Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 387179-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на повышение мотивации у молодых граждан к активному построению карьеры, устранение излишних барьеров в процессе адаптации молодежи на рабочих местах, а также поддержку деятельности студенческих отрядов.
Содействие трудоустройству молодежи и их профессиональному развитию является одним из основных направлений реализации молодежной политики в Российской Федерации. Важность подобной поддержки Президент Российской Федерации отметил на заседании Государственного Совета Российской Федерации, посвященного вопросам реализации молодежной политики в современных условиях, состоявшегося 22 декабря 2022 года, и поручил Правительству Российской Федерации проработать вопрос о внесении изменений в нормативные правовые акты в сфере занятости молодежи, направленные на стимулирование работодателей к приему на работу молодежи, в том числе посредством реализации мер поддержки работодателей, обеспечивающих трудоустройство молодых специалистов (абзац пятый пп. "б" п. 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 29.01.2023 N Пр-173ГС).
В рамках реализации молодежной и социальной политики государство стремится обеспечить вовлечение молодых граждан в трудовую деятельность еще на этапе получения ими образования. Так, например, по инициативе Президента Российской Федерации принят Федеральный закон от 8 июня 2020 года N 165-ФЗ "О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", который предоставил право осуществлять педагогическую деятельность по основным образовательным программам студентам старших курсов педагогических вузов.
Одновременно с этим в целях создания условий для успешной интеграции молодежи в трудовую деятельность органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также крупнейшими российскими организациями (например, ПАО "ЛУКОЙЛ", ПАО "Газпром", ОАО "РЖД") обеспечивается целый комплекс мер стимулирования: льготное ипотечное кредитование, компенсационные выплаты на приобретение и строительство жилья, "подъемные" выплаты, стимулирующие надбавки к заработной плате, содействие профессиональному росту и научным достижениям.
Вместе с тем с принятием Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" в законодательстве появились четкие критерии статуса "молодой специалист".
Согласно пункту 6 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона молодым специалистом является гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно, завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией.
Следовательно, студенты, проходящие обучение по основным профессиональным образовательным программам и начавшие трудовую деятельность, не могут иметь статус молодого специалиста, поскольку не завершили обучение. Получив же образование, они также не могут приобрести статус молодого специалиста, так как устраиваются на работу уже не впервые. При этом существует обратная ситуация, когда молодым специалистом становится гражданин в 34 года, впервые трудоустроившийся по специальности, независимо от опыта работы в других сферах.
Таким образом, складывается ситуация, при которой на государственном уровне, с одной стороны, предпринимаются усилия по вовлечению в трудовую деятельность молодых людей еще на этапе обучения, а с другой стороны, исключается возможность получения ими статуса молодого специалиста.
Вышеуказанную проблему поднимают и сами регионы, так, в июле 2022 года Законодательное Собрание Ростовской области направило обращение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину о необходимости уточнения требований, предъявляемых к молодым специалистам (постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 23 июня 2022 года N 1697).
В целях создания равных условий для молодежи в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации" предлагается внести изменение, предусматривающее замену предъявляемого к молодым специалистам обязательного условия о первом месте работы после завершения обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения требованием об осуществлении трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией.
Законопроектом также предлагается закрепить понятие "молодой работник", которое позволит создать законодательную основу для стимулирования молодых людей к вступлению в трудовые отношения. В текущих условиях, когда экономика страны развивается быстро с целью выработки эффективных решений по удовлетворению потребностей общества, а многие ее сферы пересекаются, молодой гражданин, получивший образование по определенной специальности работает в этом же направлении, но его должность звучит иначе, за счет расширенного функционала.
В настоящий момент указанная категория граждан находится за рамками правового поля, при этом принося значительный вклад в экономическое развитие государства и общества в целом.
С подобной инициативой в адрес Комитета Государственной Думы по молодежной политике в апреле прошлого года обратились: Федерация Независимых Профсоюзов России, Республика Адыгея, Красноярский край, Пензенская, Кемеровская, Сахалинская, Челябинская, Вологодская, Волгоградская, Тверская и Московская области.
Служба исследований крупнейшей российской платформы онлайн-рекрутинга hh.ru провела опрос 1 среди 2583 российских респондентов, показавший, что только 33% опрошенных работают по специальности, еще 29% работают в смежном направлении и 39% работают не по специальности.
При этом большинство (58%) респондентов, не работающих сейчас по специальности, пытались трудоустроиться по специальности в дипломе, а чаще всего переставали работать по ней из-за низкой зарплаты (46%), смутных перспектив (31%) и плохих условий труда (24%).
Законопроект также направлен на создание законодательной основы для формирования у молодых граждан навыков трудолюбия и добросовестного отношения к работе, так как российская молодежь как субъект рынка труда отличается от работников других возрастных групп своими трудовыми установками, в том числе большей готовностью к различным изменениям в трудовой деятельности.
Немаловажную роль в сфере трудоустройства молодежи играют студенческие отряды, история которых насчитывает более 60 лет и чью школу прошли более 19,5 миллионов человек.
В 2022 году Молодежная общероссийская общественная организация "Российские Студенческие Отряды" (РСО) обеспечила временной трудовой занятостью более 150 тысяч молодых людей из 76 субъектов Российской Федерации, а в 2023 году в составе студенческих отрядов планируется трудоустроить более 200 тысяч представителей молодежи.
Участие молодых граждан в реализации молодежной политики, в том числе проектах, связанных с вовлечением в трудовую деятельность, является одной из ключевых задач подготовки кадров для страны. Трудовые проекты студенческих отрядов решают проблему приобретения практических навыков в период обучения и первого трудоустройства после завершения обучения, так как большинство участников студенческих отрядов трудоустраиваются к работодателям в различных отраслях экономики.
Примеры таких трудовых проектов начинают свою историю еще со времен всесоюзных строек. В наше время к ним относятся: Всероссийская студенческая стройка "Сочи 2014" (строительство олимпийских объектов), Всероссийская студенческая стройка "Космодром "Восточный", Всероссийские трудовые проекты на объектах Госкорпорации "Росатом", ПАО "Газпром", Всероссийский отряд проводников, всероссийские педагогические отряды, отряды студенческих отрядов сервиса и сельскохозяйственного направления.
В июле прошлого года Ассоциация законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья направила обращение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину о необходимости законодательной поддержки деятельности студенческих отрядов.
Проектируемые нормы законопроекта также направлены на приведение Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" в соответствие Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и уточнение отдельных терминов.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства, так как меры поддержки для "молодых специалистов" и "молодых работников" могут устанавливать субъектами Российской Федерации самостоятельно, исходя из своих финансовых возможностей, а также производиться за счет самих работодателей.
------------------------------
1 Статья "Работа по специальности: миф или реальность?" [Электронный ресурс] URL: https://hh.ru/article/29322
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О молодежной политике в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.