юридической помощи.
Президент Российской Федерации вновь указал на необходимость создания бюро в каждом субъекте Российской Федерации 20 сентября 2022 г. в ходе торжественного заседания, посвященного 220-летию со дня образования Минюста России.
Преимуществами создания государственных юридических бюро является понятная для граждан структура оказания бесплатной юридической помощи, подконтрольная органам государственной власти субъектов Российской Федерации система организации оказания такой помощи с точки зрения управленческих, финансовых и организационно-правовых решений.
Законопроект предусматривает закрепление в качестве полномочий органов власти субъектов Российской Федерации определение порядка взаимодействия бюро с участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации.
При данной модели оказания юридической помощи работники бюро будут обеспечивать первичный прием граждан и оказание правовых консультаций, а адвокаты привлекаться к обеспечению представления интересов граждан в судах и иных органах.
Успешность использования такой модели организации системы бесплатной юридической помощи подтверждается практикой ряда субъектов Российской Федерации. К примеру, в 2022 году в Ульяновской области во взаимодействии бюро с адвокатами зафиксировано 21 532 случая оказания помощи, в Волгоградской области - 15 940 случаев, в Нижегородской области - 11 249 случаев.
Взаимодействие бюро с участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи предлагается осуществлять путем заключения соглашения о взаимодействии, в рамках которого участники негосударственной системы бесплатной юридической помощи будут задействованы в консультировании граждан, что позволит распределить нагрузку между субъектами, оказывающими бесплатную юридическую помощь.
Необходимо отметить, что положения законопроекта, устанавливающие право бюро на организацию порядка взаимодействия участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, не направлены на установление императивной обязанности субъектов Российской Федерации на создание бюро и распространяют свое действие на регионы, в которых уже созданы и функционируют бюро либо планируется их создание.
При определении основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи адвокатов будут применяться положения статьи 18 Федерального закона N 324-ФЗ.
Порядок участия адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи, в том числе порядок отзыва (замены, ротации) адвоката, участвующего в государственной системе бесплатной юридической помощи, определяется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации самостоятельно.
Помимо этого, в соответствии с рекомендациями и предложениями Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по повышению эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина, содержащимися в докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2020 год, Правительству Российской Федерации предлагается рассмотреть вопрос о включении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации в число участников государственной системы бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 15 Федерального закона N 324-ФЗ.
С этими целями законопроектом предлагается включить в список участников государственной системы бесплатной юридической помощи Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается заменить полномочие Минюста России по разработке и установлению единых требований к качеству оказываемой гражданам бесплатной юридической помощи, обеспечению контроля за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи на полномочие по разработке стандарта оказания бесплатной юридической помощи и обеспечению мониторинга его соблюдения участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.
Так, Федеральным законом N 324-ФЗ установлено, что единые требования к качеству оказания бесплатной юридической помощи необходимо установить в отношении всех участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, что предполагает унифицированный подход ко всем субъектам, оказывающим бесплатную юридическую помощь.
Вместе с тем в законодательстве отсутствует определение качества юридических услуг, которое возможно применить при нормативном установлении критериев качества, в том числе при оказании бесплатной юридической помощи.
При этом широко применяется практика разработки и утверждения стандартов оказания услуг.
Таким образом, для проведения оценки качества оказания бесплатной юридической помощи целесообразно использовать сложившуюся практику и разработать стандарты оказания бесплатной юридической помощи, закрепив соответствующее полномочие за Минюстом России.
Законопроектом исключается положение о возможности оказания бесплатной юридической помощи в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах, поскольку исчерпывающий перечень видов оказания бесплатной юридической помощи установлен частью 1 статьи 6 Федерального закона N 324-ФЗ.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие Федерального закона не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" не потребует расходов из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (далее - проект федерального закона, Федеральный закон соответственно) потребует:
1) внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" в части дополнения и корректировки полномочий Министерства юстиции Российской Федерации.
Основание: подпункт "в" пункта 2 статьи 1 проекта федерального закона.
Головной исполнитель: Минюст России.
Срок подготовки: в течение шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона;
2) внесения изменений в приказ Минюста России от 12 ноября 2012 г. N 206 "Об утверждении форм и сроков представления документов, связанных с участием адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
Основание: подпункты "а" - "д" пункта 7 статьи 1 проекта федерального закона.
Головной исполнитель: Минюст России.
Срок подготовки: в течение шести месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.